ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6020 от 13.06.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Булаенко Ж.Г. Дело № 33а-6020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июня 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе

Председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Королевой Е.В.

при секретаре Чапиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю об установлении административного надзора в отношении Сильникова ФИО9 по апелляционной жалобе Сильникова Д.А. на решение Спасского районного суда Приморского края от 18 марта 2019 года, которым в отношении Сильникова Д.А. установлен административный надзор на восьмилетний срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с административными ограничениями в виде запрета пребывания в барах, ресторанах, ночных клубах и других увеселительных заведениях; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий, в том числе и участия в них; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., заключение прокурора Кольцовой Е.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

начальник ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Сильникова Д.А. В обоснование требований указано, что Сильников Д.А. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, характеризуется удовлетворительно, за период отбывания наказания признавался злостным нарушителем, допустил 41 нарушение установленного порядка отбывания наказания, 22 поощрения, в дальнейшем переведен на облегченные условия отбывания наказания. Просит установить в отношении осужденного Сильникова Д.А. административный надзор на срок 8 лет и административные ограничения в виде запрета пребывания в барах, ресторанах, ночных клубах и других увеселительных заведениях; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий, в том числе и участия в них; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязательной явки 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю Конах В.А. уточнил заявленные требования, просил установить в отношении Сильникова Д.А. административный надзор на срок погашения судимости, обязать явкой два раза в месяц в орган ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.

В судебном заседании Сильников Д.А. с установлением административного надзора не согласился.

Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился Сильников Д.А., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующему выводу.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 КАС Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Из материалов дела следует, что 8 ноября 2011 года Сильников Д.А. осужден по приговору Приморского краевого суда (с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 08.08.2002 года, постановления Президиума ВС РФ от 18.06.2003 года) за совершение особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего, предусмотренного п.п. «в, и» ч. 2 ст. 105, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением начальника ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю от 18 февраля 2003 года Сильников Д.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Установив, что Сильников Д.А. является совершеннолетним лицом, отбывающим наказание за совершение особо тяжкого преступления, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в отношении Сильникова Д.А. должен быть установлен административный надзор.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Определяя срок административного надзора, суд первой инстанции верно учитывал положения п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (на момент совершения преступления), согласно которому в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

При таких обстоятельствах, районный суд пришел к верному выводу о необходимости установления в отношении Сильникова Д.А. административного надзора на срок погашения судимости 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Установленные судом Сильникову Д.А. административные ограничения соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и назначены судом с учетом характера совершенного Сильниковым Д.А. преступления и характеризующих его данных, иных характеристик Сильникова Д.А. суду не представлено.

Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Оснований не согласиться с установленными судом первой инстанции административными ограничениями, судебная коллегия не усматривает.

Доводы Сильникова Д.А. о том, что административный надзор ухудшает положение осужденного, чем нарушаются права и свободы Сильникова Д.А., являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Из смысла закона следует, что установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае ограничение прав и свобод Сильникова Д.А. предусмотрено Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.

Ссылка в апелляционной жалобе на незаконное установление Сильникову Д.А. административных ограничений, поскольку данные ограничения нарушают его право на трудоустройство, подлежит отклонению, поскольку в случае подтверждения трудовой деятельности, а также уведомления органа внутренних дел, право Сильникова Д.А. на труд нарушено не будет.

Учитывая, что судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения, в том числе по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Спасского районного суда Приморского края от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сильникова ФИО10 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи