САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-5965/2016 | Судья: Кузьмин Д.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 06 апреля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Стаховой Т.М. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело № 2-4062/2015 по апелляционной жалобе представителя администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2015 года, принятое по исковому заявлению ФИО4 о признании незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения истца ФИО4 и представителя ответчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга – ФИО5, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконными решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – администрация, администрация района) от 19 декабря 2014 года №... об отказе в принятии ее и несовершеннолетнего сына Б.Д.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила суд возложить на администрацию обязанность признать ее и сына нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и принять на соответствующий учет.
В обоснование требований ФИО4 указала, что она и ее сын проживают в одной комнате трехкомнатной квартиры общей площадью 55,6 кв.м., как члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Помимо них в квартире проживают еще 5 человек, в связи с чем жилищная обеспеченность ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А. менее учетной нормы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 в 9 кв.м. общей площади жилого помещения. По мнению истца, данная квартира является коммунальной, поскольку все проживающие в ней лица, кроме ее сына, не являются членами семьи истца, поскольку не имеют единого бюджета и не ведут с ней совместное хозяйство, живут в обособленных от нее и друг друга помещениях.
При определении жилищной обеспеченности ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А. администрацией необоснованно суммирована площадь двух жилых помещений: отдельной трехкомнатной квартиры <адрес>, в которой зарегистрирована ФИО6 и несовершеннолетний Б.Д.А., и отдельной трехкомнатной квартиры <адрес>, где зарегистрирован муж истца Б.А.И. и еще двое несовершеннолетний детей истца – сын Б.Д.А. и дочь Б.А.А. В результате сложения общих площадей квартир, жилищная обеспеченность истца ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А., по расчетам администрации, составила 9,90 кв.м. на каждого, что больше учетной нормы и послужило основанием для отказа в признании их нуждающимися.
ФИО4 утверждает, что ее муж Б.А.И. и несовершеннолетние дети Б.Д.А. и Б.А.А., с учетом положений жилищного законодательства Российской Федерации, членами ее семьи не являются, т.к. зарегистрированы в ином жилом помещении и совместно с истицей и несовершеннолетним Б.Д.А. не проживают. Поэтому отдельная трехкомнатная квартира <адрес> не должна учитываться при определении жилищной обеспеченности истца и несовершеннолетнего Б.Д.А.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2015 года требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 19 декабря 2014 года об отказе в постановке ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязав администрацию района принять ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначального обращения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Представитель ответчика указал, что ФИО4 не представила в администрацию района документы, позволяющие ее отнести к категории малоимущих граждан, что в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК Российской Федерации) препятствует признанию ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Также ФИО4 не подлежит принятию на учет по льготе «многодетная семья», поскольку в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» для применения такой льготы все члены семьи должны быть признаны нуждающимися и приняты на учет, а ФИО4, хоть и является матерью троих детей, с заявлением о постановке на учет обратилась только в отношении себя и одного из ее детей. Более того, несовершеннолетние дети Б.Д.А. и Б.А.А., зарегистрированные в квартире отца, жилой площадью обеспечены свыше учетной нормы, поэтому не подлежат принятию на учет нуждающихся вместе с матерью, как «многодетная семья».
Кроме того, принимая решение 07 июля 2015 года, суд применил абз.3 ч.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» в редакции, вступившей в силу только с 1 января 2016 года, т.е. сослался на недействующую правовую норму.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. На вопросы Судебной коллегии пояснила, что она и несовершеннолетний Б.Д.А. без регистрации фактически проживают совместно с мужем и несовершеннолетними Б.Д.А. и Б.А.А. в квартире <адрес>, где зарегистрирован муж. Обращаясь в администрацию района, она просила принять на учет только ее и одного из детей, в том числе с учетом льготы «многодетная семья». И не оспаривала, что документов, подтверждающих имущественное положение семьи, она в администрацию района не предоставляла.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО4 с <дата> 2002 года состоит в браке с Б.А.И.
ФИО4 и Б.А.И. является родителями несовершеннолетних Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.А.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО6 совместно с несовершеннолетним сыном Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 55,6 кв.м.
Совместно с ФИО4 и ее сыном в указанной квартире проживают: мать истца К. (в 2007 году сменила фамилию на Н.) М.Н., муж матери - Н.А.О., сестра истца Е.В.К. и ее дочь Е.Д.В., а также М.Я.В. – сестра истца, а всего 6 человек (л.д. <...>).
Квартира <адрес> находится в государственной собственности, предоставлена семье истца на основании договора социального найма жилого помещения №... от <дата> 2015 года, нанимателем является К. (Н.) М.Н. (мать истца) (л.д. <...>).
Б.А.И. (муж истицы) и их двое несовершеннолетних детей Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Б.А.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 56,04 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>, совместно с еще двумя членами своей семьи (мать, брат мужа) (л.д. <...>).
Указанная квартира находится в государственной собственности, предоставлена по ордеру №... от <дата> 1997 года Б.А.А. (бабушке мужа истца). В настоящее время нанимателем квартиры по договору социального найма является Б.А.И. (мать мужа).
21 ноября 2014 года ФИО4 обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее и несовершеннолетнего сына Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, указав, что они относятся к категории лиц «многодетная семья, имеющие трех и более детей» (л.д. <...>).
Письмом администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 19 декабря 2014 года истец уведомлена об отказе в приеме на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма по причине обеспеченности ФИО4 и ее несовершеннолетнего сына жилой площадью более учетной нормы (л.д.<...>). При этом для определения жилищной обеспеченности ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А., районная администрация суммировала жилую площадь квартиры <адрес>, занимаемой истцом и членами ее семьи, с жилой площадью трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован и проживает муж истца – Б.А.И. и еще двое совместных несовершеннолетних детей, и сделала вывод об обеспеченности истца и ее сына по 9,90 кв.м. жилой площади на каждого.
Разрешая спор и признавая незаконным отказ администрации района, суд первой инстанции указал, что для определения жилищной обеспеченности ФИО6 и ее несовершеннолетнего сына администрация района незаконно учла жилую площадь квартиры <адрес>, где зарегистрирован муж истца и еще двое несовершеннолетних детей. Так как жилищная обеспеченность истца и ее несовершеннолетнего сына в квартире <адрес> менее учетной нормы, а также приняв во внимание, что абз. 3 ч.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 (в редакции от 02 декабря 2015 года, вступившей в силу с 01 января 2016 года) «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей, суд обязал администрацию района принять ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А. на учет нуждающихся с даты первоначального обращения.
Вывод суда является неверным.
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.2 ст. 52 ЖК Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 2 ст. 49 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65) установлено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч.1ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.
Между тем, документы, подтверждающие имущественное положение истца, ФИО4 в администрацию района не представляла; сведений о признании ФИО4 малоимущей в установленном законом порядке не имеется, что не оспаривается истцом.
Следовательно, ФИО4 не доказала наличие у нее и несовершеннолетнего Б.Д.А. права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях.
В заявлении, которая ФИО4 подала в администрацию района 21 ноября 2014 года, она указала на наличие жилищных льгот, поскольку она и сын являются членами многодетной семьей (Л.д.<...>). Между тем в настоящее время истец и ее сын такими льготами не облают по следующим причинам.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 431 от 05 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» на правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложена обязанность по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.
Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга предусмотрена такая мера социальной поддержки многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, как включение в первоочередном порядке в целевые программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Указанным Законом многодетная семья определена как семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет.
Частью 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 (в редакции действующей на момент обращения ФИО4 в администрацию района) предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Таким образом, признание семьи многодетной в совокупностью с жилищной обеспеченностью ниже учетной нормы на каждого члена многодетной семьи (т.е. менее 9 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена многодетной семьи), являются основанием для признания нуждающимся и в этом случае признание гражданина малоимущим не требуется.
В соответствии с главой 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга понятие «семья» - граждане, являющиеся законными представителями детей, и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство.
Обязательным условием для назначения мер социальной поддержки, предусмотренной для многодетной семьи, является совместной проживание родителей и детей в семье.
Следовательно, истец и ее сын Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без учета остальных несовершеннолетних детей, самостоятельно не обладают правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма как многодетная семья, а потому такая жилищная льгота, как принятие на учет нуждающихся многодетной семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, на них в настоящее время не распространяется, поскольку остальные дети истца – несовершеннолетние Б.Д.А. и Б.А.А. зарегистрированы в другой квартире с отцом и их жилищная обеспеченность более учетной нормы, поскольку на каждого ребенка в квартире отца (квартира <адрес>) приходится по 11,20 кв.м. (56, 04 кв.м. общей площади/5 человек=11,208 кв.м.).
Таким образом, законных оснований для принятия ФИО4 и Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом указанной льготы, у администрации района по состоянию на 19 декабря 2014 года не возникло.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности решения администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 19 декабря 2014 года об отказе в принятии на учет нуждающихся ФИО4 и несовершеннолетнего Б.Д.А., <дата> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ошибочным. Неправильное решение суда первой инстанции основано на незаконном применении к спорным правоотношениям, возникшим 19 декабря 2014 года, требований абз.3 п.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, в редакции, вступившей в действие с 1 января 2016 года, которой установлена возможность принятия на учет нуждающихся не многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а граждан, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей.
Учитывая неверное применение судом норм материального права, что повлекло неправильное разрешение спора, решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2015 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО4
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 07 июля 2015 года отменить.
Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО4.
Председательствующий:
Судьи: