Судья Шефер Д.Я. Дело 33а-5987/2021
УИД 24RS0059-01-2020-001608-51
А-3.020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе: председательствующего судьи Малякина А.В.,
судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края к ликвидационной комиссии администрации поселка Шушенское Красноярского края, администрации поселка Шушенское Красноярского края о признании недействительным постановления
по апелляционной жалобе главы поселка, исполняющего обязанности председателя Шушенского поселкового Совета депутатов ФИО1
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности председателя Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края глава поселка ФИО1 обратился с указанным административным исковым заявлением с уточнениями.
Требования мотивированы тем, что 06.07.2020г. и.о. главы поселка Шушенское Красноярского края ФИО2 вынесено постановление № 235, согласно которому принято решение о ликвидации администрации поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, установлен срок ликвидации администрации поселка Шушенское и утвержден состав ликвидационной комиссии. Постановлениями администрации поселка Шушенское от 07.08.2020г. № 279 и от 27.10.2020г. № 01 в постановление администрации поселка Шушенское Красноярского края от 06.07.2020г. № 235 «О ликвидации администрации поселка Шушенское» внесены изменения. Административный истец полагал, что постановление № 235 издано в нарушение действующего законодательства Российской Федерации с превышением полномочий и подлежит отмене. Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края об изменении структуры органов местного самоуправления от 29.03.2019г. № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» о том, что полномочия Администрации поселка Шушенское исполняет Администрация Шушенского района вступило в силу с момента избрания Шушенского поселкового Совета депутатов нового созыва 13.09.2020г. и до этого времени действия по изменению структуры органов местного самоуправления не должны были предприниматьсяю
У исполняющего полномочия главы поселка отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого постановления, а также для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ сведений о нахождении администрации поселка Шушенское Красноярского края в стадии ликвидации.
Устав поселка Шушенское Красноярского края, действовавший на момент вынесения постановления о ликвидации администрации поселка Шушенское, не содержал положений об изменении структуры органов местного самоуправления поселка Шушенское, о необходимости принятия решения о ликвидации администрации поселка, а также о порядке ее ликвидации.
Решение Шушенского поселкового Совета депутатов Красноярского края о ликвидации администрации поселка Шушенское Красноярского края после 13.09.2020г. не принималось.
Глава поселка Шушенское, исполняющий обязанности председателя Шушенского поселкового Совета депутатов просил признать незаконным и отменить постановление администрации поселка Шушенское Красноярского края от 06.07.2020г. №235 «О ликвидации администрации поселка Шушенское», исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о нахождении администрации поселка Шушенское Красноярского края в стадии ликвидации.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава поселка Шушенское, исполняющий обязанности председателя Шушенского поселкового Совета депутатов ФИО1 просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на доводы и позицию, изложенную в административном исковом заявлении, которым судом не дана надлежащая оценка. В итоговом решении сделан неверный вывод о пропуске срока для обращения в суд.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Шушенского района Красноярского края по доверенности ФИО3 просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав председателя Шушенского поселкового Совета депутатов, главу пос. Шушенское Шушенского района Красноярского края ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Шушенского района Красноярского края по доверенности ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Дмитриева И.Г., согласившихся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений.
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 32 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.7 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.8 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 41 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 названного федерального закона принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п.п.1,2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу п.1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (п.4 ст. 62 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктом 1 статьи 10 Устава пос. Шушенское Шушенского района Красноярского края(в редакции, действовавшей до вступления в силу решения Шушенского поселкового Совета депутатов от 29.03.2019г.) предусматривалось, что администрация поселка Шушенское, Шушенский поселковый Совет депутатов обладают правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями.
Решением Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29 марта 2019 года N 64чр-131 "О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края", зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 15.04.2019 за номером RU 245421012019001 и опубликованным в газете "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское" N 9 (239) от 26 апреля 2019 года, а также 24 апреля 2019 года на официальном сайте муниципального образования "www.шушенское.org", в Устав внесены изменения и дополнения, в том числе:
Пунктом 1.2 Решения N 64чр-131 пункты 2 и 3 статьи 8 Устава изложены в новой редакции:
"2. Глава поселка Шушенское - высшее выборное должностное лицо муниципального образования, избираемое Советом депутатов из своего состава. Глава поселка исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов.
3. Администрация поселка не формируется.
Все полномочия Администрации поселка Шушенское, предусмотренные Федеральными законами, законами края, настоящим Уставом иными муниципальными правовыми актами - исполняет Администрация Шушенского района в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 1.5 Решения N 64чр-131 статья 10 Устава изложена в новой редакции:
"Статья 10. Органы местного самоуправления, обладающие правами юридического лица
1.Шушенский поселковый Совет депутатов наделяется правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.
2. Поселковый Совет депутатов как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям".
Пунктом 1.22 Решения N 64чр-131 статья 32 Устава изложена в следующей редакции:
"1. Администрация поселка не образуется в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Полномочия администрации поселка, предусмотренные федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами исполняет Администрация Шушенского района".
В соответствии с пунктом 3 Решения N 64чр-131 изменения и дополнения, внесенные в статью 8, статью 10, пункт 4 статьи 13, статью 13.1, статьи 16, 17, 18.1, статью 21, пункты 2 и 3 статьи 25, пункт 8 статьи 26, пункт 1 статьи 28, статьи 32, 33, 34, 35, пункт 4 статьи 44, статью 52, пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56, а также главу 11 Устава поселка Шушенское, вступают в силу после истечения срока полномочий поселкового Совета депутатов, принявшего настоящее Решение.
06.07.2020г. и.о.главы пос. Шушенское ФИО2 принято постановление № 235 о ликвидации администрации п. Шушенское, установлен срок ликвидации – 4 месяца, создана ликвидационная комиссия и утвержден ее состав, полномочия. (л.д. 40).
07.07.2020 г. указанное постановление опубликовано в газете «Ведомости органов местного самоуправления пос. Шушенское» № 11 (263)(лист дела 95-96).
На основании заявления главы поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края ФИО4 и постановления и.о. главы пос. Шушенское от 06.07.2020г. №235 «О ликвидации администрации п.Шушенское», направленного 08.07.2020г. в электронном виде по каналам связи, межрайонной инспекцией ФНС России №23 по Красноярскому краю в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2202400628714 от 15.07.2020г. о нахождении администрации п. Шушенское в стадии ликвидации.
07.08.2020 г. администрацией п. Шушенское принято постановление № 279 о внесении изменений в постановление администрации п. Шушенское № 235 от 06.07.2020г., согласно которого с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами администрации п. Шушенское. Председателем комиссии назначен глава МО п. Шушенское – ФИО4
14.09.2020 г. Решением избирательной комиссии муниципального образования п. Шушенское Шушенского района Красноярского края установлено, что в Шушенский поселковый Совет депутатов Шушенского района Красноярского края шестого созыва избрано 14 депутатов (л.д. 91-92).
Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 25.09.2020г. № 1/1 избран Глава поселка исполняющий полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов ФИО1 (л.д. 93).
27.10.2020 г. администрацией п. Шушенское принято постановление о внесении изменений в постановление администрации п. Шушенское № 235 от 06.07.2020 г., которым установлен срок ликвидации администрации п. Шушенское до 31.12.2020 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, пришел к выводу о том, что постановление администрации п. Шушенское от 06.07.2020 г. принято во исполнение положений Решения Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 29.03.2019 г., и устанавливает процедуру ликвидации администрации поселения, как юридического лица, в том числе срок проведения всех ликвидационных мероприятий, состав и полномочия ликвидационной комиссии, а не изменение структуры органов местного самоуправления. Данное постановление от 06.07.2020г. является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает.
Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку порядок ликвидации местной администрации Шушенским поселковым Советом депутатов не установлен, иным нормативно-правовым актом п. Шушенское Красноярского края такой порядок не закреплен, то ликвидация поселковой администрации производится в соответствии с положениями гражданского законодательства, регулирующего порядок ликвидации юридических лиц. Так как процедура ликвидации администрации п. Шушенское требовала значительного времени, а функции администрации поселка закончились после истечения срока полномочий Шушенского поселкового Совета депутатов пятого созыва, то есть после 14.09.2020 г., то в соответствии с п.1 ст. 10 Устава п. Шушенское администрация поселка вправе была осуществлять все действия, связанные с началом ликвидации ее как юридического лица. Сведения о начале процедуры ликвидации администрации поселка Шушенское внесены в ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований об исключении сведений о нахождении в стадии ликвидации администрации пос. Шушенское из ЕГРЮЛ, суд первой инстанции исходил из того, что исключение записей из ЕГРЮЛ действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку ФИО1 обратился с указанным административным исковым заявлением 25.12.2020г., хотя об оспариваемом постановлении от 06.07.2020 г. ему как депутату Шушенского поселкового Совета депутатов должно было быть известно со дня его публикации в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» в № 11 (263) от 07.07.2020г., суд первой инстанции также установил то, что административным истцом пропущен для срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости отказа в административном иске, так как они основаны на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах дела, подтверждены получившими оценку по правилам ст.84 КАС РФ предоставленными в дело доказательствами.
Постановление и.о. главы пос. Шушенское Шушенского района Красноярского края от 06.07.2020г. о начале процесса ликвидации администрации п. Шушенское никоим образом не нарушало права административного истца. Никаких доказательств, подтверждающих нарушение своих прав, административный истец в материалы дела не предоставил и о них не заявил.
Действительно в силу п.8 ст. 34 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Однако оспариваемое постановление от 6 июля 2020г. № 235 структуру органов местного самоуправления не изменило, а лишь установило срок ликвидации администрации поселка.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
Кроме того, административным истцом при подаче административного иска 25.12.2020г. пропущен для срок обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку указанное постановление от 6 июля 2020г. № 235 опубликовано 7 июля 2020г. для всеобщего ознакомления в периодическом печатном издании газете "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское».
Согласно п.7 ст.4 Устава поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании газете "Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское».
Таким образом, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд истек 7 октября 2020г. и о наличии уважительных причин для его пропуска административным истцом не заявлено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы на решение суда, повторяют правовую позицию представителя административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: