ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6027/20 от 13.10.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Лисютина О.В. Дело № 33а-6027/2020

УИД 76RS0023-01-2018-003018-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.

судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.

при секретаре Марковой О.С.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

13 октября 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля, апелляционному представлению и.о. прокурора г. Ярославля на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 16 июля 2020 года, которым постановлено:

«Признать постановление мэрии г. Ярославля от 27.08.2018 № 1126 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 25.08.2009 № 2932» недействующим в части, предусматривающей изъятие части сформированного земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирного дома» для дальнейшего использования в качестве проезда (дороги).»

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, являющиеся собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме ..., обратились в суд с административным иском о признании постановления мэрии г. Ярославля от 27 августа 2018 года № 1126 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 25 августа 2009 года № 2932» недействующим в части, предусматривающей изъятие части сформированного земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирного дома, для дальнейшего использования в качестве проезда (дороги).

В обоснование административных исковых требований указано, что административным ответчиком нарушена процедура публичных слушаний по проекту данного постановления, в частности не был проинформирован о проведении публичных слушаний председатель ТСЖ дома ..., не были размещены объявления на информационных досках дома, а опубликованные в газете «Городские новости» и на официальном сайте мэрии г. Ярославля схемы и чертежи невозможно было изучить ввиду их низкого качества. Большинство участников публичных слушаний являлись лицами, не проживающими на планируемой к развитию территории и не являющимися правообладателями земельных участков, расположенных на данной территории. Ответчиком не представлено обоснований невозможности расширения планируемой дороги иным образом, без нарушения прав административных истцов. Кроме того, в границах территории, в отношении которой принято оспариваемое постановление мэрии г. Ярославля, расположены объекты культурного наследия регионального значения, а именно жилые дома .... При принятии оспариваемого постановления были допущены нарушения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Административный истец ФИО1, представитель административных истцов Волков С.Ф. в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали. Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и заинтересованного лица Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля по доверенностям ФИО5 в судебном заседании требования не признала. Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Текстили-19» по доверенности ФИО6 в судебном заседании полагала требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Прокурор Алькаева И.В. в заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, от Министерства культуры Российской Федерации поступили письменные пояснения, от ООО «Гидроприбор» - письменные возражения.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны административный ответчик - мэрия г. Ярославля, а также прокурор г. Ярославля.

В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

В апелляционном представлении и.о. прокурора г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения о признании с момента вступления решения суда в законную силу постановления мэрии города Ярославля от 27.08.2018 № 1126 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 25.08.2009 № 2932 недействующим в части установления границ подлежащего изъятию сформированного земельного участка с кадастровым номером . Доводы представления сводятся к нарушению норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Представителем заинтересованного лица ТСЖ «Текстили – 19» по доверенности ФИО6 поданы возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление, в которых указано на несостоятельность содержащихся в них доводов.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы и представления, обсудив их, заслушав представителя мэрии города Ярославля, департамента градостроительства мэрии г. Ярославля по доверенностям ФИО5, поддержавшю доводы жалобы, прокурора Бекеневу Е.В., поддержавшую доводы представления, ФИО1, представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по ордеру адвоката Волкова С.Ф., представителя ТСЖ «Текстили-19» - председателя ФИО7, возражавших против удовлетворения апелляционных жалобы и представления, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основании генеральных планов городского округа документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

На основании пункта 27 статьи 9 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 года №42, к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории города.

Согласно пунктам 28, 29 статьи 87 Устава города Ярославля мэр города Ярославля утверждает подготовленную на основе генерального плана города, правил землепользования и застройки документацию по планировке территории за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования к подготовке проекта планировки территории установлены положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1 – 3 которой, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории; проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; положение о характеристиках планируемого развития территории; положения об очередности планируемого развития территории.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию; подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (часть 4 статьи 43).

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются, в том числе, границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены, а также особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа предусмотрены статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Требования к процедуре проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории установлены ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования, утвержденными проектами планировки территории.

Судом установлено, из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками квартир дома ...

Постановлением мэрии г. Ярославля № 1126 от 27.08.2018 года внесены изменения в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 года № 2932 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, ограниченной ул. ...», в том числе, предусматривается строительство детского сада на 220 мест, проезд к которому планируется осуществлять по улице (без названия), расположенной за домом 16 пос. Текстилей; проектом предусматривается расширение указанной улицы за счет уменьшения путем изъятия части земельного участка многоквартирного дома ....

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, постановление принято уполномоченным лицом, изменения в проект планировки территории, включая проект межевания застроенной территории в Красноперекопском районе соответствуют требованиям ст. 41-43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимости согласования документации по планировке территории с федеральным органом охраны объектов культурного наследия не имелось; вместе с тем, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда об изменении границ земельного участка с кадастровым номером , постановление мэрии г. Ярославля № 1126 от 27.08.2018 года в отношении спорного участка, подлежит признанию недействующим.

Из материалов дела следует, что постановлением мэра г. Ярославля от 26.04.2018 года № 634 были назначены публичные слушания по прилагаемому проекту проставления мэрии г. Ярославля «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932».

Информация о проведении публичных слушаний была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале города Ярославля, а также в газете «Городские новости» от 05.05.2018 года №35. Там же были размещены вынесенный на обсуждение на публичных слушаниях проект постановления мэрии города Ярославля «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932», содержащий текстовые материалы и графические приложения, и постановление мэра г. Ярославля от 26.04.2018 года № 634 о проведении публичных слушаний по указанному проекту.

При этом судом правильно указано, что обязательная организация экспозиции проекта до проведения публичных слушаний не была предусмотрена до внесения изменений в решение муниципалитета г. Ярославля от 24.10.2005 года № 135 «О порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Ярославле» решением муниципалитета г. Ярославля от 10.07.2018 года № 138, вступившими в силу 14.07.2018 года, то есть после проведения публичных слушаний по рассматриваемому проекту.

05.06.2018 года в 17 час. 00 мин. были проведены публичные слушания по проекту постановления мэрии г. Ярославля «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 года № 2932 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, ограниченной ул...».

По итогам публичных слушаний за предложение одобрить проект постановления мэрии г. Ярославля ... человек проголосовали «За», ... – «Против». В публичных слушаниях участвовали, в том числе, жители дома ...

Согласно выводам заключения оргкомитета от 05.06.2018 года о результатах публичных слушаний по проекту постановления мэрии города Ярославля «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932», возможно направление мэру г. Ярославля рассмотренных на публичных слушаниях изменений в проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, ограниченной ....

Принятое мэром г. Ярославля постановление № 1126 от 27.08.2018 года «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932» опубликовано в газете «Городские новости» от 01.09.2018 года №69, а также размещено на официальном сайте мэрии города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемое постановление принято мэрией города Ярославля в пределах предоставленной законом компетенции, процедура его принятия соблюдена, - является правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, а также положениям закона.

Проект планировки территории, включая проект межевания территории подготовлен на основании договора о развитии застроенной территории №1 от 30.12.2016 года, заключенного между мэрией города Ярославля в лице департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля и ООО ... в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе градостроительным регламентом, установленным в соответствии со статьями 37, 64 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 года №201, и в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Ярославля в отношении объектов дошкольного образования, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 09.07.2015 года №564, а также расчетными показателями обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, утвержденными постановлением мэрии города Ярославля от 16.08.2016 года №1275 (л.д. 219 – 223, том1).

Как указано выше, оспариваемым постановлением мэрии г. Ярославля № 1126 от 27.08.2018 года, в том числе, предусматривается строительство детского сада на 220 мест, проезд к которому планируется осуществлять по улице (без названия), расположенной за домом 16 пос. Текстилей; проектом предусматривается расширение указанной улицы за счет уменьшения путем изъятия части земельного участка многоквартирного дома 19 в пос. Текстилей.

Согласно принятому постановлению, в соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 года №226, от улицы ... запланирована улица местного значения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что планируемая улица запроектирована в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, которая обеспечит подход, проезд и размещение инженерных коммуникаций к жилым домам и общественным зданиям; ширина красных линий сформирована с учетом требований основных расчетных параметров улицы местного значения и максимального обеспечения сохранности инженерных сетей; перспективная улица местного значения запланирована в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». При этом судебная коллегия принимает во внимание, что заложенное направление улицы местного значения сохраняет одно направление от улицы ..., в то же время, является коридором инженерных сетей; проектом планировки территории предусматривается реорганизация существующей транспортно-пешеходной сети с учетом сложившихся потребностей и нормативных требований.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о необоснованности доводов стороны административных истцов о необходимости согласования документации по планировке территории с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что строительство автомобильной дороги выходит за границы территории объектов культурного наследия; разработка проекта планировки территории не относится к работам, указанным в ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с чем, не требует разработки оценки воздействия проводимых работ на объектах культурного наследия. Требований к согласованию разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в составе документации по планировке территории Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы мэрии города Ярославля о соответствии оспариваемого нормативно-правового акта положениям закона в полном объеме, находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления, принимая во внимание следующее.

Изложенными выше положениями статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость отображения в проекте межевания территории (в составе проекта планировки) действующих границ изменяемых земельных участков.

На момент разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. ..., земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен многоквартирный дом ..., был поставлен на государственный кадастровый учет площадью 5258 кв.м, проектом предусматривалось изъятие части данного земельного участка площадью 674 кв.м для муниципальных нужд, что отражено в чертежах межевания территории в составе проекта в соответствии с частью 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 23.10.2018 года, вступившим в законную силу, установлены границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., общей площадью 7028 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения многоквартирного дома – согласно межевому плану, изготовленному 08.08.2018 года кадастровым инженером ...

Согласно информации от 20.06.2020 года, предоставленной КУМИ мэрии г. Ярославля (л.д. 172-173, том 1), учитывая текущее местоположение границы земельного участка с кадастровым номером и установленные красные линии, изъятию подлежит часть земельного участка площадью 583 кв.м.

В связи с тем, что решением суда изменены границы земельного участка с кадастровым номером , их отображение в проекте межевания территории (в составе проекта планировки) в прежнем виде свидетельствует о не соответствии проекта требованиям статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и наличии оснований для признания постановления мэрии г. Ярославля № 1126 от 27.08.2018 «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932» недействующим в части указания границ земельного участка с кадастровым номером .

Поскольку в остальной части оспариваемое постановление нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует, при его принятии соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, должностного лица на его принятие, их форму и вид, процедуру принятия, а также правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, оснований для признания постановления мэрии г. Ярославля № 1126 от 27.08.2018 «О внесении изменений в постановление мэрии г. Ярославля от 25.08.2009 № 2932» недействующим в части, предусматривающей изъятие части сформированного земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для эксплуатации многоквартирного дома» для дальнейшего использования в качестве проезда (дороги), - у суда первой инстанции не имелось. Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит изменению с изложением резолютивной части решения в новой редакции о признании нормативного правового акта недействующим в указанной выше части.

Кроме того, в силу требований части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения следует указать на признание постановления недействующим с момента вступления решения в законную силу, а также на опубликование сообщения о принятии решения по настоящему административному делу в газете «Городские новости».

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 16 июля 2020 года изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«Признать постановление мэрии города Ярославля от 27.08.2018 № 1126 «О внесении изменений в постановление мэрии города Ярославля от 25.08.2009 № 2932» с момента вступления решения суда в законную силу недействующим в части указания границ земельного участка с кадастровым номером .

Опубликовать в газете «Городские новости» сообщение о принятии решения по настоящему административному делу.»

Апелляционную жалобу мэрии г. Ярославля оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи