Судья 1 инстанции Юсупова А.Р. | УИД 38RS0016-01-2020-001375-60 |
Судья–докладчик Медведева Н.И. | № 33а-5992/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Усовой Н.М., Бутиной Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-38/2021 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» к прокуратуре Нижнеилимского района Иркутской области, прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности
по апелляционному представлению прокуратуры Нижнеилимского района и апелляционной жалобе председателя Иркутской областной организации ГМПР Евстафьева Н.С. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что в соответствии с решением прокурора Нижнеилимского района Иркутской области № 36 от 14 сентября 2020 г. в отношении ПАО «Коршуновский ГОК» в период с 14 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. проведена выездная проверка в связи с рассмотрением обращения Евстафьева Н.С. По результатам указанной проверки 14 сентября 2020 г. прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах, их правах и гарантиях, поступившее в адрес ПАО «Коршуновский ГОК» 18 сентября 2020 г. Согласно пункту 1 предписания Обществу необходимо принять меры к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, а именно обеспечить беспрепятственное посещение представителей горно-металлургического профсоюза России ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест ПАО «Коршуновский ГОК», где работают члены соответствующего профсоюза.
ПАО «Коршуновский ГОК» считает представление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области незаконным.
4 марта 2020 г. председатель Иркутской областной организации Горно-металлургического профсоюза России (далее также ИОО ГМПР) Евстафьев Н.С. прибыл на КПП здания Горного управления, но не был допущен сотрудниками охранного предприятия в здание ввиду отсутствия временного пропуска. В данном случае, лицу к которому он прибыл необходимо было оформить временный пропуск, дающий право беспрепятственного прохода на территорию ПАО «Коршуновский ГОК». Вместе с тем, ни со стороны первичной профсоюзной организации Горно-металлургического профсоюза России (далее также ППО ГМПР) в ПАО «Коршуновский ГОК», ни со стороны Иркутской областной организации ГМПР в адрес ПАО «Коршуновский ГОК» не поступали письма и иные сообщения о том, что 4 марта 2020 г. председатель Иркутской областной организации ГМПР Евстафьев Н.С. планирует проводить встречи с профсоюзным активом, в связи с чем ему необходимо обеспечить беспрепятственный допуск на территорию Общества и выдать временный пропуск.
На всей территории, в том числе и в зданиях ПАО «Коршуновский ГОК» установлен пропускной и внутриобъектовый режим. Приказом управляющего директора № 165 от 28 февраля 2020 г. в ПАО «Коршуновский ГОК» введено в действие Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях, и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» (далее Положение). Пунктами 1.3, 1.4 Положения установлено, что выполнение требований Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» обязательны для исполнения всеми работниками Комбината, иными лицами, находящимися на территории Комбината и охраняемых объектах, а также работниками охранных предприятий, осуществляющих обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и охрану объектов Комбината. Пропускной режим определяет порядок осуществления санкционированного доступа на территорию Комбината работников, посетителей и транспорта, нахождения на ней.
Согласно Разделу 5 «Организация пропускного режима» пропуск - единственный документ, дающий право прохода, проезда, пребывания на территории Комбината.
Пунктом 4.1. Положения установлен перечень лиц, которые имеют право прохода на охраняемую территорию Комбината на основании постоянного пропуска, временного пропуска, а также на основании служебного удостоверения.
К лицам, имеющим право прохода на охраняемую территорию Комбината по служебным удостоверениям, относятся должностные лица контролирующих и надзорных органов при исполнении ими своих должностных обязанностей. Председатель Иркутской областной организации ГМПР Евстафьев Н.С. не относится к лицам контролирующих и надзорных органов, соответственно право прохода на территорию по удостоверению у него отсутствовало.
Председателю ППО ГМПР Большакову В.Н. было известно о действии пропускного и внутриобъектового режимов на всей территории Комбината, о чем свидетельствуют его письма в адрес общества о выдаче временных пропусков, пропусков на личный автотранспорт. Особое внимание обращает на письмо № 223 от 2 апреля 2019 г., в котором Большаков В.Н. просит выдать временный пропуск Евстафьеву Н.С.
Таким образом, действия сотрудников охранного предприятия, выразившиеся в недопуске председателя Иркутской областной организации ГМПР Евстафьева Н.С. на территорию ПАО «Коршуновский ГОК» по удостоверению при отсутствии временного пропуска, являются правомерными.
Профсоюзной организацией ПАО «Коршуновский ГОК» является Первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России в ПАО «Коршуновский ГОК». ППО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК» является самостоятельным юридическим лицом и не является по отношению к Обществу зависимым и/или дочерним предприятием.
ПАО «Коршуновский ГОК» является опасным производственным объектом и бесконтрольный доступ на его территорию грозит наступлению неблагоприятных последствий.
Все работники ППО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК» имеют выданные в соответствии с Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях, и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» постоянные пропуска, проход (проезд) на территорию Общества они осуществляют на основании данных пропусков.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г. к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика прокуратура Иркутской области; в качестве заинтересованных лиц первичная профсоюзная организация ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК», Иркутская областная организация ГМПР.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 9 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ЧОП «Мечел-Восток».
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционном представлении прокурор Нижнеилимского района Иркутской области Грищенко С.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование представления указывает, что судом неверно применены нормы процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в сентябре 2020 г. прокуратурой Нижнеилимского района по поручению прокуратуры Иркутской области проведена проверка по доводам обращения председателя Иркутской областной организации Горно-металлургического профсоюза России Евстафьева Н.С. о допущенных руководством ПАО «Коршуновский ГОК» нарушениях федерального законодательства, связанных с отказом в допуске заявителя в помещения первичной профсоюзной организации ГМПР на территории ПАО «Коршуновский ГОК».
В ходе проверки установлено, что профсоюзной организацией ПАО «Коршуновский ГОК» является первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России в ПАО «Коршуновский ГОК».
Согласно пункту 1.2. Устава ПОО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК», ПОО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК» - общественная организация, входящая в Горно-металлургический профсоюз России.
В соответствии c частью 2 статьи 17 Устава Горно-металлургического профсоюза России в организационную структуру Профсоюза входят первичные и территориальные (республиканские, краевые, территориальные, областные, городские) организации Профсоюза, которые являются структурными подразделениями Профсоюза.
Согласно выписке из протокола отчетно-выборочной конференции Иркутской областной организации ГМПР председателем данной организации с 1 декабря 2016 г. избран Евстафьев Н.С. Проверкой установлено, что ранее Евстафьев Н.С. неоднократно посещал ПАО «Коршуновский ГОК» с целью исполнения уставных задач, соответственно ПАО «Коршуновский ГОК» было достоверно известно, что Евстафьев Н.С. является председателем Иркутской областной организации ГМПР. В судебном заседании административным истцом право председателя ИОО ГМПР Евстафьева Н.С. на посещение ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест членов профсоюза не оспаривалось.
Приказом управляющего директора № 165 от 28 февраля 2020 г. в ПАО «Коршуновский ГОК» введено в действие Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях, и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1. Положения установлен перечень лиц, которые имеют право прохода на охраняемую территорию Комбината на основании постоянного пропуска, временного пропуска, а также на основании служебного удостоверения.
К лицам, имеющим право прохода на охраняемую территорию Комбината по служебным удостоверениям, относятся должностные лица контролирующих и надзорных органов при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Согласно информации, представленной ПАО «Коршуновский ГОК» в прокуратуру района в ходе проверки, 4 марта 2020 г. председатель ИОО ГМПР Евстафьев Н.С. действительно прибыл на контрольно-пропускной пункт здания Горного управления ПАО «Коршуновский ГОК», где расположены помещения, занимаемые ГМПР в ПАО «Коршуновкий ГОК», но не был допущен сотрудниками охранного предприятия в указанное здание ввиду отсутствия временного пропуска. В данном случае лицу, к которому он прибыл, необходимо было оформить временный пропуск, дающий право беспрепятственного прохода на территорию ПАО «Коршуновский ГОК».
14 сентября 2020 г. прокурором района в адрес руководителя ПАО «Коршуновский ГОК» направлено представление с требованием принять меры к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, а именно обеспечить беспрепятственное посещение представителей Горно-металлургического профсоюза России ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест ПАО «Коршуновский ГОК», где работают члены соответствующего профсоюза, которое является законным и обоснованным. Требования прокурора, изложенные в представлении от 14 сентября 2020 г., являются тождественными норме Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имелось.
Также полагает, что при рассмотрении вышеуказанного административного дела и вынесении решения суда были нарушены нормы процессуального права.
5 марта 2021 г. административным истцом заявлено ходатайство о принятии к производству суда заявления об уточнении исковых требований. Данное заявление, согласно изложенному в нем тексту, предъявляется в соответствии со статьей 39 ГПК РФ, тогда как настоящее административное дело рассматривалось в соответствии с требованиями КАС РФ. После принятия к производству указанных уточнений, которыми изменился предмет иска, в нарушение статьи 201 КАС РФ лицам, участвующим в деле, в том числе не принимавшим участие в судебном заседании 5 марта 2021 г., не были направлены копии соответствующего определения суда, в нарушение статьи 141 КАС РФ разрешение административного дела сначала произведено не было.
В своей апелляционной жалобе председатель Иркутской областной организации ГМПР Евстафьев Н.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не мотивированы и не подкреплены ссылками на соответствующие нормы материального права.
В соответствии с частями 1, 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. При этом особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами и общественными объединениями потребителей могут устанавливаться соответствующими федеральными законами (часть 7).
Пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо предусматривает, что профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
Помимо этого, контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, защита членов профсоюза от незаконных действий работодателей, а также контроль за обеспечением работодателями на производстве здоровых и безопасных условий труда и нормативного состояния производственной и окружающей среды, являются основными уставными задачами (пункты 1, 2 статьи 5 Горно-металлургического профсоюза России).
Таким образом, полагает, что председатель Иркутской областной организации ГМПР Евстафьев Н.С. относится не только к полномочным представителям Горно-металлургического профсоюза России, но и относится к представителям, осуществляющим общественный контроль.
Судом установлено, что приказом управляющего директора № 165 от 28 февраля 2020 г. в ПАО «Коршуновский ГОК» введено в действие Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях и на территории ПАО «Коршуновский ГОК».
При этом в данном Положении какого-либо упоминания о праве и порядке прохода профсоюзных представителей не содержится.
Отсутствие в Положении о пропускном и внутриобъектном режимах здания, помещениях, и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» упоминания о праве беспрепятственного посещения организации профсоюзными представителями для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзу прав и не включение их в перечень лиц, которые имеют право прохода на охраняемую территорию комбината, противоречит Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (пункт 5 статьи 11), Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Вопреки утверждениям суда первой инстанции, локальные нормативные акты, действующие на предприятии, не относятся к источникам права, а содержащиеся в них положения не должны противоречить правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На ПАО «Коршуновский ГОК» распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения по Горно-металлургическому комплексу РФ на 2020-2022 годы, в соответствии с пунктом 10.1 которого работодатель и его представители приняли на себя обязательства по соблюдению прав Горно-металлургического профсоюза России, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другими нормативными правовыми актами, данным Соглашением и коллективным договором.
На основании Коллективного договора ПАО «Коршуновский ГОК» работодатель также принял на себя обязательства соблюдать права Горно-металлургического профсоюза России, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (пункт 11.1.3).
Буквальное толкование пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которому профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав, не содержит каких-либо дополнительных условий для реализации данного права. Право беспрепятственного посещения означает свободное прохождение без какого-либо предварительного согласования, разрешения, получения пропуска и т.д. Получение же какого-либо разрешительного документа от работодателя и его представителей, на чем настаивает в иске административный истец, не основано на законе и привело к необоснованному ограничению прав профсоюза.
В письменных возражениях на апелляционное представление и на апелляционную жалобу представитель ПАО «Коршуновский ГОК» Черноусова Т.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика прокурора Нижнеилимского района Иркутской области, представителя заинтересованного лица первичной профсоюзной организации ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК», представителя заинтересованного лица ООО «ЧОП «Мечел-Восток», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, представителя административного истца ПАО «Коршуновский ГОК» Черноусову Т.С., представителя административных ответчиков прокуратуры Нижнеилимского района Иркутской области, прокуратуры Иркутской области Вокину А.А., представителя заинтересованного лица Иркутской областной организации Горно-металлургического профсоюза России Бурлакова А.М., проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующему статью 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015) (вопрос 19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г., если лица, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что профсоюзной организацией ПАО «Коршуновский ГОК» является первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России в ПАО «Коршуновский ГОК».
Во исполнение статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации ПАО «Коршуновский ГОК» предоставлено помещение ПОО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК» по адресу: г. Железногорск-Илимский, ул. Промышленная, 3/20.
Согласно пункту 1.2. Устава ПОО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК», ПОО ГМПР в ПАО «Коршуновский ГОК» - общественная организация, входящая в Горно-металлургический профсоюз России.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Устава Горно-металлургического профсоюза России в организационную структуру профсоюза входят первичные и территориальные (республиканские, краевые, территориальные, областные, городские) организации профсоюза, которые являются структурными подразделениями профсоюза.
В сентябре 2020 года прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области по поручению прокуратуры Иркутской области проведена проверка доводов обращения председателя Иркутской областной организации Горно-металлургического профсоюза России Евстафьева Н.С. по факту отказа в допуске заявителя в помещения первичной профсоюзной организации ГМПР на территорию ПАО «Коршуновский ГОК».
По результатам проведенной проверки 14 сентября 2020 г. в адрес руководителя ПАО «Коршуновский ГОК» прокурором Нижеилимского района Иркутской области внесено представление с требованием принять меры к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, а именно обеспечить беспрепятственное посещение представителей Горно-металлургического профсоюза России ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест ПАО «Коршуновский ГОК», где работают члены соответствующего профсоюза.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не может быть принужден к обеспечению беспрепятственного посещения ПАО «Коршуновский ГОК» представителями Горно-металлургического профсоюза России, поскольку необходимо обеспечить их безопасность, что невозможно без оформления временного (разового) пропуска согласно Положению о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях и на территории ПАО «Коршуновский ГОК, обязательного инструктажа и сопровождения. Административными ответчиками в нарушение статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств законности представления.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Приказом управляющего директора № 165 от 28 февраля 2020 г. в ПАО «Коршуновский ГОК» утверждено Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в зданиях, помещениях, и на территории ПАО «Коршуновский ГОК» (далее Положение).
Данное Положение регламентирует порядок и требования, предъявляемые к организации пропускного и внутриобъектового режима на территории ПАО «Коршуновский ГОК».
Согласно пункту 2.1 Положения посетителем является любое лицо, не находящееся в правоотношениях с охраняемым предприятием и не имеющее с ним прямых связей. Работники органов внутренних дел, налоговой службы, следственных органов, прокуратуры, государственной безопасности, административных инспекций не могут быть отнесены к категории посетителей. Данная категория лиц на законных основаниях вправе посещать охраняемые предприятия по служебным удостоверениям, подтверждающим их правовой статус.
Пунктом 3.14 Положения установлено, что всем работникам Комбината, сторонних организаций, посетителям запрещается проходить (проезжать) через КПП, находиться и передвигаться по территории предприятия без соответствующих пропусков.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения проход на охраняемую территорию Комбината разрешается посетителям на основании разового пропуска (приложение № 6), заявки (приложение № 12). Право подписи заявок имеют должностные лица Комбината, состоящие в должности не ниже начальника отдела. Заявки согласовываются с директором по безопасности или лицом, им уполномоченным.
Пунктом 4.18 Положения предусмотрено, что на охраняемую территорию Комбината не допускаются лица, не имеющие при себе документов, дающих право находиться на территории объекта.
Согласно разделу 5 Положения посетителям выдается разовый пропуск.
В пункте 5.2.1.6 Положения указано, что разовый пропуск посетителям Комбината оформляется и выдается работниками бюро пропусков на срок не более 8 часов в дневное рабочее время, дающий право на однократное посещение объекта. Разовый пропуск имеет следующие обязательные реквизиты: регистрационный номер, ФИО посетителя, документ удостоверяющий личность, цель визита, к кому, номер кабинета, время выдачи пропуска, время сдачи пропуска.
В соответствии с пунктом 6.15 Положения разовый пропуск посетителям выдается на основании письменных заявок, предоставленных руководителями структурных подразделений, отделов и служб Комбината.
Разделом 10 Положения регламентирован порядок пропуска на территорию Комбината представителей органов исполнительной власти и прокуратуры, пожарных расчетов, скорой медицинской помощи, аварийных служб.
В частности пунктом 10.2 Положения предусмотрено, что прокуроры, их заместители, помощники пропускаются на территорию объекта беспрепятственно по предъявлению соответствующего удостоверения.
Анализ приведенных пунктов Положения свидетельствует о том, что профсоюзные представители отнесены к категории посетителей и их проход на территорию Комбината разрешается на основании разового пропуска, заявки, без оформления которых на территорию Комбината они допущены быть не могут.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Черноусова Т.С. подтвердила, что профсоюзные представители могут быть допущены на территорию Комбината только на основании пропуска и к представителям контролирующих органов они не относятся.
Оформление разового пропуска осуществляется на основании заявки, право подписать которую имеют должностные лица Комбината, состоящие в должности не ниже начальника отдела. Заявки согласовываются с директором по безопасности или лицом, им уполномоченным.
Отсюда следует, что допуск профсоюзных представителей согласно Положению ставится в зависимость от наличия указанной заявки на выдачу пропуска и волеизъявления, усмотрения соответствующих должностных лиц на ее подписание и согласование.
В случае, если должностным лицом такая заявка не подана либо не согласована, то профсоюзные представители в силу пунктов 4.1.1, 4.18 Положения будут лишены права посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав, что прямо противоречит пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
То обстоятельство, что ПАО «Коршуновский ГОК» является опасным производственным объектом, не может являться основанием для ограничения профсоюзных представителей в их праве беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Кроме того, аналогичное право беспрепятственного пропуска на территорию объекта по предъявлению соответствующего удостоверения предоставлено прокурорам, их заместителям, помощникам (абзац 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
При этом пунктами 2.1, 10.2 Положения установлено, что указанные лица пропускаются на территорию Комбината беспрепятственно только по предъявлению соответствующего удостоверения, оформление пропусков не требуется.
Вопреки доводам представителя административного истца пропуск на территорию Комбината профсоюзных представителей только по предъявлению соответствующего удостоверения не исключает учет таких лиц и разъяснения им соответствующих правил в целях обеспечения безопасности.
Изложенное в пункте 1 предписания требование о принятии мер к устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, а именно обеспечить беспрепятственное посещение представителей Горно-металлургического профсоюза России ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест ПАО «Коршуновский ГОК», где работают члены соответствующего профсоюза, дословно воспроизводят норму пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», соответственно незаконным являться не может.
Оспариваемое представление внесено прокурором Нижнеилимского района Иркутской области по результатам проведенной проверки, в ходе которой выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, надлежащему лицу, на которое возложена обязанность в силу его полномочий устранить нарушения, указанные в представлении.
При этом в данном деле не имеет правового значения факт того, был ли председатель ИОО ГМПР Евстафьев Н.С. 4 марта 2020 г. допущен на территорию ПАО «Коршуновский ГОК», поскольку предметом спора являлась проверка законности требования прокурора обеспечить беспрепятственное посещение представителей Горно-металлургического профсоюза России ПАО «Коршуновский ГОК» и рабочих мест ПАО «Коршуновский ГОК», где работают члены соответствующего профсоюза.
Доводы административного искового заявления о том, что первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России в ПАО «Коршуновский ГОК» является самостоятельным юридическим лицом и не является по отношению к Обществу зависимым и/или дочерним предприятием, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать любые организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав, а оспариваемое представление не содержит требования обеспечить беспрепятственный допуск именно председателя ИОО ГМПР Евстафьева Н.С.
Необходимо также отметить, что представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, не возлагает на административного истца обязанность по выполнению определенных действий, а предлагает принять меры к устранению и недопущению выявленных нарушений, в связи с чем не нарушает права ПАО «Коршуновский ГОК».
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 г. № 84-О, в соответствии с которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
С учетом того, что судом допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, вывод суда о незаконности пункта 1 предписания прокурора Нижнеилимского района Иркутской области от 14 сентября 2020 г. нельзя признать обоснованным, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 5 марта 2021 г. по данному административному делу отменить.
Вынести по данному административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ПАО «Коршуновский ГОК» о признании незаконным представления прокурора Нижнеилимского района Иркутской области об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 14 сентября 2020 г. отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Н.М. Усова
Е.Г. Бутина