ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-596 от 02.02.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Никонов К.Ф. Дело № 33а-596

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 02 февраля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

ФИО1

судей

Кощеева А.В., ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 23 октября 2015 года по административному делу по заявлению прокурора г. Кирова о признании незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче градостроительного плана земельного участка, признании незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче разрешения на строительство, признании указанного разрешения на строительство недействительным, которым постановлено:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать действия администрации г. Кирова по выдаче разрешения на строительство от <дата> ЖСК «УКС ВМП «Авитек» незаконными.

Признать разрешения на строительство от <дата>, выданное ЖСК «УКС ВМП «Авитек», недействительным.

В удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче градостроительного плана земельного участка , утвержденного Распоряжением Главы администрации г. Кирова -зр от <дата>, отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., пояснения представителя подателя жалобы ФИО4 - ФИО5, прокурора Шибановой Н.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кирова обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче градостроительного плана земельного участка № , утвержденного Распоряжением Главы администрации г. Кирова -зр от <дата>, признании незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче разрешения на строительство от <дата> ЖСК «УКС ВМП «Авитек», признании указанного разрешения на строительство недействительным. В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой обращения депутата Государственной Думы ФС РФ шестого созыва ФИО6 выявлены нарушения законодательства при утверждении администрацией г. Кирова градостроительного плана земельного участка в квартале улиц <адрес> (квартал ), а также при выдаче администрацией г. Кирова ЖСК «УКС ВМП «Авитек» разрешения на строительство двухсекционного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что <дата> в администрацию г. Кирова поступило заявление ЖСК «УКС ВМП «Авитек» о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером двухсекционного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения данного заявления, а также приложенных к нему документов заместителем главы администрации г. Кирова ФИО7 <дата> ЖСК «УКС ВМП «Авитек» выдано разрешение № RU на строительство двухсекционного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , с количеством этажей 1 секция в осях «2-6» 6 шт., 2 секция в осях «13-19» 4 шт., секций - 2 шт. Высота здания по разрешенной к реализации проектной документации составляет в 1 секции в осях «2-6» - 24,99 м, во 2 секции в осях «13-19» - 17,8 м. Разрешение на строительство данного объекта выдано на основании градостроительного плана земельного участка , утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от <дата>-зр, согласно которому земельный участок с кадастровым номером на момент выдачи разрешения на строительство от <дата> и по настоящее время с учетом утвержденных решением Кировской городской думы от 29 апреля 2009 года № 28/10 (в редакции от 22 декабря 2014 года) Правил землепользования и застройки города Кирова располагается в границах территориальной зоны «Ж-2В1. Зона среднеэтажной жилой застройки в исторических районах». Полагает, что разрешение на строительство № RU от <дата> и градостроительный план земельного участка № RU 43 6298, утвержденный распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от <дата>-зр, выданы с нарушением Правил землепользования и застройки г. Кирова, являются незаконными и противоречат ст.ст.40, 45 и 51 ГрК РФ. Просил суд признать незаконными действия заместителя главы администрации города Кирова ФИО7 по выдаче застройщику жилищно-строительному кооперативу «УКС ВМП «Авитек» разрешения на строительство №RU от <дата>; признать недействительным и не влекущим правовых последствий с момента принятия разрешение на строительство №RU от <дата>, выданное заместителем главы администрации города Кирова жилищно-строительному кооперативу «УКС ВМП «Авитек»; восстановить пропущенный срок обжалования градостроительного плана земельного участка , утвержденный распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от <дата>-зр; признать действия администрации г. Кирова по выдаче градостроительного плана, утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от <дата>-зр, в части определения предельных параметров разрешенного строительства без учета требований правил землепользования и застройки и ГрК РФ незаконными.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласна ФИО4 В апелляционной жалобе ставит требование об отмене решения суда и направления дела на новое рассмотрение. В обоснование указала, что является членом ЖСК и в соответствии с соглашением от <дата> осуществляет внесение паевых взносов на строительство квартиры строительный , которая должна быть расположена на 4 этаже строящегося многоквартирного двухсекционного 4-6 этажного жилого дома по адресу: <адрес>. Вступление в члены ЖСК и заключение соглашения о внесении паевых взносов осуществлены после получения разрешения на строительство от <дата> и включения сведений в реестр действующих разрешений на строительство многоквартирных жилых домов, выданных администрацией города Кирова, сведения о котором содержатся на официальном сайте администрации города Кирова. По состоянию на дату принятия судом обжалуемого решения фактически уже была выстроена часть здания дома в соответствии с проектной документацией за счет внесенных средств пайщиков. Финансовые средства заявителя жалобы в сумме <адрес> по состоянию на <дата> года уже вложены в виде паевых взносов в строительство дома. В результате принятия судом судебного акта о признании разрешения на строительство недействительным заявитель лишен права осуществлять за счет собственных средств дальнейшее строительство жилого помещения. Полагает, что судом разрешен вопрос о правах членов-пайщиков ЖСК. С 13 июля 2015 года новой редакцией ст. 110 ЖК РФ предусматривается, что жилищно-строительный кооператив не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три. Таким образом, исключается дальнейшая возможность получения разрешения на строительство и строительство для членов пайщиков жилых помещений с этажностью выше 3. Заявитель жалобы считает, что документация по планировке территории в квартале улиц <адрес> (квартал ) является правоустанавливающим документом, определяющим, в том числе параметры застройки территории. Составной частью является градостроительный план земельного участка в отношении строящегося дома по <адрес>. Градостроительный план земельного участка может быть оспорен в судебном порядке, а не в порядке признания незаконными действий администрации г. Кирова по выдаче градостроительного плана земельного участка. Судом сделан вывод о вступлении градостроительного плана в противоречие с Правилами застройки и землепользования г. Кирова согласно пункту 4 ст. 4 Правил. Заявитель считает, что Правила землепользования и застройки г. Кирова не являются федеральным законом, они не могут предусматривать основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Полагает, что не предоставление на экспертизу проектной документации до внесения изменений в правила как основание для приведения проектной документации в соответствие с новой редакцией Правил фактически порождает новые градостроительные нормы, поскольку такое основание для изменения проектной документации по инициативе застройщика и новое представление ее для проведения государственной экспертизы не предусмотрено ст. 49 ГрК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Кирова указал на законность принятого решения, в удовлетворении жалобы просил отказать.

В судебном заседании представитель ФИО4 по доверенности ФИО5 требования и доводы жалобы ФИО4 поддержал, дополнительно суду пояснил следующее. Ссылаясь на ст. ст. 3, 6 ГрК РФ, считает, что нарушение ст. 6 ГрК РФ фактически предусматривает новую процедуру, которая противоречит федеральному законодательству. Пункт 4 ст. 4 Правил землепользования и застройки противоречит действующим федеральным нормам, поэтому данный пункт не может быть применен. Федеральным законом № 459-ФЗ предусмотрены: переходный период для застройщиков - 1 год, а также процедура, которая зависит от того, когда были сданы документы на экспертизу. Данная процедура связана с проведением проверки архитектурного облика проектируемого здания при выдаче разрешения на строительство. Считает, что градостроительный план, на основании которого выдано разрешение на строительство является действующим, поскольку никем не отменен и не изменен.

Прокурор Шибанова Н.Е. в судебном заседании указала на законность принятого решения, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ФИО4 - ФИО5, прокурора, судебная коллегия пришла к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

ФИО4 является членом ЖСК и в соответствии с соглашением от <дата> осуществляет внесение паевых взносов на строительство квартиры со строительным номером , которая должна быть расположена на 4 этаже строящегося многоквартирного двухсекционного 4-6этажного жилого дома по адресу: <адрес>. Финансовые средства заявителя жалобы в сумме <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата> вложены в виде паевых взносов в строительство дома. В результате принятия судом судебного акта о признании разрешения на строительство недействительным заявитель лишен права осуществлять за счет собственных средств дальнейшее строительство указанного выше жилого помещения. Поскольку принятое Первомайским районным судом г. Кирова решение затрагивает права и интересы ФИО4 жалоба принята к рассмотрению.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действующей на момент вынесения судом первой инстанции решения) к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом юридически значимыми обстоятельствами являются: наличие у органа полномочий на принятие решения, соблюдение процедуры принятия решения и соответствие содержания оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (п. 25 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено, что <дата> ЖСК «УКС ВМП «Авитек» обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером двухсекционного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>.

Согласно исследованным материалам дела, при обращении с заявлением от <дата> о выдаче разрешения на строительство ЖСК «УКС ВМП «Авитек» предоставило следующие документы:

- в качестве правоустанавливающих документов на земельный участок: свидетельство о государственной регистрации права от <дата>, согласно которому земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ООО «<данные изъяты>» (т. 1 л.д. 27-28), заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ЖСК «УКС ВМП «Авитек» договор аренды земельного участка от <дата> (т. 1 л.д. 29-30);

- градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от <дата>-зр (т. 1 л.д. 32-36);

- материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства;

- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства;

По результатам рассмотрения данного заявления, а также приложенных к нему документов заместителем главы администрации г. Кирова ФИО7 <дата> ЖСК «УКС ВМП «Авитек» выдано разрешение № RU на строительство двухсекционного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , с количеством этажей: 1 секция в осях «2-6» 6 шт., 2 секция в осях «13-19» 4 шт., секций - 2 шт. Высота здания по разрешенной к реализации проектной документации составляет в 1 секции в осях «2-6» - 24,99 м, во 2 секции в осях «13-19» - 17,8 м.

Прокурор г. Кирова, полагая, что данное разрешение выдано с нарушением норм действующего законодательства, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с соответствующим заявлением об оспаривании данного разрешения и действий заместителя главы администрации г. Кирова ФИО7 по выдаче разрешения.

Суд первой инстанции при удовлетворении требований прокурора г. Кирова о признании незаконными действий заместителя главы администрации города Кирова ФИО7 по выдаче застройщику ЖСК «УКС ВМП «Авитек» разрешения на строительство, о признании недействительным и не влекущим правовых последствий разрешения на строительство, - исходил из того, что на момент выдачи разрешения на строительство градостроительный план не соответствовал действующим на тот момент Правилам землепользования, объект строительства не соответствовал требованиям градостроительного плана земельного участка, что, по мнению суда, является одним из оснований для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство.

Судебная коллегия соглашается со сделанными выводами по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

При этом частью 3 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1). На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (ч. 5).

Согласно ч. 4 ст. 4 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 года № 28/10, в случае если между градостроительным планом земельного участка и Правилами существуют противоречия в отношении параметров создаваемого объекта, ограничений в использовании объектов недвижимости и в случае если проектная документация не представлена на экспертизу до внесения изменений в Правила (после чего градостроительный план земельного участка вступил в противоречие с Правилами), заинтересованное лицо должно инициировать внесение соответствующих изменений в градостроительный план земельного участка и подготовить (откорректировать) проектную документацию в соответствии с действующей редакцией Правил. Если противоречия между градостроительным планом земельного участка и Правилами произошли после представления проектной документации на экспертизу и (или) после получения разрешения на строительство, то ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется по градостроительному плану земельного участка, ранее утвержденному без приведения в соответствие Правилам.

Разрешение на строительство данного объекта выдано на основании градостроительного плана земельного участка, № , утвержденного распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова от <дата>-зр. На дату обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 года № 28/10 (в редакции от 22 декабря 2014 года), то есть разрешение выдано при наличии Градостроительного плана, не соответствующего действующим на момент подачи заявления Правилам землепользования и застройки. В частности, Правила землепользования и застройки в действующей редакции вводят ограничения, предусмотренные п. 8 ст. 17. Проектная документация не была предоставлена на экспертизу до внесения Изменений в Правила.

В нарушение ч. 4 ст. 4 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 года № 28/10, заинтересованное лицо ЖСК «УКС ВМП «Авитек» не инициировало внесение соответствующих изменений в градостроительный план земельного участка, не подготовило проектную документацию в соответствии с действующей редакцией Правил.

Толкование части 3 ст. 51 ГрК РФ во взаимосвязи со ст. 30 ГрК предполагает, что предусмотренные частью 7 ст. 51 ГрК РФ документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, должны соответствовать правилам землепользования и застройки, действующим на момент обращения за выдачей разрешения на строительство. Поэтому доводы заявителя жалобы о противоречии ч. 4 ст. 4 Правил землепользования и застройки нормам Федерального закона являются несостоятельными. Правила лишь конкретизируют действия заинтересованных лиц во исполнение норм Федерального закона.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29 апреля 2009 № 28/10 (с последними изменениями от 25 марта 2015 года), земельный участок с кадастровым номером расположен в границах территориальной зоны: «Ж-2В1. Зона среднеэтажной жилой застройки в исторических районах».

Такое расположение земельного участка предписывает застройщику действовать в определенных законодательством рамках.

Так в соответствии со ст. 15.1.3 Правил зона среднеэтажной жилой застройки в исторических районах выделена для формирования жилых районов в границах территории градостроительного комплекса памятников (заповедная территория) с размещением компенсационного нового строительства (взамен утраченных и ветхих зданий) многоквартирными домами секционного типа этажностью 3 - 5 этажей с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Разрешено размещение объектов и учреждений повседневного обслуживания и (ограниченно) других видов деятельности.

Для многоквартирных жилых домов секционного типа, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения действуют следующие ограничения:

Высота зданий - не выше 14 м от среднего уровня существующих отметок рельефа до наивысшей точки здания.

Линейные размеры площади фасадов, силуэт зданий и сооружений - полное подчинение сложившейся застройке, историческим традициям.

Надстройка мансардных этажей допускается при соблюдении общего стилевого единства исторической среды, сохранении исторически сложившегося визуально-ландшафтного восприятия памятников истории и культуры.

Максимальная этажность - 5 эт.

Минимальная площадь земельного участка - 1900 кв. м.

Минимальный отступ:

от границы земельного участка - 3 м.

Отступ от красной линии: в соответствии с принятой линией застройки для участков сложившейся застройки по местным традициям.

Высота зданий: для многоквартирных жилых домов секционного типа - до 3-х этажей по фронту улиц, в глубине квартала допускается до 5 этажей.

Высота здания измеряется от среднего уровня существующих отметок рельефа до наивысшей точки здания.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2 - 3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Коэффициент плотности застройки земельного участка (отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади земельного участка) следует принимать для многоквартирного жилого дома не выше 0,8.

Количество машино-мест принимать с учетом уровня автомобилизации, определенного на расчетный период до 2020 года, - 420 легковых автомобилей на 1000 человек

Допустимая высота застройки (от среднего уровня существующих отметок рельефа до конька крыши) для кадастрового квартала 43:40:000324 составляет: по ул. ФИО8 - 10-12 м; по ул. Урицкого - 10-12 м., по ул. М.Гвардии - 10-12 м., по ул. Казанская - 10-12 м., внутри <...> м.

Установлено, что планируемый к застройке двухсекционный многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения, апартаментами и встроено-пристроенной автостоянкой по адресу: <адрес>, имеет следующие отклонения от параметров разрешенного строительства: максимальная этажность, максимальная высота зданий, высота зданий по фронту улиц, допустимая высота застройки внутри квартала, плотность застройки.

Поскольку планируемый к строительству объект недвижимости не соответствует предусмотренным Правилами землепользования и застройки параметрам в части этажности, высоты застройки, плотности застройки, в силу п. 5 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ ЖСК «УКС ВМП «Авитек» должно было представить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Согласно ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 459-ФЗ). Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Из материалов дела следует, что ЖСК «УКС ВМП «Авитек» в установленном ст. 40 ГрК РФ, ст. 8 Правил землепользования и застройки порядке за выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в администрацию города Кирова не обращался, администрация г. Кирова такого разрешения не выдавала. Согласно информации главы администрации муниципального образования «Города Киров» ФИО9 от 13 августа 2015 года № 5811-18-02 администрацией муниципального образования «Город Киров» не проводились публичные слушания по вопросам предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных по следующим адресам: <адрес>, 15а; <адрес>; <адрес> (том 1, л.д. 96).

Утвержденное главой администрации города Кирова распоряжение от <дата>-зр об утверждении документации по планировке застроенной территории в квартале улиц <адрес> (квартал ) со следующими основными технико-экономическими показателями, в том числе, коэффициент плотности застройки 1,4, этажность застройки 3-6, - не подменяет собой разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Кроме того, принятым распоряжением не разрешен вопрос о следующих отклонениях: максимальная высота зданий, высота зданий по фронту улиц, допустимая высота застройки внутри квартала. Распоряжение и.о. заместителя главы администрации города Кирова от <дата>-зр не содержит причин принятия положительного решения.

Таким образом, отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с п. 8 ст. 17 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской думы от 29 апреля 2009 года №28/10, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне охраняемого культурного слоя и археологических наблюдений.

Зона охраняемого культурного слоя и археологических наблюдений включает в себя территорию в границах укреплений города Хлынова XVI - XVII вв. с прилегающими участками бывших слобод: Владимирской, Всехсвятской, Монастырской, Кикиморской, Инвалидной, Хлыновской, Луковицкой и Дымковской заречной, а также древних трактов. На этой территории все строительные и земляные работы (в том числе посадка деревьев и кустов) производятся с разрешения государственных органов охраны памятников и при участии археологов.

Из информации, предоставленной и.о. министра культуры Кировской области ФИО10 от 25 августа 2015 года № 306-57-01-26, следует, что министерство культуры Кировской области согласие на проведение каких-либо работ в отношении объекта не давало, информацией о проведении государственной историко-культурной экспертизы на данном участке не располагает.

Вместе с тем из материалов дела, а именно карты-схемы зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия (л.д. 58), спорный земельный участок находится в квартале 324 - зона исторической застройки.

При этом органы местного самоуправления обязаны учитывать специфику культурного наследия города Кирова, которая заключается, в том числе, в особой ценности местного культурного слоя.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Следует учитывать, что осуществляя градостроительное регулирование, уполномоченные органы должны устанавливать разумный баланс между интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки и защищаемыми законом правами и интересами иных лиц, а также публичными интересами.

Анализируя изложенное, учитывая, что разрешение на строительство выдано при нарушении требований ч. 7 ст. 51 ГрК, а именно: градостроительный план противоречит действующим на день подачи заявления о выдаче разрешения на строительство Правилам землепользования и застройки г. Кирова; отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства; не истребовано разрешение Министерства культуры Кировской области на проведение каких-либо работ в отношении планируемого к застройке объекта, - заявленные прокурором г. Кирова требования о признании незаконными действий заместителя главы администрации г. Кирова ФИО7 по выдаче застройщику ЖСК «УКС ВМП «Авитек» разрешения на строительство № RU от <дата>; признании недействительным и не влекущим правовых последствий с момента принятия разрешения на строительство № RU от <дата>, выданное заместителем главы администрации города Кирова ЖСК «УКС ВМП «Авитек», - удовлетворены правомерно.

Ссылки на вступление в законную силу Федерального закона №459-ФЗ, а также ст. 110 ЖК РФ в редакции от 13 июля 2015 года, - во внимание приняты быть не могут, поскольку выданное администрацией г. Кирова разрешение на строительство противоречит нормам, действующим в момент выдачи этого разрешения.

Доводы жалобы ФИО4 основаны на неверном, ином толковании норм права и отмены оспариваемого решения не влекут.

Выводы суда основаны на материалах дела и оценке доказательств с учетом правил статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Основания для его отмены или изменения состоявшегося решения отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 23 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: