ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5989/18ГОРОД от 07.09.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5989/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.,

судей Поздняковой О.Ю., Унтевской Е.Л.

при секретаре Наседкиной А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании действий по проведению общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности ООО «Компания Ремсталь» незаконными, возложении обязанности организовать проведение общественных обсуждений в соответствии с требованиями закона,

по апелляционному представлению Советско-Гаванского городского прокурора на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 22 мая 2018 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя заинтересованного лица ООО «Компания Ремсталь» ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советско-Гаванского района Хабаровского края обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края к администрации Советско-Гаванского муниципального района о признании действий по проведению общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности ООО «Компания Ремсталь» незаконными, ссылаясь, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что 14.01.2016 г. ООО «Компания Ремсталь» в администрацию района подано заявление о намерении провести общественные обсуждения по вопросу намечаемой хозяйственной и иной деятельности, возможному негативному воздействию, соблюдению экологических прав граждан и экологических требований по строительству на территории района, к которому были приложены доклады для общественных слушаний в двух частях (экономическая и технологическая) по теме: «Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов. Однако данная информация не содержала полного объема сведений и документов, требуемых законодательтсвом. Кроме того, согласно представленным материалам проекта предлагалось строительство терминала сжиженных углеводородных газов, тогда как установлено, что ООО «Компания Ремсталь» осуществляет деятельность по перевалке и хранению угля с площадок открытого типа, которая также требует экологической экспертизы. Однако сведения о такой деятельности Компании в докладах отсутствует. В связи с чем, решение Администрации района о начале проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний на 17.02.2016 г., опубликованное в газете «Советская звезда» №2 от 12.01.2016 года с изменениями опубликованными в газете №3 от 19.01.2016 года является незаконным. Кроме того администрацией нарушен 30-ти дневный срок назначения публичных слушаний, поскольку его следует исчислять с даты опубликования указанных изменений. Уточнив требования, просил признать незаконными действия Администрации Советско-Гаванского муниципального района по проведению общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности ООО «Компания Ремсталь»: строительство объекта «Транспортно-перевалочный комплекс по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов», включая планировку территории и оценку воздействия на окружающую среду №2 от 17.02.2016 года. Возложить на Администрацию Советско-Гаванского муниципального района обязанность организовать повторное проведение слушаний в соответствии с требованиями закона.

Определением Советско-Гаванского городского суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.Советская Гавань, ООО «Компания Ремсталь».

Решением Советско-Гаванского городского суда от 22 мая 2018 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

В апелляционном представлении и.о. Советско-Гаванского городского прокурора просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела. Указывает, что вывод суда о том, что обязанность по организации общественных обсуждений в связи с намечаемой хозяйственной деятельностью возлагается на заказчика – ООО «Компания Ремсталь», прямо противоречит положениям п.1 ст.9 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденному Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г., а также Порядку организации и проведения общественных обсуждений, утвержденных Постановлением Главы Администрации района №499 от 13.04.2012 года.

В письменных возражениях на апелляционное представление администрация Советско-гаванского муниципального района просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Доськова Т.Ю. административные исковые требования и представление поддержала по изложенным в них основаниям. Решение суда считает необоснованным, полагает, что поскольку обществом планировалась деятельность по строительству транспортного перегрузочного комплекса по перевалке не только наливных, но и навалочных грузов (угля открытым способом), обществу следовало представить на общественных обсуждения также и документацию о намерении осуществлять деятельность по перевалке навалочных грузов (угля открытым способом), а также провести по данному поводу экологическую экспертизу. Тогда как администрация г.Советская Гавань в свою очередь должна была потребовать от общества представления указных документов, при решении вопроса об организации общественных обсуждений, что ею сделано не было.

Представитель заинтересованного ООО «Компания Ремсталь» ФИО1, просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным. Указал, что общество, являлось собственником гидротехнического сооружения осуществляло перевалку навалочных грузов с 2012 года. Тогда как на общественных обсуждениях решался вопрос только о намерении строительства транспортного узла по перевалке исключительно наливных грузов.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий, закрепленных ст.9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Согласно п. 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. №372 участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с п. 4.9 указанного Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

При этом согласно п. 4.3 указанного Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений. Основное бремя по проведению общественных обсуждений намечаемой деятельности по проекту вышеуказанным законодательством возложено на заказчика.

Судом установлено, что 14.01.2016 года в Администрацию Советско-Гаванского района поступило заявление ООО «Компания Ремсталь» о намерении провести общественные обсуждения на тему: Строительство объекта «Транспортно-перевалочный комплекс по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов», просило предоставит помещение в здании Администрации района для размещения проектной документации по оценке воздействия на окружающую среду в период с 18.01.2016 г. по 16..02.2018 г. и для проведения итогового заседания общественных обсуждений в форме общественных слушаний. К заявлению приложены материалы оценки воздействия на окружающую среду, описание намерений …. и др.., копии официальных изданий средств массовой информации с опубликованной информацией о проведении 17.02.2016 года общественных обсуждений: газеты «Транспорт России» №2 (913) за 11-17.01.2016 года, газеты «Тихоокеанская звезда» №4 (27535) от 14.0.2016 г., и газеты «Советская звезда» №2 (17442) от 12-18 января 2016 г.

По результатам проведения 17.02.2016 года общественных обсуждений составлен протокол №2 от 17.02.2016 г., который подписан представителем Администрации района, ООО «Компания Ремсталь», и ООО «ПК «ПромПроект» и принято решение о признании публичных обсуждений состоявшимися. Намечаемое ООО «Компания Ремсталь» строительство комплекса одобрено, ООО «Компания Ремсталь», и ООО «ПК «ПромПроект» рекомендовано обобщить и проанализировать полученные в ходе обсуждений предложения и учесть их в проектной документации.

Таким образом, общественные обсуждения в форме слушаний по указанному проекту были проведены 17.02.2016 года в установленном порядке, с составлением по результатам протокола общественных обсуждений, оформленного документально, где отражены все высказанные участниками общественных слушаний мнения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура проведения общественных слушаний по указанному проекту была соблюдена администрацией Советско-Гаванского муниципального района, действия которой были совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах предоставленных ей полномочий. Следовательно, администрация обеспечила соблюдение прав населения на благоприятную окружающую среду путем создания условий для их реализации, в данном случае путем проведения общественных слушаний.

Суд, проанализировав представленные доказательства в совокупности, установив, что каких-либо нарушений в проведении административным ответчиком общественных обсуждений допущено не было, полномочий организовывать проведение повторных общественных обсуждений администрация не имеет. Деятельность ООО «Компании Ремсталь» по перевалке угля предметом общественных обсуждений не являлась. Каких-либо требований о нарушении порядка проведения общественных обсуждений, не представления на них необходимой информации, прокурором к ООО «Компания Ремсталь» не предъявлялось, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку оспариваемые им действия были осуществлены администрацией Советско-Гаванского муниципального района в соответствии с предоставленными полномочиями, соответствуют федеральному законодательству, не нарушают прав и интересов граждан и не создает препятствий к осуществлению ими прав и свобод.

Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах дела и действующем законодательстве.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционного представления прокурора об отсутствии у администрации Советско-Гаванского муниципального района оснований для организации указанных общественных обсуждений, являются несостоятельными и выводов суда первой инстанции не опровергают.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению административного дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в представлении, судом не допущено.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРДЕЛИЛА:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 22 мая 2018 года, по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании действий по проведению общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности ООО «Компания Ремсталь» незаконными, возложении обязанности организовать проведение общественных обсуждений в соответствии с требованиями закона – оставить без изменения, апелляционное представление Советско-Гаванского городского прокурора – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу сл дня вынесения и может быть обжаловано в кассационном прядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Чемякина И.А.

Судьи Позднякова О.Ю.

Унтевская Е.Л.