Судья Краснов В.Б. дело № 33а-5970/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 августа 2019 года, которым
административный иск ФИО1 удовлетворён частично. Признано незаконным решение Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства, полученном ФИО1. Обязана Государственная межрайонная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району повторно рассмотреть обращение ФИО1 о постановке на регистрационный учёт транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к главному государственному инспектору ГМРИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ФИО2, Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району о признании незаконным отказа в от <Дата обезличена> в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства, возложении обязанности совершить регистрационные действия в отношении трактора марки ..., государственный регистрационный знак ... тр-р с постановкой его на учёт, указав, что решением суда за ним признано право собственности на трактор марки ..., государственный регистрационный знак ... тр-р. После вступления в силу решения суда на его обращение в ГМРИ технадзора г. Сыктывкара и Сыктывдинского района о постановке названного трактора на регистрационный учёт, ему отказано в совершении регистрационных действий в связи с отсутствием документов, подтверждающих возможность допуска машины к эксплуатации, либо формуляра, технического талона или технического паспорта.
Полагает отказ незаконным, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, идентификационная маркировка которых утрачена вследствие естественных причин. Уничтожение маркировочных обозначений при отсутствии признаков подделки, скрытия, изменения, умышленного уничтожения маркировки, а также утраты или отсутствия формуляра, технического талона или технического паспорта (для техники, выпущенной в обращение до ... года) или документов, подтверждающих возможность допуска машины к эксплуатации, не может выступать непреодолимым препятствием для регистрационного учёта транспортного средства.
Определением суда от <Дата обезличена> в качестве соответчика по делу привлечена Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал.
Административные ответчики, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководителем Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку решение об отказе в предоставлении государственной услуги является законным, принято при наличии к тому оснований, кроме того указано на нарушение судом норм материального права ввиду отсутствия ссылок на административный регламент, и неправомерное применение норм Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
С учётом указанных обстоятельств в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения, заслушав ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, исходил из норм Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и того, что отказ в предоставлении государственной услуги должен быть мотивирован, быть чётким и понятным для лица, обращающегося за её предоставлением.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, в связи с чем приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Оснований для применения в данном случае Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не имелось, поскольку подлежал применению Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который согласно части 1 статьи 1 названного закона регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 названного закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьёй 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определены требования к структуре административных регламентов. Согласно части 1 указанной статьи, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 01-05/49 от 30 мая 2016 года утверждён административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооружённых сил и других войск Российской Федерации".
Пунктом 2.8 указанного Регламента определено, что для получения государственной услуги заявитель предоставляет (направляет) в Службу, в территориальный орган гостехнадзора письменное заявление (запрос) о предоставлении государственной услуги (по формам согласно Приложению № 2 (для физических лиц, индивидуальных предпринимателей) к названному Регламенту), заполненное при помощи средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво (печатными буквами) чернилами черного или синего цвета, в котором указываются следующие обязательные реквизиты:1) наименование Службы или территориального органа гостехнадзора (или фамилия и инициалы руководителя Службы, или должность руководителя Службы; или фамилия и инициалы руководителя территориального органа гостехнадзора, или должность руководителя территориального органа гостехнадзора) (в зависимости от того, в чей адрес направляется запрос);
2) наименование юридического лица (на соответствующем гербовом бланке органа или бланке организации);
3) почтовый адрес, номер контактного телефона (при наличии), адрес электронной почты (при наличии), по которому должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации запроса;
4) изложение сути запроса услуги;
5) дата написания запроса услуги;
6) подпись заявителя (представителя юридического лица, уполномоченного на обращение за предоставлением государственной услуги).
В соответствии с пунктом 2.8.1 Регламента, для получения государственной услуги при государственной регистрации машины кроме заявления, указанного в пункте 2.8 названного Регламента, необходимы следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (паспорт гражданина или заменяющий его документ), предъявляется только для обозрения, кроме этого:
- для граждан Российской Федерации - копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о месте регистрации гражданина;
- в случае, если от имени заявителя действует лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, также представляется документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт, удостоверяющий личность гражданина, предъявляется только для обозрения) и документ, в установленном порядке подтверждающий соответствующие полномочия.
При представлении копий документов, указанных в подпункте 1 пункта 2.8.1 настоящего Регламента, предъявляются также оригиналы указанных документов.
2) паспорт самоходной машины и других видов техники (для техники, выпущенной в обращение до 1995 года и которая была зарегистрирована в соответствии с ранее действующим порядком - формуляр, технический талон, технический паспорт или другие документы, подтверждающие возможность допуска машины к эксплуатации на территории Российской Федерации);
3) документ, подтверждающий право собственности на машину (прицеп) и (или) номерной агрегат (в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора));
4) свидетельство о регистрации машины (если машина (прицеп) ранее были зарегистрированы в органах гостехнадзора и если данное свидетельство выдавалось);
5) государственный регистрационный знак (если выдавался);
6) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию установлена федеральным законом;
7) документ об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям (если машина (прицеп) ранее не были зарегистрированы в органах гостехнадзора);
8) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя представлять интересы собственника машины (при совершении регистрационного действия в случае обращения представителя заявителя);
9) документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины.
В силу пункта 2.8.10 Регламента, документы, указанные в пунктах 2.8, 2.8.1, (за исключением подпункта 9), 2.8.2, 2.8.4 настоящего Регламента, заявитель обязан представить самостоятельно.
Пунктом 2.14 Регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является:
1) представление неполного комплекта документов, представляемых заявителем самостоятельно в соответствии с пунктом 2.8.10 настоящего Регламента;
2) имеется решение (определение, постановление) суда или иного уполномоченного органа о наложении ареста на машину (прицеп) и (или) запрет на совершение регистрационных действий с машиной (прицепом);
3) нахождение машины (прицепа, номерных агрегатов) или представленных документов в розыске;
4) отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги в соответствии с действующим законодательством;
5) не уплачена государственная пошлина в размере, указанном в пункте 2.16 названного Регламента;
6) обнаружение признаков подделки представленных заявителем документов (свидетельства о регистрации, паспорта самоходной машины и других видов техники), или изменения заводской маркировки машин и (или) номерных агрегатов, или несоответствие этих номеров представленным документам;
7) в установленном порядке не уплачен утилизационный сбор;
8) отсутствие в документе, подтверждающем право собственности на машину обязательных к заполнению реквизитов.
Согласно пункту 3.4 Регламента, основанием для начала административной процедуры является поступление зарегистрированного заявления и приложенных к нему документов руководителю территориального органа гостехнадзора.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Регламента, руководителем органа гостехнадзора проводится проверка:
- соответствия представленных документов перечню документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- наличия наложенного на машину (прицеп) ареста и (или) запрета на совершение регистрационных действий;
- нахождения машины (прицепа, номерных агрегатов) или представленных документов в розыске;
- подлинности представленных документов;
- уплаты заявителем государственной пошлины;
- соответствия номерных агрегатов паспортным данным.
Пунктом 3.4.2 Регламента установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в подпунктах 1-4 пункта 2.14 названного Регламента, руководитель органа гостехнадзора принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Максимальный срок уведомления заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги составляет 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги, направляется письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с обоснованием причин отказа. Прилагаемые к заявлению документы возвращаются заявителю.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в ГМРИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывканскому району с целью постановки на регистрационный учет транспортного средства: трактор марки ..., государственный регистрационный знак ....
Решением ГМРИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывканскому району, полученным ФИО1 <Дата обезличена>, ему отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации указанного транспортного средства со ссылкой на пункт 2.14 административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооружённых сил и других войск Российской Федерации", в связи представлением неполного пакета документов.
Согласно вышеназванному Регламенту, заявитель, обратившийся за предоставлением государственной услуги, самостоятельно предоставляет необходимые для регистрации документы, перечень которых установлен регламентом, в связи с чем, ФИО3 не мог не знать, какие ему необходимо представить документы для предоставления ему государственной услуги по регистрации трактора.
Факт предоставление неполного (требуемого) пакета документов подтверждён копией заявления, из которой следует, что к нему были приложены договор купли-продажи и акт сверки, что не оспаривается и ФИО1, указавшим на данные основания для отказа в предоставлении государственной услуги при обращении в суд с административным исковым заявлением.
С учётом изложенного, у сотрудников Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, имелись законные основания для отказа в предоставлении государственной услуги, и ФИО4 в её предоставлении отказано обоснованно.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 административных исковых требований не имелось, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 августа 2019 года отменить, вынести по делу новое решение, которым
административный иск ФИО1 о признании незаконным решения Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, выразившемся в отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства, оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи