ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6006 от 13.06.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-6006

25RS0029-01-2019-000616-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Кубатовой О.А., Римского Я.А.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толмачева К.М. об оспаривании действий администрации Уссурийского городского округа по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 18 февраля 2019 года, которым административное исковое заявление Толмачева К.М. удовлетворено: признан незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа от 11 января 2019 года в выдаче Толмачеву К.М. акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность выдать Толмачеву К.М. акт приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Толмачева К.М. – Петряковой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Толмачев К.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он является собственником жилых помещений – квартиры № 7 и № 11 общей площадью 121,4 кв.м в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. 4 сентября 2008 года администрацией УГО было выдано разрешение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, в соответствии с которым административным истцом были произведены работы по перепланировки жилых помещений. 26 декабря 2018 года Толмачев К.М. обратился в администрацию УГО с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве и перепланировке жилого помещения. 11 января 2019 года в выдаче акта отказано в связи с пропуском срока на подачу и подписание акта приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Однако произведенная перепланировка полностью соответствует проекту и техническим нормам, не меняет конструктивную схему здания, не увеличивает площадь помещений и нагрузку на фундаменты, не несет опасности для жизни и здоровья людей и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья эксплуатацию объекта. Т.о. обжалуемое решение является незаконным и нарушающим его гражданские права и законные интересы. Просит признать незаконным решение администрации УГО в лице управления жилищной политики от 11 января 2019 года об отказе в выдаче акта приемочной комиссии о произведенной перепланировке жилого помещения – квартиры № 7 общей площадью 121,4 кв.м в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; обязать администрацию УГО в лице управления жилищной политики утвердить и выдать Толмачеву К.М. акт приемочной комиссии о произведенной перепланировке на квартиру № 7 площадью 121,4 кв.м по адресу: <адрес>, после произведенной перепланировки и объединении двух квартир № 7 и № 11 в соответствии со ст.28 ЖК РФ.

Томачев К.М. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель администрации УГО в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что Толмачеву К.М. было выдано решение о согласовании перепланировки, срок производства работ установлен с 10 сентября 2008 года по 1 декабря 2008 года. Согласно п.2.5 постановления главы администрации УГО № 1651 от 19 октября 2005 года заявители перед началом работ по переустройству обязаны зарегистрировать у управляющих жилыми домами в специальных журналах даты начала и окончания работ. В материалы дела не представлены доказательства в подтверждение того, что работы по перепланировке выполнены в сроки, указанные в решении. Вывод истца о том, что нет ограничений по срокам выполнения работ и нет норм о сроке действия решения о перепланировке, сроке для обращения для подписания акта, не основан на нормах действующего законодательства. Для получения акта заявителю необходимо было обратиться в МФЦ с заявлением об окончании срока ремонтно-строительных работ до истечения срока, указанного в решении (срок работ, указанный в решении, истек 1 декабря 2008 года), комиссия выдает акт после осмотра жилого помещения. Выдать акт без осмотра жилого помещения и при наличии оконченного срока действия решения о перепланировке нельзя.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрации УГО ставится вопрос об отмене решения суда в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно ч.1 ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.

В силу п.36 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 18 апреля 2013 года N 1477-НПА, завершение перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилом доме подтверждается актом приемочной комиссии (далее - акт), сформированной в порядке, определенном администрацией Уссурийского городского округа.

По окончании ремонтно-строительных работ заявитель обращается в Многофункциональный центр с заявлением о завершении ремонтно-строительных работ по перепланировке и (или) переустройству до истечения указанного в решении администрации Уссурийского городского округа срока.

С заявителем согласовывается время и дата осмотра жилого помещения после завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке.

После осмотра перепланированного и (или) переустроенного жилого помещения приемочной комиссией специалист, ответственный за уведомление заявителя о принятом решении и выдачу результата муниципальной услуги, выдает заявителю акт в трех экземплярах в течение пяти рабочих дней для подписания.

В соответствии с п.3 Положения о приемочной комиссии по приему завершения перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 3 ноября 2016 года N 3390, приемочная комиссия осуществляет прием завершения перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме по заявлению собственника или нанимателя помещения в многоквартирном доме либо его уполномоченного представителя (далее - заявитель) о завершении ремонтно-строительных работ по перепланировке и (или) переустройству до истечения указанного в решении администрации Уссурийского городского округа срока о согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме.

Согласно п.14 Положения приемочная комиссия рассматривает пакет документов, поступивший на рассмотрение приемочной комиссии, проводит осмотр помещений в многоквартирном доме после завершения работ по перепланировке и (или) переустройству.

Приемочная комиссия подтверждает завершение перепланировки и (или) переустройство актом приемочной комиссии о завершении перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме всех форм собственности согласно приложению N 1 к Положению (далее - Акт).

Как усматривается из материалов дела, Толмачев К.М. является собственником квартир № <адрес>.

4 сентября 2008 года администрацией Уссурийского городского округа административному истцу было дано согласие на переустройство и перепланировку жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). Срок производства ремонтно-строительных работ с 10 сентября 2008 года по 1 декабря 2008 года.

26 декабря 2018 года Толмачев К.М. обратился в администрацию УГО с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

11 января 2019 года управлением жилищной политики администрации УГО отказано в выдаче бланка приемочной комиссии, поскольку Толмачев К.М. обязан был по окончанию установленного срока производства ремонтно-строительных работ (т.е. до 1 декабря 2008 года) обратиться в орган местного самоуправления для подписания акта о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В связи с истечением длительного срока (более 10 лет) с момента принятия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения от 4 сентября 2008 года документы, на основании которых было принято соответствующее решение, в управлении жилищной политики отсутствуют.

Вместе с тем, ни Жилищный кодекс РФ, ни Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", ни Положение о приемочной комиссии не предусматривают такого основания для отказа в выдаче акта приемочной комиссии как завершение переустройства (перепланировки) в более поздний срок, чем указан в решении о согласовании переустройства и (или) перепланировки.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведенная истцом перепланировка жилого помещения была произведена с разрешения, полученного в установленном законом порядке, обращение истца с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии к ответчику является достаточным основанием для производства указанной комиссией фактического осмотра перепланированного и переустроенного жилого помещения; подачу отдельного заявления о производстве приемочной комиссией осмотра перепланированного и переустроенного жилого помещения административный регламент не предусматривает.

С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что выдать акт без осмотра жилого помещения и при наличии оконченного срока действия решения о перепланировке нельзя, является необоснованным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нормы действующего законодательства не предусматривают возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги по основаниям пропуска срока обращения за ее предоставлением и не ограничивают право истца на получение акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве, перепланировке жилых помещений по одному лишь мотиву пропуска срока обращения.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено подтверждением того, что работы по перепланировке выполнены в сроки, указанные в решении, не ставит под сомнение законность выводов суда первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не являлись мотивом к принятию оспариваемого решения.

Вместе с тем, нельзя согласиться с избранным судом способом восстановления нарушенного права административного истца в виде возложения на административного ответчика обязанности выдать акт приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, поскольку суд не вправе подменять собой компетенцию органа местного самоуправления и принимать решение о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, тем более, что приемочной комиссией перепланированное жилое помещение не осмотрено. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Во исполнение ч.3 ст.227 КАС РФ в отмененной части судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, обязав администрацию УГО повторно рассмотреть заявление Толмачева К.М. о выдаче акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 18 февраля 2019 года отменить в части возложения на администрацию Уссурийского городского округа обязанности выдать Толмачеву К.М. акт приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений по адресу: <адрес>.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Обязать администрацию Уссурийского городского округа повторно рассмотреть заявление Толмачева К.М. о выдаче акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи