ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6013/2022 от 14.09.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Шелков Д.Ю. Дело № 33а-6013/2022

УИД 22RS0032-01-2020-000279-87

2а-8/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Барсуковой Н.Н.

при секретаре Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2022 года по делу по административному иску прокурора Локтевского района Алтайского края к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об оспаривании нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Локтевского района Алтайского края обратился в суд с административным иском к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, в котором просил признать незаконным со дня вынесения постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края»; возложить на административного ответчика обязанность в 3-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк» (далее также - ООО УО «Горняк») информацию о необходимости перерасчета с ДД.ММ.ГГ размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***); в указанный срок внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГ*** «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых, собственниками помещений в многоквартирных домах, не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления ни реализован, не определена управляющая организация» в части установленного приложением *** к данному постановлению размера платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГ (руб./кв.м в месяц), путем перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***).

Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением для благоустроенных неаварийных многоквартирных домов установлен размер платы за содержание жилого помещения в зависимости от этажности и степени благоустройства, который значительно превышает размер платы, ранее установленный утратившим силу постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***).

Постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** управляющей организацией определено ООО УО «Горняк», которое в своей деятельности применяет размер платы за содержание жилого помещения, установленный оспариваемым нормативным правовым актом.

Ряд работ, указанных в Перечне работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ***, не соответствует требованиям, предъявляемым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Полагает, что постановление не соответствует части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***/пр Методическим рекомендациям по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.

Принятым нормативным правовым актом администрации города Горняка нарушаются права неопределенного круга лиц на установление размера платы за содержание жилого помещения в обоснованном размере.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края.

Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 5 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 года по апелляционным жалобам административного ответчика администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк» принят отказ прокурора Локтевского района Алтайского края от административного иска в части требований, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц к администрации Локтевского района Алтайского края о возложении на административного ответчика обязанности в 3-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк» информацию о необходимости перерасчета с ДД.ММ.ГГ размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***); в указанный срок внести изменения в постановление от ДД.ММ.ГГ*** «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления ни реализован, не определена управляющая организация» в части установленного приложением *** к данному постановлению размера платы за содержание жилого помещения с ДД.ММ.ГГ (руб./кв.м в месяц), путем перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, исходя из размеров, установленных постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***).

Решение Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в данной части отменено с прекращением производства по делу.

В остальной части решение суда изложено в новой редакции.

Административное исковое заявление прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворено.

Признано недействующим со дня принятия постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года решение Локтевского районного суда Алтайского края от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 2 марта 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела с учетом уточнения требований прокурор Локтевского района Алтайского края просил признать недействующими со дня вынесения постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** «О назначении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления ни реализован, не определена управляющая организация».

Решением Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация города Горняка просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие единой методики расчета платы за содержание жилого помещения и необязательность применения Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***/пр, которые носят лишь рекомендательный характер; указывая, что выбор конкретного метода для расчета размера платы за содержание жилого помещения с учетом Приказа ***/пр осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно с учетом особенностей имеющихся на территории муниципального образования многоквартирных домов; административным ответчиком выбран ресурсный метод для определения размера платы за содержание жилого помещения, поскольку в муниципальном образовании город Горняк на момент установления размера платы за содержание жилого помещения не было многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли бы на общем собрании Перечень работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме, и размер платы за содержание жилого помещения; не мог быть использован и метод индексации, так как предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения администрация города Горняка не утверждала, оспариваемым постановлением введен новый размер платы; расчет размера платы за содержание жилого помещения основывался на полном, установленном законодательством Перечне работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества многоквартирных домов с учетом их конструктивных особенностей; судом не были приняты во внимание показания допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Р.Н.В. и Л.В.В.; суд при рассмотрении дела не учел нормативно-правовое регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами и неверно взял за основу исключительно работы по Минимальному перечню работ и услуг для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ, не указывают конкретный состав, объем и периодичность выполнения работ, а также технологию их выполнения, а носят общую информацию и минимальном наборе работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которая конкретизируется и дополняется иными нормативными актами с учетом индивидуальных конструктивных особенностей дома; выводы суда о нарушении административным ответчиком компетенции при принятии оспариваемых решений сделаны без учета положений пункта 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***; установленный размер платы не нарушает прав и интересов неопределенного круга лиц, так как большинство многоквартирных домов уже заключили договоры управления, взяв за основу установленный административным ответчиком размер платы за содержание жилого помещения; оснований для признания оспариваемых актов недействующими со дня принятия, учитывая, что данные акты применялись, порождая правовые последствия, у суда не имелось.

В письменных возражениях прокурор Локтевского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор А.Т.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, представитель администрации г. Горняка, ООО УО «Горняк» К.Д.Л. на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав прокурора А.Т.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица К.Д.Л., допросив эксперта Б.Ю.В., свидетеля Р.Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер в том числе платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в установленных законом случаях для собственников жилого помещения предусмотрено частью 4 статьи 158 поименованного Кодекса.

Как следует из обстоятельств дела и правильно установлено судом, ДД.ММ.ГГ администрацией города Горняка Локтевского района Алтайского края принято постановление *** «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».

Названным постановлением утвержден для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, Перечень и стоимость работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края, согласно приложению *** (пункт 1); установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, согласно приложению *** (пункт 2).

Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГ***).

Текст постановления от ДД.ММ.ГГ*** был опубликован на официальном сайте администрации Локтевского района.

Постановлением администрации г. Горняка Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** ООО УО «Горняк» определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, перечисленными в Приложении *** в данном постановлении, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (пункт 1). Постановлено управляющей компании руководствоваться перечнем и стоимостью работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приложением *** к постановлению от ДД.ММ.ГГ*** (пункт 2).

В приложении *** к постановлению от ДД.ММ.ГГ*** установлен размер платы за содержание жилого помещения по каждому многоквартирному дому, передаваемому во временное управление ООО УО «Горняк» (пункт 3).

Текст постановления от ДД.ММ.ГГ*** опубликован на сайте администрации Локтевского района.

Оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт – постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ***, как верно указано судом первой инстанции, принят администрацией города Горняка с учетом ее компетенции и полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия.

Вместе с тем, признавая указанное постановление недействующим полностью со дня его принятия, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком доказательства экономического обоснования установленных размеров платы не представлены; при принятии оспариваемого постановления не были учтены Методические рекомендации, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***/пр, исходя из которых обоснованным можно признать среднее значение тарифов (платы) за содержание жилого помещения, определенное на основании решений об утверждении платы за содержание жилого помещения, которые приняты общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах в данном муниципальном образовании; индексация размера платы произведена в нарушение пункта 3.6 приведенных Методических рекомендаций; размеры установленной платы являются произвольными и непроверяемыми; установление минимального перечня обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не отнесено к компетенции органа местного самоуправления, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует установлению конкретного перечня услуг и работ в договоре управления, а также принятию данного вопроса на собрании собственников.

С выводами суда о признании названного оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью согласиться нельзя в силу следующего.

В действующей редакции части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ) закреплено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Согласно части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень услуг и работ); Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила оказания услуг и выполнения работ).

Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил оказания услуг и выполнения работ).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункты "а" - "ж").

Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.

Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация установлены Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Согласно названным Правилам определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из содержания и смысла приведенной нормы, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется решением органа местного самоуправления при определении управляющей организации.

Установление размера платы за содержание жилого помещения без определения перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемого в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, невозможно.

Таким образом, вопреки выводам суда, администрация города Горняка при определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, компетентна в определении перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащего установлению в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированному из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Перечню и стоимости работ и услуг (приложение ***), утвержденному постановлением администрации города Горняка Локтевского района от ДД.ММ.ГГ*** (пункт 1) для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в нем определены наименование и состав работ, услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края и стоимость этих работ и услуг на 1 кв.метр общей площади помещения (рублей в месяц).

При этом постановлением Администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ*** управляющей организацией для управления многоквартирными домами, перечисленными в приложении *** к данному постановлению, на период подготовки и проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами с ДД.ММ.ГГ и до момента заключения договора управления многоквартирными домами по результатам конкурса или до выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами, определено общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк» (пункт 1).

Этим же постановлением постановлено обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк» для многоквартирных домов, передаваемых во временное управление, руководствоваться Перечнем и стоимостью работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГ***, согласно приложению ***.

Утверждение органом местного самоуправления данного Перечня путем принятия самостоятельного нормативного правового акта с определением стоимости работ и услуг о противоречии данного акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует, и не влечет признание этого акта полностью недействующим.

Указание суда о том, что установление органом местного самоуправления конкретного перечня работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме препятствует установлению конкретного перечня услуг и работ в договоре управления многоквартирным домом, а также принятию данного вопроса на собрании собственников, не основано на положениях пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, предусматривающего, что перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются, в частности, в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 2 части 1 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГ***/пр утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, которые согласно их содержанию, разработаны в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, Правилами оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** (пункт 1.1).

Указанные методические рекомендации в силу положений пункта 1.2 носят рекомендательный характер, не являются обязательными к применению органами местного самоуправления при установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также при определении предельных индексов изменения размера такой платы.

Конкретные указания по расчету и определению размера платы содержатся в приведенных Методических рекомендациях в пунктах 3-4.

Определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.2 Методических рекомендаций)).

Согласно утвержденному оспариваемым постановлением перечню работы и услуги, включаемые в плату за содержание жилого помещения, состоят из работ и услуг:

- по управлению многоквартирным домом стоимостью 4,87 рублей на 1 кв.метр общей площади помещения (рублей в месяц) (пункт 1);

- по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2), в том числе: диспетчерскому обслуживанию – 1,00 рубль (пункт 2.1), аварийному обслуживанию – 4,99 рублей (пункт 2.2), включающему аварийное обслуживание систем водоснабжения, теплоснабжения и канализации – 3,85 рублей (пункт 2.2.1), аварийное обслуживание систем электроснабжения – 1,14 рублей (пункт 2.2.4); осмотрам общего имущества в многоквартирном доме: для негазифицированных МКД – 0,60 рублей, для газифицированных МКД – 0,69 рублей (пункт 2.3); техническому обслуживанию систем учета потребляемой электрической энергии (общедомовые приборы учета) – 0,17 рублей (пункт 2.4); техническому обслуживанию систем учета потребляемой электрической энергии (индивидуальные приборы учета – 0,65 рублей (пункт 2.5); по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме – 2,73 рублей (пункт 2.6); по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов (для МКД, оборудованных общедомовыми выгребными ямами или септиками, дворовыми туалетами) – 2,42 рублей (пункт 2.7); по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома (придомовая территория) – 2,86 рублей (пункт 2.8), в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме – 0,21 рублей (пункт 2.8.3);

- содержанию общедомовых систем газового оборудования и газораспределительных коммуникаций – 0,62 рублей (пункт 3);

- техническому диагностированию внутридомового газового оборудования -1,33 рублей (пункт 4);

- текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме: - для благоустроенных многоквартирных домов этажностью от 1 до 2 – 5 рублей, - для благоустроенных многоквартирных домов этажностью от 3 до 5 – 3 рубля, для неблагоустроенных и частично благоустроенных многоквартирных домов этажностью от 1 до 2 – 2 рубля, для многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, этажностью от 1 до 5 – 2 рубля (пункт 5);

Каждый пункт включает в себя подробное описание работ и услуг, выполняемых в рамках данного вида работ и услуг, без определения их стоимости.

Стоимость коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД в стоимость платы за содержание жилого помещения не включена.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГ*** анализом данных, полученных в ходе исследования по вопросу о соответствии перечня работ, указанного в приложении *** к постановлению администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ***, установлено, что в перечне работ и услуг, указанных в пункте 2.3 данного Приложения (фактически, как следует из содержания заключения эксперта, экспертом проанализирован состав всего перечня работ, включенных в это приложение) имеется много дополнительных работ, не учтенных в минимальном перечне, но относящихся к жилищным услугам, обеспечивающим надлежащее содержание многоквартирного дома.

Экспертом отмечено, что в Минимальном перечне работ и услуг, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, нет расшифровки, а сформулирована суть работ, поэтому в таблицу 3 заключения – перечень работ, утвержденный постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГ***, не отраженных в минимальном перечне работ и услуг, вошли работы, расшифровывающие работы аварийно-диспетчерской службы, все работы, перечисленные в таблице 3, относятся к сфере жилищных услуг и направлены на содержание и ремонт многоквартирных домов и регламентируются нормативными правовыми актами, дополняющими постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.

Пункт 4 Правил оказания услуг и выполнения работ предусматривает, что в случае применения специальных технологий оказания услуг и выполнения работ в перечне работ и услуг наименование услуг и работ может отличаться от тех, которые указаны в минимальном перечне, указанном в пункте 2 настоящих Правил, но без изменения цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ.

Пункт 3 Правил оказания услуг и выполнения работ предусматривает, что перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: а) конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома; б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

В таблице 2 экспертного заключения экспертом приведен перечень работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, не учтенных в приложении 1 к постановлению от ДД.ММ.ГГ***, при этом отмечено, что некоторые виды работ, указанные в таблице ***, зависят от степени благоустройства многоквартирного дома.

Данное отклонение от минимального перечня, как следует из заключения эксперта, считается допустимым в случае отсутствия инженерных систем, конструктивных элементов и пр. у рассматриваемого жилищного фонда.

Допрошенная судам апелляционной инстанции эксперт Б.Ю.В. подтвердила, что в перечень, утвержденный администрацией города Горняка, включены работы, необходимые в целях надлежащего содержания многоквартирного дома. Включение данных работ в перечень не изменяет цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ. Также показала, что эксперту был задан вопрос о соответствии работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный администрацией, именно минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, без указания на соответствие применительно к тем домам, в отношении которых он устанавливается, поэтому и было указано, что утвержденный администрацией перечень, не соответствует установленному минимальному перечню.

Данных свидетельствующих о том, что в утвержденный перечень не включены какие-либо работы, проведение которых необходимо в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, переданных на обслуживание управляющей организации, по делу не установлено.

Кроме того, невключение каких-либо работ исходя из минимального перечня в перечень, утвержденный постановлением *** от ДД.ММ.ГГ, но необходимых в для надлежащего содержания многоквартирного дома, не исключает обязанности управляющей организации, назначенной органом местного самоуправления, по их выполнению, учитывая использованный административным ответчиком ресурсный метод расчета размера платы за содержание жилого помещения.

Нельзя согласиться и с выводами суда о том, что утвержденная стоимость работ и услуг и установленный размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, являются произвольными и непроверяемыми.

Как следует из заключения эксперта *** от ДД.ММ.ГГ и дополнения к нему от ДД.ММ.ГГ, эксперту для производства экспертизы были предоставлены расчеты об обосновании размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме за 2018-2019 годы в 2-х томах, за 2020 год в 1-ом томе. При расчете стоимости услуг по содержанию жилого помещения в многоквартирном доме на 2020 год администрацией города Горняка был использован ресурсный метод определения стоимости всех работ и услуг для многоквартирного дома, осуществляющийся путем суммирования стоимости ресурсов (элементов затрат). Данный метод оптимальный для определения объективной стоимости услуг, так как метод аналогов используется при отсутствии разработанных норм и нормативов на соответствующие ресурсы. Для применения индексного метода необходимо наличие обоснованных и утвержденных индексов.

Анализом данных, полученных в ходе проведения исследования и проверки правильности расчета, установлено, что в расчетах по обоснованию размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на 2020 год, произведенных администрацией города Горняка в разделе 1 «Диспетчерское обслуживание» части 2 расчетов нарушений, помимо выявленных и описанных в заключении, не обнаружено. При проверке правильности расчета стоимости за услуги по диспетчерскому обслуживанию экспертом выявлена ошибка специалиста, которая является незначительной и в общей сумме затрат меньше математической погрешности и составляет 0,15 %. Данная величина на размер платы не влияет.

При дополнительном изучении расчетов администрации города Горняка по остальным статьям затрат на содержание жилого помещения в многоквартирном доме экспертом ошибок и замечаний выявлено не было.

В ходе расчета затрат на аварийное обслуживание многоквартирного дома экспертом установлено, что администрацией города Горняка при осуществлении расчетов была допущена ошибка, которая повлекла за собой изменение платы на 1,1 рублей, в связи с тем, что при расчете нормативной численности сотрудников аварийной службы не была учтена степень обеспеченности многоквартирных домов инженерными системами, так как плата рассчитывается в основном для многоквартирных домов не обеспеченных в полном объеме основными инженерными системами.

Так, в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников аварийно-ремонтной службы ЖКХ «Центр муниципальной экономики и права» средний уровень оснащенности определяется как отношение суммы площадей жилых домов, оснащенным каждым видом внутридомового инженерного оборудования к общей площади жилых домов, увеличенного в число раз, равное количеству видов внутридомового инженерного оборудования…»

Согласно таблице 4 рекомендаций и примечаний к ней, при аварийном обслуживании жилой площади менее 500 тыс. кв.м. и среднем износе МКД менее 30%, при среднем уровне оснащенности многоквартирных домов внутридомовым инженерным оборудованием, а именно: холодное водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, ванны (душ), горячее водоснабжение, электроснабжение, где процент оснащенности составляет 87% и расположении МКД АО 2 или 3 температурно-климатической зоне, нормативная численность сотрудников аварийной службы в одну смену должна равняться 3 человека. При отличии планируемых условий от заложенных параметров необходимо использовать поправочные коэффициенты. Администрация города Горняка в расчетах не применяла поправки на оснащение инженерными системами МКД и применила коэффициент равный 1, который применяется в случае, если дома обеспечены системой электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, центрального отопления, ванны (душ).

В своих расчетах администрация не классифицировала МКД, не определившиеся со способом управления, по степени благоустройства и приняла условия в расчетах, что все дома – благоустроенные, но в числе данных домов есть МКД частично благоустроенные, есть неблагоустроенные, есть дома, оснащенные системой газоснабжения.

На основании полученных результатов проведенного дополнительного анализа, экспертом было установлено, что значение поправочного коэффициента, равное 1, является ошибочным и подлежит корректировке.

Для оценки реальной степени благоустройства МКД, не определившиеся со способом управления, а также степени оснащенности данных МКД инженерными системами экспертом была составлена аналитическая таблица 1 для расчета степени оснащенности инженерными системами, с целью определения штата сотрудников аварийно-ремонтной службы. Источником данных для составления таблицы послужили информационные системы ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.

При анализе оснащенности МКД системой горячего водоснабжения, было установлено, что в большей части домов система горячего водоснабжения отсутствует, так как в электронных паспортах МКД по строке горячее водоснабжение указаны водонагреватели. А водонагреватели не подразумевают инженерные системы и внутридомовые коммуникации и обслуживаются собственниками самостоятельно за свой счет.

Соответственно, средний уровень оснащенности инженерным оборудованием МКД, не определившихся со способом управления, не мог быть принятым равным 87%, что во всяком случае повлияло на правильность определения размера стоимости затрат на аварийное обслуживание многоквартирного дома.

Согласно расчету, произведенному экспертом, средний уровень оснащенности инженерным оборудованием МКД, не определившихся со способом управления, составляет 57,22 %, что требует применения соответствующего поправочного коэффициента. Исходя из полученных в ходе анализа результатов экспертом скорректирован расчет администрации города Горняка относительно затрат на аварийную службу. Размер платы за аварийное обслуживание за 1 кв.метр составил – 3,89 рублей, в том числе: аварийное обслуживание внутридомовых теплоснабжающих, водоснабжающих коммуникаций и системы канализации – 2,83 рублей, аварийное обслуживание внутридомовых энергоснабжающих коммуникаций – 1,06 рублей.

Допрошенная судом апелляционной инстанции эксперт Б.Ю.В. выводы, изложенные в дополнении к заключению, подтвердила, указав на допущенную администрацией города Горняка ошибку при производстве расчета затрат на аварийное обслуживание и ошибочное принятие уровня оснащенности инженерным оборудованием многоквартирных домов равным 87% и применение поправочного коэффициента равным 1. Экспертом подтверждено, что правильность расчета стоимости иных работ и услуг, включенных в перечень, ею проверена, ошибок администрацией не допущено. Стоимость работ и услуг определена верно. При этом экспертом также указано, что при определении стоимости работ и услуг ресурсным методом административным ответчиком учитывались минимальные ставки и минимальные нормативы, в данном случае работы, включенные администрацией в перечень работ, не имеют влияния при определении размера платы.

Поводов не принимать заключение эксперта судебная коллегия не имеет. Экспертное заключение *** от ДД.ММ.ГГ с учетом дополнения к нему от ДД.ММ.ГГ составлено экспертом, имеющим необходимую квалификацию и стаж работы, эксперт предупрежден в установленном порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, изложенных в указанном заключении, поскольку заключение мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Доводы представителя администрации города Горняка и показания допрошенной судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля Р.Н.В. о правильном определении уровня оснащенности инженерным оборудованием МКД с учетом оборудования всех домов водонагревательными признаются несостоятельными, поскольку самостоятельное обеспечение жильцами своих жилых помещений водонагревательными не свидетельствует об оснащенности многоквартирного дома системой горячего водоснабжения.

Неприменение административным ответчиком при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме метода аналогов, как это предусмотрено Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГ***/пр, учитывая их необязательный характер, само по себе не свидетельствует о наличии оснований для признания такого нормативного акта недействующим.

Принимая во внимание, что по делу достоверно установлено, что оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГ*** индексация размера платы не производилась, выводы суда об индексации размера платы с нарушением пункта 3.6 вышеприведенных Методических рекомендаций нельзя признать состоятельными.

Использование административным ответчиком при расчете платы за жилое помещение ресурсного метода Жилищному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения, не противоречит.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что установленный органом местного самоуправления размер стоимости работ и услуг, включенных в плату за содержание, за исключением аварийного обслуживания – 4,99 рублей (пункт 2.2), включающего аварийное обслуживание систем водоснабжения, теплоснабжения и канализации – 3,85 рублей (пункт 2.2.1), аварийное обслуживание систем электроснабжения – 1,14 рублей (пункт 2.2.4), рассчитанный с использованием ресурсного метода, экономически обоснован, проверяем и не является произвольным. Включение администрацией города Горняка в перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края, работ и услуг, не включенных в минимальный перечень, но относящихся к сфере жилищных услуг и направленных на содержание и ремонт многоквартирных домов, и регламентируемых нормативными правовыми актами, дополняющими постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, принимая во внимание избранный административным ответчиком ресурсный метод расчета размера платы за содержание жилого помещения, где учитывались минимальные ставки и минимальные нормативы, не повлияло на размер установленной платы за содержание. В связи с чем оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в целом судебная коллегия не усматривает.

При таком положении подлежат признанию недействующими пункт 2.2 «Аварийное обслуживание», пункт 2.2.1 «Аварийное обслуживание систем водоснабжения, теплоснабжения, и канализации», пункт 2.2.4 «Аварийное обслуживание систем электроснабжения» в части определения стоимости на 1 кв.метр общей площади помещения (рублей в месяц) – 4 руб. 99 коп., 3 руб.85 коп., 1 руб.14 коп. соответственно раздела 2 «Содержание общего имущества в многоквартирном доме» приложения *** «Перечень и стоимость работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», к постановлению администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».

Ввиду неправильного определения размера платы за аварийное облуживание за 1 кв.м. административным ответчиком неправильно определен и размер платы за содержание жилого помещения в целом (руб./кв.м. в месяц) в пунктах 1-10 приложения *** «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» к вышеуказанному постановлению *** от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем в этой части названный акт также подлежит признанию недействующим.

Учитывая, что оспариваемое постановление применялось, данный нормативный правовой акт в указанной выше части подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. Оснований для признания этого акта недействующим со дня его принятия судебная коллегия не усматривает.

Относительно постановления администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** судебная коллегия отмечает следующее.

Данным постановлением, как указано выше, ООО УО «Горняк» определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, указанными в приложении *** к постановлению, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Управляющей компании постановлено руководствоваться перечнем и стоимостью работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приложением *** к постановлению от ДД.ММ.ГГ***. В приложении *** к этому постановлению установлен размер платы за содержание жилого помещения по каждому многоквартирному дому, передаваемому во временное управление ООО УО «Горняк».

Рассматривая требования о признании названного постановления недействующим, суд первой инстанции исходил из того, что это постановление, как и постановление *** от ДД.ММ.ГГ, по своей природе является нормативным правовым актом.

Вместе с тем судом не учтено, что указанное постановление не обладает необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести его к нормативным правовым актам.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Как следует из содержания оспариваемого акта – постановления от ДД.ММ.ГГ***, он не обладает вышеприведенными признаками нормативности, поскольку данным постановлением не была установлена новая плата за содержание жилого помещения, лишь конкретизированы размеры платы для каждого многоквартирного дома, переданного во временное управление ООО УО «Горняк», установленной в зависимости от степени благоустройства и этажности многоквартирного дома постановлением *** от ДД.ММ.ГГ. Данная плата указана для конкретной управляющей организации для применения в отношении определенного круга – конкретных многоквартирных домов.

Соответственно оснований для признания постановления *** от ДД.ММ.ГГ недействующим как нормативного правового акта у суда не имелось.

Оценивая законность данного постановления, судебная коллегия с учетом установленных по делу обстоятельств полагает, что приложение *** к постановлению администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «О назначении управляющей организации, для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» в части установления размера платы за содержание жилого помещения (руб./ кв.м в месяц), для многоквартирных домов, передаваемых во временное управление обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк», подлежит признанию незаконным, поскольку размер данной платы рассчитан с учетом неправильно определенной стоимости работ и услуг за аварийное обслуживание.

Оснований для признания данного постановления незаконным полностью не имеется. При рассмотрении дела нарушений при классификации домов по группам в зависимости от степени благоустройства, этажности в целях правильного определения размера платы за содержание не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края удовлетворить частично.

Решение Локтевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2022 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.

Административные исковые требования прокурора Локтевского района Алтайского края удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 2.2 «Аварийное обслуживание», пункт 2.2.1 «Аварийное обслуживание систем водоснабжения, теплоснабжения, и канализации», пункт 2.2.4 «Аварийное обслуживание систем электроснабжения» в части определения стоимости на 1 кв.метр общей площади помещения (рублей в месяц) – 4 руб. 99 коп., 3 руб.85 коп., 1 руб.14 коп. соответственно раздела 2 «Содержание общего имущества в многоквартирном доме» приложения *** «Перечень и стоимость работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края» к постановлению администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 1-10 в части установления размера платы за содержание жилого помещения (руб./кв.м в месяц) приложения *** «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения» к постановлению администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края».

Признать незаконным приложение *** к постановлению администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ «О назначении управляющей организации, для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» в части установления размера платы за содержание жилого помещения (руб./ кв.м в месяц), для многоквартирных домов, передаваемых во временное управление обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Горняк».

Обязать администрацию города Горняка Локтевского района Алтайского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «К новым рубежам».

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: