ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5997/18 от 20.09.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

№33a-5997/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 сентября 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ночевника С.Г.,

судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 июля 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., объяснения представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Бокуц Е.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопреде­ленного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившегося в не предоставлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Сяберский» для постановки его на государственный кадастровый учет, и возложении на комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанности предоставить указанные сведения в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что государственный природный комплексный заказник регионального значения «Сяберский» не поставлен на кадастровый учет. Сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан на получение сведений из ЕГРН о расположении зон с особыми условиями. Указанное может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях в части предоставления физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование или владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий, что в свою очередь может повлечь причинение вреда уникальной природе государственного природного заказника в связи с использованием данных территорий не по целевому назначению (л.д.3-8).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 04.07.2018 удовлетворено административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора (л.д.110-116).

В апелляционной жалобе комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе указано, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права. Оспариваемое решение принято на основании применения и толкования норм законодательства Российской Федерации, не соответствующих обстоятельствам спора, регулирующих отношения, не относящиеся к предмету спора, и не регулирующих государственные отношения по учету сведений об ООПТ в ЕГРН. ООПТ регионального значения не относятся и не относились к зонам ОУИТ и не подлежали учету в ГНК до 01.01.2017. Кроме того, особо охраняемые природные территории не относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. К ним относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий, что подтверждается ст.105 Земельного кодекса РФ (л.д.119-123).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст.94 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

Как указано в ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли государственных природных заказников.

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) являются зонами с особыми условиями использования территории, то есть для них устанавливается режим особой охраны. При этом, границы ООПТ могут пересекать границы земельных участков, муниципальных образований, других зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, ООПТ не является земельным участком и объектом постановки на кадастровый учет, однако сведения о прохождении границ ООПТ вносятся в государственный кадастр недвижимости как о зоне с особыми условиями использования территории.

Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом, может устанавливаться такое ограничение прав на землю, как особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Частью 6 ст.56 ЗК РФ определено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В настоящее время таким федеральным законом является Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.

Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

До принятия Федерального закона от 21.07.2011 N 257-ФЗ ч.6 ст.56 ЗК РФ также предусматривала, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ было предусмотрено, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29.03.1976 № 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области» на территории Тосненского района Ленинградской области учрежден государственный природный комплексный заказник регионального значения «Сяберский».

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области от 07.08.2017 в ЕГРН не содержатся сведения об особо охраняемых природных территориях Ленинградской области.

Удовлетворяя заявленные Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц на получение достоверных сведений о местоположении границ заказника «Сяберский».

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует закону.

Положением о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды, в том числе о создании ООПТ регионального значения, об утверждении положений (паспортов) ООПТ регионального значения и о внесении изменений в них, о совершенствовании правового регулирования в области организации, охраны и использования ООПТ регионального значения, осуществляет обеспечение функционирования ООПТ регионального значения.

Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года N 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

При этом, ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные зоны.

Следовательно, указанные сведения подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017 года.

Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на комитет по природным ресурсам Ленинградской области предоставить документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории регионального значения Ленинградской области – государственного природного комплексного заказника «Сяберский» в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет объекта регионального значения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Скопинская Л.В.