ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5960/2017 от 17.05.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Василькова И.М. 33а-5960/2017

008А

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2017 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Туровой Т.В.

с участием прокурора Гайдук О.В.

судей Тарараевой Т.С., Петрушиной Л.М.

при секретаре Шамбер Ю.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу Тарараевой Т.С.

дело по административному иску прокурора Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района о возложении обязанности привести постановление Главы администрации района № 86-р от 28.02.2013 в соответствие с Законом Красноярского края № 17-4377 от 27.12.2005г.

по апелляционному представлению прокурора Мотыгинского района

на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. к администрации Мотыгинского района о возложении обязанности привести постановление Главы администрации района № 86-п от 28.02.2013 «О регулировании процесса обеспечения бесплатным питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Мотыгинского района» (с изменениями, внесенными постановлением от 26.02.2015 № 108-п, от 20.10.2016 № 306-п) в соответствие с Законом Красноярского края № 17-4377 от 27.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы», Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу - отказать.

Выслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А

Прокурор Мотыгинского района Красноярского края Иванов П.А. обратился в суд с административным иском к администрации Мотыгинского района о возложении обязанности привести постановление Главы администрации района № 86-п от 28.02.2013 «О регулировании процесса обеспечения бесплатным питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Мотыгинского района» (с изменениями, внесенными постановлением от 26.02.2015 № 108-п, от 20.10.2016 № 306-п) в соответствие с Законом Красноярского края № 17-4377 от 27.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы», Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления изучено вышеуказанное постановление главы администрации Мотыгинского района, которым утвержден порядок регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, определивший перечень обучающихся детей, имеющих право на обеспечение бесплатным питанием. Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению бесплатным горячим завтраком, горячим обедом или набором продуктов питания, ежемесячной денежной компенсацией взамен бесплатного горячего питания граждан, указанных в ст.ст. 11, 14 Закона Красноярского края от 2.11.2000 № 12-961, а также определению среднедушевого дохода семьи, дающего право на обеспечение питанием без взимания платы с обучающихся. Исполнение указанных полномочий является обязанностью самих органов местного самоуправления и не может быть переданной другим органам и учреждениям. Постановление администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 № 86-п противоречит вышеуказанной норме закона края, поскольку указанным актом обязанности органа местного самоуправления по принятию к рассмотрению документов, принятию решения по предоставлению горячего питания незаконно переданы муниципальным общеобразовательным организациям. В связи с указанными противоречиями 17.11.2016 в адрес администрации прокуратурой принесен протест, который не удовлетворен.

Судом постановлено указанное выше решение.

Прокурор Мотыгинского района в апелляционном представлении просит отменить решение, как незаконное, ссылаясь на доводы заявленные в обоснование административного иска.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, выслушав прокурора Гайдук О.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 37 указанного закона обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка" определены категории лиц, обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях, имеющие право на получение бесплатного питания за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению бесплатным горячим завтраком, горячим обедом или набором продуктов питания, ежемесячной денежной компенсацией взамен бесплатного горячего питания граждан, указанных в ст. 11 и 14 Закона Красноярского края от 2.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», а также определению среднедушевого дохода семьи, дающего право на обеспечение питанием без взимания платы с обучающихся.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 № 86-п, утвержден порядок регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Мотыгинского района.

Указанным порядком определено, что получение бесплатного питания возможно при наличии заявления родителей (законных представителей) детей, зачисленных в муниципальное общеобразовательное учреждение, справок о доходах родителей за последние три месяца, предшествующие подаче заявления (п. 9).

Родители детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Мотыгинского района, подают заявления и соответствующие подтверждающие документы, на имя руководителя муниципального общеобразовательного учреждения, в котором эти дети обучаются (п. 10).Заявления регистрируются муниципальным общеобразовательным учреждением и рассматриваются в течение 10 дней на заседании органа управления муниципального общеобразовательного учреждения (п. 11).

Принятое решение оформляется протоколом (п. 12).

Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения в течение трех рабочих дней после принятия решения, утверждает приказом списки детей, обучающихся в данном муниципальном общеобразовательном учреждении, которым предоставляется бесплатное питание (п. 13).

Утвержденные списки детей направляются муниципальным общеобразовательными учреждениями в Управление образования и являются основанием для расчета денежных средств, необходимых для обеспечения питанием детей, обучающихся в муниципальных учреждениях Мотыгинского района (п. 14).

Контроль за соблюдением правильности составления списков детей и достоверностью информации предоставляемой в Управление образования возлагается на руководителей соответствующих общеобразовательных учреждений (п. 15).

По результатам изучения данного Постановления прокуратурой района в рамках деятельности по осуществлению надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления, 17.11.2016 на имя Главы администрации Мотыгинского района направлен протест прокурора о приведении постановления от 28.02.2013 № 86-п в соответствие с Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377, с указанием на то, что в пунктах 10-15 правового акта обязанности органа местного самоуправления по принятию и рассмотрению документов, принятию решения по предоставлению горячего питания незаконно переданы муниципальным общеобразовательным организациям.

28.11.2016 администрацией Мотыгинского района, указанный протест оставлен без удовлетворения.

Разрешая заявленные прокурором требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что утвержденный постановлением администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 № 86-п, порядок организации питания не противоречит положениям Закона Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377 о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных организациях без взимания платы.

При этом суд исходил из того, что возложение на общеобразовательные учреждения полномочий по организации сбора списков детей, нуждающихся в бесплатном питании, утверждению этих списков не наделяют данные общеобразовательные учреждения полномочиями по обеспечению детей питанием, которое производится за счет предоставленных для этих целей местным бюджетам субвенций.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

Законом Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 "О защите прав ребенка" определены категории лиц, обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях, имеющие право на получение бесплатного питания за счет средств краевого бюджета.

Как следует из вышеприведенных положений закона, государственные полномочия по обеспечению предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным питанием, установленных Законом Красноярского края «О защите прав ребенка» для определенных категорий лиц, обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях, Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377 переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.

Во исполнение делегированных им полномочий органы местного самоуправления имеют безусловное право принимать нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления мер социальной поддержки, однако без передачи имеющихся у них государственных полномочий касающихся вопросов предоставления данных мер поддержки.

Анализ положений п.12.13,14 утвержденного Постановлением Главы администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 года №86-п Порядка регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Мотыгинского района, свидетельствует о том, что муниципальным образовательным учреждениям оспариваемым Постановлением органа местного самоуправления переданы не только технические функции принятия заявлений и документов, дающих право на получение бесплатного питания, но и оценка наличия у каждого конкретного претендента такого права с вынесением соответствующего решения, оформлением по результатам данного решения списков детей, которым предоставляется бесплатное питание, направляемых в Управление образование района и являющихся основанием для выделения денежных средств на предоставление указанных мер социальной поддержки.

Между тем данные вопросы относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в рамках переданных ему государственных полномочий.

С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о приведении в соответствие с Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы» Постановления Главы администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 года №86-п в части пунктов 12,13,14, подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения о возложении обязанности на администрацию Мотыгинского района привести в соответствие вышеуказанные пункты Порядка регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Мотыгинского района утвержденного Постановлением администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 года № 86-п с учетом изменений внесенных Постановлением № 36-п от 20.10.2016 года в соответствие с Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2017 года, в части отказа в удовлетворении требований прокурора Мотыгинского района о приведении в соответствие Постановления Главы администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 года №86-п которым утвержден Порядок регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Мотыгинского района в части пунктов 12,13,14 данного порядка отменить, рассмотреть данное требование по существу

Обязать администрацию Мотыгинского района привести в соответствие пункты 12,13.14 Порядка регулирования процесса обеспечения бесплатным питанием детей обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях Мотыгинского района утвержденного Постановлением администрации Мотыгинского района от 28.02.2013 года № 86-п с учетом изменений внесенных Постановлением № 306-п от 20.10.2016 года в соответствие с Законом Красноярского края от 27.12.2005 года № 17-4377 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: