Судья Потылицын А.В. 33а-5982/2017 А-019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Жуль А.В.,
при секретаре Баранове Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю», главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю о признании незаконными действий об отказе в отправке почтовой корреспонденции,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю» по доверенности ФИО3,
по апелляционной жалобе представителя главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю по доверенности ФИО4
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 30.01.2017г., которым постановлено:
«Признать пункт 9 указания врио начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 от 2.06.2016г. № 27/ТО/1-7777 в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в органы прокуратуры при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете незаконным, нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1
Признать действия ФКУ «ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю» по отказу 27.07.2016г. в направлении обращения осужденного ФИО1, адресованного в Генеральную прокуратуру РФ, незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1
Обязать ФКУ «ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю», главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1 и сообщить об исполнении решения суда ФИО2 и в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился с административным иском к ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 ГУ ФСИН по Красноярскому краю», мотивируя требования тем, что 27.07.2016г. ФИО2 передал сотруднику исправительной колонии для отправки закрытый конверт с жалобой, адресованной в Генеральную прокуратуру РФ. Инспектор ОСУ ИК-34 ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю отказалась принимать конверт, сославшись на распоряжение начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 о запрете приема жалоб без конвертов и марок в надзорные органы, за исключением судебных органов. Данное распоряжение является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 12, 15 УИК РФ в случае отсутствия у осужденного на лицевом счете денежных средств, последний имеет право на отправку корреспонденции за счет федерального бюджета.
ФИО8 просил признать незаконными действия(бездействие) сотрудников ИК-34 ОИК-36, а также органов, давших им распоряжение о запрете отправки корреспонденции осужденных в надзорные органы за счет федерального бюджета и обязать ответчиков устранить нарушения закона.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю» по доверенности ФИО3 просил решение суда отменить как незаконное, поскольку Правила внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 03.11.2005г. № 205 в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО1 жалобы в Генеральную прокуратуру РФ, не содержат норм, предусматривающих отправление жалоб осужденных за средств исправительного учреждения при отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного. В период с 12.01.2016г. по 05.05.2016г. на лицевом счете осужденного ФИО10 находились денежные средства в размере, достаточном для оплаты почтовых услуг.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ФСИН по Красноярскому краю по доверенности ФИО4 просил решение суда отменить как незаконное, поскольку действующим законодательством и Правилами внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений в редакции, действовавшей на момент подачи ФИО1 жалобы в Генеральную прокуратуру РФ, не предусмотрена возможность отправления почтовой корреспонденции осужденным в надзорные органы при отсутствии у осужденного денежных средств для оплаты услуг почтовой связи.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю» административный истец ФИО2 просил решение оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Заслушав представителя ФКУ «Объединение исправительных колоний № 36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю» по доверенности ФИО6 и представителя ГУ ФСИН по Красноярскому краю по доверенности ФИО4, поддержавших каждый в отдельности доводы апелляционных жалоб, признав возможным рассматривать дело в отсутствие остальных сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Правовое положение осужденных регламентировано специальным законом - Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
В соответствии с ч.4 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно ч.1 ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО2, отбывая уголовное наказание в виде лишения свободы, 27.07.2016г. передал сотруднику ИК-34 ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю обращение, адресованное в Генеральную прокуратуру России, для отправки по почте, которое не было направлено адресату по причине отсутствия у осужденного собственных средств для оплаты услуг почтовой связи, что не отрицалось представителем ОИК-36 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю в письменном отзыве(л.д.17-18). К отзыву ответчиком также приложена копия письма ГУ ФСИН России по Красноярскому краю от 02.06.2016г. №24ТО/1-7777, в пункте 9 которого содержится указание начальникам учреждений ГУ ФСИН России по Красноярскому краю о том, что любые почтовые отправления осужденных, содержащихся в учреждениях ГУ ФСИН, осуществлять за счет их собственных средств без ограничения их количества, а в случае отсутствия денежных средств на лицевом счете оплату расходов производить только при направлении осужденными обращений в судебные органы.
Разрешая дело и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, исследовав предоставленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, обоснованно исходил из того, что отказ администрации исправительного учреждения отправить корреспонденцию ФИО1 в Генеральную прокуратуру России со ссылкой на отсутствие у лица, отбывающего уголовное наказание в виде лишения свободы, денежных средств на личном лицевом счете нарушает право осужденного на обращение в государственные органы, предусмотренное ч.4 ст.12 УИК РФ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административного иска, судебная коллегия учитывает, что согласно п. 58 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утв. приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Таким образом, уполномоченный федеральный орган власти в области уголовно-исполнительной политики в подзаконном нормативном акте, утвержденном после 27 июля 2016г., конкретизировал существовавшие на момент возникновения спорных правоотношений положения ч.4 ст.12 УИК РФ, которые правильно истолковал суд первой инстанции, обоснованно возложив на ответчиков обязанность устранить нарушение прав ФИО1 и признав незаконным п.9 указания ГУ ФСИН России по Красноярскому краю от 02.06.2016г. №24ТО/1-7777 в соответствующей части.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Вместе с тем, решение суда подлежит уточнению в части признания незаконным пункта 9 указания ГУ ФСИН России по Красноярскому краю от 02.06.2016г. №24ТО/1-7777, поскольку суд первой инстанции признал незаконным данный пункт только в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в органы прокуратуры, хотя незаконным является и запрет оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в иные органы, указанные в ч.4 ст.12 УИК РФ, в случае, когда у осужденного отсутствуют на лицевом счете денежные средства не зависящим от осужденного причинам.
Поэтому решение суда подлежит изменению с признанием незаконным пункта 9 указания врио начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 от 2.06.2016г. № 27/ТО/1-7777 в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при отсутствии по не зависящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 309,311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 30.01.2017г. изменить, изложить описательно-мотивировочную и резолютивную часть решения в части пункта 9 указания врио начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 от 2.06.2016г. № 27/ТО/1-7777 следующим образом:
«Признать незаконным пункт 9 указания врио начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО5 от 2.06.2016г. № 27/ТО/1-7777 в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете.»
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 30.01.2017г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи