Судья Иванова Ю.И. Дело №33а-6058/2021
УИД: 76RS0008-01-2021-000569-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
судей Федотовой Н.П., Емельяновой Ю.В.,
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
24 сентября 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Переславского межрайонного прокурора на решение Переславского районного суда Ярославской области от 16 июня 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Переславский межрайонный прокурор обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения требований, сделанных в ходе судебного разбирательства, просил:
1.признать незаконным бездействие Переславль-Залесской городской Думы по принятию решения о мерах ответственности депутата Козлова Р.В. в связи с допущенными им нарушениями антикоррупционного законодательства, изложенными в представлении межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ;
2.обязать Переславль-Залесскую городскую Думу вынести на рассмотрение очередного заседания вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.В. в связи с нарушением антикоррупционного законодательства на основании представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и доклада комиссии Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ, с принятием решения о мерах ответственности депутата.
В обоснование уточненных требований указано, что в декабре 2020 года в соответствии с поручением прокуратуры области межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Ярославской областной Думы ФИО1 о нарушении законодательства о противодействии коррупции депутатами Переславль-Залесской городской Думы при рассмотрении проекта решения «Об утверждении Генерального плана городского округа г. Переславль-Залесский». Рассмотрение вопросов, связанных с утверждением генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки и внесение в них изменений, отнесено к полномочиям постоянной комиссии по бюджету, экономике и развитию Переславль-Залесской городской Думы в соответствии с решением Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение к решению Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вопросах ведения постоянных комиссий Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва». В состав указанной комиссии в соответствии с решением Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О составе постоянных комиссий Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва» входит, в том числе депутат Козлов Р.В. ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянной комиссии Переславль-Залесской городской Думы по бюджету, экономике и развитию, на которой присутствовал, в том числе в качестве члена комиссии депутат Козлов Р.В., рассматривался вопрос о проекте решения «Об утверждении генерального плана городского округа город Переславль-Залесский». Согласно протоколу заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу проголосовали все присутствующие депутаты, принято решение рекомендовать Переславль-Залесской городской Думе принять решение «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский (в том числе с учетом внесенных поправок). Между тем, проверкой установлено, что супруга депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.ВЫ. – ФИО2 владеет на праве собственности тремя земельными участками сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для организации СНТ»: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. Все три участка расположены в Переславском районе вблизи с. <данные изъяты>, приобретены ею до брака с Козловым Р.В.
ФИО2ДД.ММ.ГГГГ (будучи супругой депутата Козлова Р.В.) обратилась в администрацию городского округа с заявлением об изменении целевого назначения указанных земельных участков и о включении их в черту населенного пункта с. <данные изъяты>. На основании решения комиссии администрации по разработке генерального плана от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки в проекте генерального плана включен в черту населенного пункта д. <данные изъяты> с измененным целевым назначением «для индивидуального жилищного строительства». Депутат Козлов Р.В. ДД.ММ.ГГГГ принял участие в комиссии по бюджету, экономике и развитию Переславль-Залесской городской Думы, голосовал по вопросу о проекте решения «Об утверждении генерального плана городского округа город Переславль-Залесский». Однако, уведомление о возникновении конфликта интересов в установленном порядке не направил.
В связи с выявленными нарушениями требований законодательства о противодействии коррупции межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ председателю Переславль-Залесской городской Думы внесено соответствующее представление. В соответствии с решением Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О деятельности комиссии Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского» указанное представление передано председателем Переславль-Залесской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в комиссию Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского.
В установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ Комиссия провела проверку по информации, изложенной в представлении межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам Комиссией установлено, что в вышеуказанной ситуации прослеживаются признаки личной заинтересованности депутата Козлова Р.В. как члена семьи собственника, выраженные возможностью извлечения прибыли для семьи при изменении целевого назначения земельных участков. Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.
На основании изложенного, Комиссия пришла к следующим выводам. Информация, послужившая основанием для проведения проверки, является достоверной. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, не выявлено. Непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, депутатом Переславль-Залесской городской Думы Козловым Р.В. мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является нарушением антикоррупционного законодательства, влекущее увольнение (освобождение от должности) депутата Переславль-Залесской городской Думы, в связи с утратой доверия на основании ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ. По результатам работы Комиссией подготовлен соответствующий доклад с выводами о возможных мерах ответственности депутата Козлова Р.В., который передан для рассмотрения на заседании Переславль-Залесской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок досрочного прекращения полномочий, увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского в связи с нарушением антикоррупционного законодательства утвержден решением Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№. В частности, пунктом 3 Порядка предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий, об увольнении (освобождении от должности) в связи с нарушением антикоррупционного законодательства принимается в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского, Переславль-Залесской городской Думой тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Переславль-Залесской городской Думы. Иная мера ответственности депутата Переславль-Залесской городской Думы за нарушение антикоррупционного законодательства не предусмотрена ни федеральными, ни региональными, ни муниципальными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения доклада Комиссии со ссылкой на решение Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского» решением Переславль-Залесской городской Думы от. ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение принять к сведению доклад Комиссии по вопросу соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции депутатом ПереславльЗалесской городской Думы Козловым Р.В.
Между тем, решение Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации законодательства о противодействии коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского» не предусматривает принятие Переславль-Залесской городской Думой решения о принятии к сведению выявленных нарушений антикоррупционного законодательства в действии бездействии) депутатов. В период рассмотрения административного искового заявления прокурора судом Переславль-Залесская городская Дума ДД.ММ.ГГГГ на очередном заседании приняла решение №, которым отменила решение от ДД.ММ.ГГГГ№. Одновременно с этим на рассмотрение Переславль-Залесской городской Думы вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.В., однако, решение не принято, поскольку проведенным тайным голосованием большинство проголосовавших депутатов высказалось против досрочного прекращения полномочий депутата. Таким образом, до настоящего времени Переславль-Залесской городской Думой в нарушение требований ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не принято окончательного решения о мерах ответственности депутата Козлова Р.В. в связи с допущенными им нарушениями законодательства о противодействии коррупции. Бездействие представительного органа местного самоуправления фактически препятствует реализации на территории городского округа город Переславль-Залесский законодательства о противодействии коррупции, влечет освобождение лиц, допустивших нарушение требований антикоррупционного законодательства, от установленной законом ответственности.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в полном объеме и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
В возражениях на жалобу Переславль-Залесская городская Дума просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав объяснения прокурора Ярославской области Лазареваой Е.А. в поддержание доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 12.1 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности лица, замещающего муниципальную должность в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского, при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден решением Переславль-Залесской городской Думы от 25.02.2016 года № 21.
Указанным Порядком предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность, обязано обо всех случаях возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять комиссию Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского.
Рассмотрение вопросов, связанных с утверждением генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки и внесение в них изменений, отнесено к полномочиям постоянной комиссии по бюджету, экономике и развитию Переславль-Залесской городской Думы в соответствии с решением Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приложение к решению Переславль-Залесской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № № «О вопросах ведения постоянных комиссий Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва».
В состав указанной комиссии в соответствии с решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.09.2019 № 98 «О внесении изменений в решение Переславль-Залесской городской Думы от 27.09.2018 № 75 «О составе постоянных комиссий Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва» входит, в том числе депутат Козлов Р.В.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянной комиссии Переславль-Залесской городской Думы по бюджету, экономике и развитию, на которой присутствовал, в том числе в качестве члена комиссии депутат Козлов Р.В., рассматривался вопрос о проекте решения «Об утверждении генерального плана городского округа город Переславль-Залесский».
Согласно протоколу заседания указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу проголосовали все присутствующие депутаты, принято решение рекомендовать Переславль-Залесской городской Думе принять решение «Об утверждении Генерального плана городского округа город Переславль-Залесский (в том числе с учетом внесенных поправок).
Проверкой установлено, что супруга депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.В. – ФИО2 является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием «для организации СНТ»: с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.; с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. Все три участка расположены в Переславском районе вблизи с. <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию городского округа с заявлением о включении данных земельных участков в черту населенного пункта с. <данные изъяты>.
На основании решения комиссии администрации по разработке генерального плана от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки в проекте генерального плана включен в черту населенного пункта д. <данные изъяты> с измененным целевым назначением «для индивидуального жилищного строительства».
До настоящего времени депутат Козлов Р.В. не обратился в комиссию Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского с сообщением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (сообщение),
Переславский межрайонный прокурор направил в адрес председателя Переславль-Залесской городской Думы представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Комиссия на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ решила:
1. установить, что поступившее представление Переславской межрайонной прокуратуры в части депутата Козлова Р.В. является достаточным для назначения проверки в отношении этого лица,
2. провести проверку соблюдения депутатом Козловым Р.В. требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, установленных действующим законодательством, уведомив его на заседании комиссии.
Решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было оформлено протоколом (л.д.138).
Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке проверки соблюдения запретов, обязанностей и ограничений лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского, и порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должностт, который определяет порядок осуществления проверок, в том числе, соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского запретов, обязанностей и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных федеральными законами, законами Ярославской области, Уставом города Переславля-Залесского (п. 1). К должностным лицам относятся депутаты Переславль-Залесской городской Думы (п. 2). Проверки в отношении лиц, указанных в пункте 2 Положения, осуществляются комиссией городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского. Решение о проведении проверки принимается Комиссией отдельно в отношении каждого должностного лица (п. 3). Проверка проводится в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении (п. 5). Комиссия готовит доклад, в котором отражаются ее позиция по поводу достоверности либо недостоверности информации, послужившей основанием для проведения проверки; рекомендации о возможных мерах по результатам проверки. Доклад подписывается председателем Комиссии. Текст доклада принимается Комиссией большинством голосов от общего числа членов Комиссии. По окончании проверки Комиссия под роспись знакомит должностное лицо с результатами проверки (п. 13). Решение Комиссии направляется в городскую Думу (п. 14).
В соответствии с докладом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия проверку проводила самостоятельно, организовав свою работу следующим образом: изучение информации, изложенной в представлении Переславской межрайонной прокуратуры, изучение Методических рекомендаций, получение устных ответов от депутата Козлова Р.В. на вопросы членов Комиссии, подготовка доклада и рекомендаций о возможных мерах по результатам проверки (л.д. 134).
По итогам комиссия пришла к выводам:
-информация, послужившая основанием для проведения проверки, является достоверной,
-обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, не выявлено,
-непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, депутатом Переславль-Залесской городской Думы Козловым Р.В. мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является нарушением антикоррупционного законодательства, влекущее увольнение (освобождение от должности) депутата Переславль-Залесской городской Думы, в связи с утратой доверия (ст. 13.1 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
- ранее в период исполнения депутатских полномочий депутатом Переславль-Залесской городской Думы Козловым Р.В. не допускалось нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Рекомендации комиссии о возможным мерах по результатам проверки:
- В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
-В случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» полномочия депутата прекращаются досрочно в порядке, установленном решением Переславль-Залесской городской Думы от 28.04.2016 года № 39 «О порядке досрочного прекращения полномочий, увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления г. Переславля-Залесского, в связи с нарушением антикоррупционного законодательства».
Доклад подписан председателем комиссии Тарановой С.А., с докладом ознакомлен депутат Козлов Р.В.
Решением Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ за № «О рассмотрении доклада комиссии Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского по вопросу соблюдения запретов и ограничений, требований к предотвращении или урегулирования конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции депутатом Переславль-Залесской городской Думы Козловым Р.В., Переславль-Залесская городская Дума решила: принять к сведению доклад комиссии Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского по вопросу соблюдения запретов и ограничений, требований к предотвращении или урегулирования конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции депутатом Переславль-Залесской городской Думы Козловым Р.В. (л.д. 32).
С данным решением не согласился Переславский межрайонный прокурор и обратился с первоначальным административным исковым заявлением в суд 04.03.2021 года (л.д. 3).
Как следует из материалов дела, решением Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ за № отменено её решение от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 54).
Председателем Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва ФИО3 в соответствии с Уставом городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области, Регламентом Переславль-Залесской городской Думы внесен проект решения Переславль-Залесской городской Думы «О досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва Козлова Р.В.» (л.д. 56).
В соответствии с протоколом № очередного заседания Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, решение Переславль-Залесской городской Думы «О досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва Козлова Р.В. » не принято, поскольку число голосов, поданных «против» составило 15 (л.д.57).
Административный истец, не согласившись с данным решением, 28.04.2021 года уточнил свои требования, просил признать бездействие Переславль-Залесской городской Думы по принятию решения о мерах ответственности депутата Козлова Р.В. в связи с допущенными им нарушениями антикоррупционного законодательства, изложенными в представлении межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать Переславль-Залесскую городскую Думу вынести на рассмотрение очередного заседания вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.В. в связи с нарушением антикоррупционного законодательства на основании представления межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и доклада комиссии Переславль-Залесской городской Думы по соблюдению запретов, обязанностей и ограничений, налагаемых на лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления города Переславля-Залесского от ДД.ММ.ГГГГ, с принятием решения о мерах ответственности депутата.
Отказывая Переславскому межрайонному прокурору в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оспариваемое административным истцом бездействие со стороны административного ответчика, отсутствует.
Однако, из текста уточненного административного иска видно, что суть заявленных требований прокурора сводилась к возложению на Переславль-Залесскую городскую Думу обязанности вынести на рассмотрение очередного заседания вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы Козлова Р.В. в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции, что при таких обстоятельствах в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является безальтернативным последствием.
Между тем, в нарушение требований статьи 178 КАС РФ данные требования судом не рассматривались, обстоятельства, необходимые для их разрешения, не устанавливались, доказательства, которые могли бы подтвердить или опровергнуть такие обстоятельства, не исследовались, выводы относительно правовой судьбы данных требований резолютивная часть судебного решения не содержит.
При этом из материалов дела следует, что депутат Переславль-Залесской городской Думы Козлов Р.В. был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, тогда как административным истцом заявлялись требования, в том числе, к указанному лицу.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
В нарушение указанных выше положений закона, депутат Козлов Р.В. к участию в деле в качестве административного соответчика не привлекался.
В соответствии со статьей 47 КАС РФ заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Также к участию в деле судом не был привлечен председатель Переславль-Залесской городской Думы ФИО3., внесший проект решения Переславль-Залесской городской Думы «О досрочном прекращении полномочий депутата Переславль-Залесской городской Думы седьмого созыва Козлова Р.В.» и супруга депутата Козлова Р.В.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил процессуальное положение лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты при разрешении данного административного дела.
С учетом изложенного, принятое судом по данному делу решение не может быть признано законным и обоснованным.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, правильно определить и установить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дать оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований закона.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Переславского районного суда Ярославской области от 16 июня 2021 года отменить. Административное дело по иску переславского межрайонного прокурора возвратить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи