Судья Петрушенко Ф.З. Дело № 33а-604/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 марта 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей: Величко М.Б., Шефер И.А.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Кривошеинского района Томской области в защиту интересов Российской Федерации к ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области о признании незаконным бездействия при исполнении федерального законодательства в сфере подготовки и призыва граждан на военную службу и возложении обязанности исполнить обязанности по розыску граждан
по апелляционной жалобе представителя ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области Владисенко А.С. на решение Кривошеинского районного суда Томской области от 20 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения прокурора Федько П.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Кривошеинского района Томской области в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области, в котором просил признать незаконным бездействие ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области, выразившееся в непроведении мероприятий по розыску: В., Б., Ж., Д., А., Л., Н., С., П., С., Ш., С., С., и непредставлении информации о проведенных мероприятиях в отдел военного комиссариата Томской области по Кривошеинскому и Молчановскому районам; обязать ОМВД России по Кривошеинскому району исполнить обязанности по розыску указанных выше граждан, установлению их фактического местонахождения и вручению повесток для явки в отдел военного комиссариата Томской области по Молчановскому и Кривошеинскому районам на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения прокуратурой Кривошеинского района проверки исполнения законодательства при подготовке и призыве граждан на военную службу в весенний период 2016 года установлено, что при организации призыва граждан на военную службу весной 2016 года на граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не удалось вручить повестки, начальником отдела Военного Комиссариата Томской области по Кривошеинскому и Молчановскому району (далее - ВКТО по Кривошеинскому и Молчановскому районам) в ОМВД России по Кривошеинскому району было направлено письменное обращение с приложением повесток для обеспечения прибытия В., Б., Ж., Д., А., Л., Н., С., П., С., Ш., С., С. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, путем вручения повесток под роспись. Однако начальником ОМВД России по Кривошеинскому району письменные обращения об установлении местонахождения граждан и повестки были возвращены в отдел ВКТО по Кривошеинскому и Молчановскому району без исполнения. Возврат мотивирован тем, что Федеральный закон от 07.02.2011 «О полиции» содержит исчерпывающий перечень обязанностей сотрудников полиции, в обязанности которых деятельность по вручению повесток гражданам, не явившимся без уважительной причины в военный комиссариат, не входит. 10.06.2016 в адрес начальника ОМВД России по Кривошеинскому району прокуратурой Кривошеинского района внесено представление об устранении нарушений при подготовке и призыве граждан на военную службу, в письменном ответе на которое начальник ОМВД России по Кривошеинскому району Томской области указал, что не считает ОМВД России по Кривошеинскому району Томской области обязанным исполнять требования федерального законодательства по розыску лиц, уклоняющихся от воинской обязанности и по установлению местонахождения лиц, уклоняющихся от мероприятий по призыву.
Неисполнение органами внутренних дел возложенных на них федеральным законом полномочий противоречит интересам общества и государства, в том числе при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, поскольку приводит к снижению выполнения установленных норм призыва, способствует уклонению граждан от прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, препятствует привлечению таких граждан к административной или уголовной ответственности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица отдела ВКТО по Молчановскому и Кривошеинскому районам.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Кривошеинского района Петрикова С.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области Владисенко А.С. в судебном заседании исковые требования не признала.
Обжалуемым решением суд иск прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах Российской Федерации удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области Владисенко А.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурору Кривошеинского района Томской области отказать.
Приводит доводы аналогичные содержащимся в возражениях на административный иск.
Указывает, что установление местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, являются несвойственными полномочиями для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции (ст. 1, 2 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции»). Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления, а основания и порядок реализации в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации (ст. 4, 8, 26, 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663).
Исполнение обязанности по установлению местонахождения граждан и обеспечению прибытия граждан в отдел военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не отнесено к обязанностям полиции в соответствии с положениями Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции». Отмечает, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона « О полиции» иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон.
Ссылается на наличие коллизии норм Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Считает, что указанные обстоятельства судом отклонены необоснованно.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению розыска граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, поскольку пункт 4 данного Указа возлагает на полицию обязанность розыска лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» коллизию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (федеральных законов), не разрешает. Принятие противоположной точки зрения противоречит правилам, установленным Конституционным судом Российской Федерации.
Считает, что судом не дана оценка тому, что:
- прокурором Кривошеинского района не представлены сведения о том, что отдел ВКТО по Молчановскому и Кривошеинскому районам предпринимал попытки вручить повестки призывникам, указанным в заявлении прокурора. Недоказанность предпринятия попыток вручения повесток призывникам противоречит сделанному судом выводу о том, что обращение к ОМВД России по Кривошеинскому району начальника военного комиссариата по Молчановскому и Кривошеинскому районам Томской области было вызвано реальной необходимостью, а не уклонением от своих прямых обязанностей путем возложения на ОМВД России по Кривошеинскому району несвойственных ему функций и полномочий;
- положения Инструкции об организации взаимодействия военных комиссаров, органов внутренних дел или территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, утвержденной приказом ФМС России №197, МВД РФ №789, Министра обороны РФ от 10.09.2007, предполагают не возложение соответствующих обязанностей органов внутренних дел по осуществлению розыска лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, а лишь ведомственное взаимодействие по вопросам организации данного вида деятельности. Пункт 3 Инструкции предусматривает организацию взаимодействия путем разработки до 15 января плана совместных мероприятий по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом. В настоящее время отделом военного комиссариата по Кривошеинскому и Молчановскому районам и ОМВД России по Кривошеинскому району не согласован план взаимодействия по вопросам розыска граждан, не исполняющих воинскую обязанность. В этой связи возложение вышеуказанных функций на органы внутренних дел является излишним;
- согласно указанию заместителя начальника УМВД России по Томской области №34-2/642 от 19.04.2016 о необходимости оказать содействие отделам военного комиссариата Томской области в обеспечении мероприятий по розыску граждан, уклоняющихся от призыва, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, осуществляется только в рамках уголовного или административного производства. В отношении граждан, указанных в обращении начальника отдела военного комиссариата по Кривошеинскому и Молчановскому районам, уголовные дела и административные производства не возбуждались.
Также отмечает, что осуществление полицией обязанностей по установлению местонахождения граждан, которым не удалось вручить повестку для прибытия в военный комиссариат, осуществляется в рамках производства по делам, предусмотренным ст. 328 УК РФ, а также ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ по делам, предусмотренным ст. 21.5 КоАП РФ. Осуществление розыска вне рамок производства по указанным делам связано с прямым нарушением норм уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Невозможность вручения повестки не во всех случаях свидетельствует о наличии умысла гражданина на уклонение от неявки по вызову и напрямую связано с правом граждан на свободу передвижения.
Судебная коллегия, не установив основания для отложения судебного разбирательства, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствий с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Часть 3 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Из приведенных положений закона следует, что на органы внутренних дел возложены обязанности по розыску и обеспечению прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждан в случае невозможности вручения им повесток.
При этом возложение данной обязанности обусловлено любыми обстоятельствами, связанными с невозможностью осуществления призыва граждан на военную службу, в том числе невозможностью вручения им повесток уполномоченными должностными лицами. Утверждение административного ответчика о том, что розыск и привод граждан, не исполняющих воинскую обязанность, осуществляется органами внутренних дел только в связи с уголовным или административным преследованием в связи с уклонением от воинской обязанности, основано на неверном толковании закона.
Аналогичный вывод следует также из подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации вышеприведенных положений федерального закона.
Так, в силу п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел муниципального образования военного комиссариата (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, МВД России № 789, ФМС России № 197 от 10.09.2007 «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (далее - Инструкция).
Подпунктом «ж» п. 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу подпункта «а» и «б» п. 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Ссылку административного ответчика на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 №199-О по мотиву коллизии норм права суд обоснованно признал несостоятельной, поскольку Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подзаконные нормативные акты, на которые сослался суд при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 160, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям.
Судом установлено, что военный комиссар обратился в ОМВД России по Кривошеинскому району с обращением об установлении места нахождения конкретных лиц, которые не явились по вызову в отдел ВКТО по Молчановскому и Кривошеинскому району.
Приказом МВД России Управления Министерства внутренних дел РФ по Томской области № 286 от 10.09.2014 создано отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кривошеинскому району УМВД РФ по Томской области и утверждено положение об отделение Министерства внутренних дел РФ по Кривошеинскому району УМВД РФ.
Из дела видно, подтверждается обращениями, направленными в адрес административного ответчика от 04.05.2016, что указанные в административном иске лица извещались повесткой в отдел ВКТО по Кривошеинскому и Молчановскому районам, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явились, местонахождение их неизвестно, что обусловило невозможность вручения им повесток.
Ответом ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области в адрес ВКТО по Кривошеинскому и Молчановскому районам от 06.05.2016 (л.д. 25) подтверждается, что вышеуказанные обращения от 04.05.2016 органом внутренних дел не рассматривались по мотивам неотнесения к полномочиям полиции розыска и установления местонахождения всех категорий граждан, уклоняющихся от получения повесток о призыве на военную службу и военные сборы, которые обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по сути аналогичны доводам административного ответчика в суде первой инстанции, которые являлись предметом рассмотрения суда, давшего им надлежащую оценку. Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену решения суда.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кривошеинского районного суда Томской области от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОМВД России по Кривошеинскому району УМВД России по Томской области Владисенко А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: