Судья: Кононова Ю.С. дело № 33а-6086/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 25 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Терентьевой Н.А., Шидаковой О.А., Оплачко А.Е., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лопан Виктора Андреевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой Оксане Дымбрылдорживне, заинтересованные лица – Торгово-промышленная транснациональная корпорация «Керамист», Администрация города Ялта Республики Крым, о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного истца Стасюк А.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Лопан В.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации за ним права собственности на квартиру № расположенную в <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м, кадастровый №, и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать за административным истцом право собственности на указанную квартиру.
Заявленные требования мотивированы тем, что Лопан В.А., на основании договора об участии в строительстве объекта недвижимости от 6 апреля 2010 г. и дополнительных соглашений к нему, актов исполнения взаимных обязательств от 10 апреля 2013 г., от 23 октября 2013 г., акта приёма – передачи объекта недвижимости от 23 октября 2013 г. приобрёл в собственность указанную выше квартиру. 15 марта 2017 г. административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрацией права собственности на объект недвижимого имущества. Однако, государственная регистрация права была приостановлена, а в последующем в её проведении ему было отказано в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о разрешённом использовании земельного участка, вследствие чего невозможно установить, произведён ли ввод объекта в эксплуатацию; в связи с предоставлением документов, в которых указана разная площадь объекта недвижимого имущества, а также в связи с не предоставлением второго экземпляра договора об участии в строительстве. Лопан В.А. считает оспариваемое решение незаконным, поскольку документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору были предоставлены, а правоустанавливающий документ на земельный участок, а также акт ввода жилого дома в эксплуатацию были представлены в регистрирующий орган застройщиком при первоначальной регистрации права собственности на жилой дом, а соответственно они имеются в оригинале у регистрирующего органа. Из представленных истцом на регистрацию документов следовало, что объект введён в эксплуатацию, паевой взнос за квартиру им внесён полностью, помещение фактически передано в его собственность, а соответственно какие-либо препятствия для осуществления действий по регистрации отсутствовали.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2019г. требования административного искового заявления Лопан В.А. удовлетворены частично: признано незаконным решение Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 26 июня 2017 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилое помещение – квартиру №, расположенную в <адрес>; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», повторно рассмотреть заявление Лопан В.А. от 15 марта 2017 г. о регистрации права собственности на жилое помещение – квартиру №, расположенную в <адрес>. В остальной части исковыз требований отказано.
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Лопан В.А. требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что проведение правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было осуществлено в соответствии с нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности принято государственным регистратором в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного истца Стасюк А.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Лопан В.А., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоева О.Д., представитель Торгово-промышленной транснациональной корпорации «Керамист», представитель Администрации города Ялта Республики Крым, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 названного закона, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 15 марта 2017 г. представитель Лопан В.А. по доверенности обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру №, расположенную в <адрес>.
С заявлением были представлены: доверенность на имя представителя; договор купли – продажи ценных бумаг от 18 марта 2010 г.; договор об участии в строительстве объекта недвижимости от 6 апреля 2010 г.; декларация о готовности объекта к эксплуатации (копия) от 25 марта 2013 г.; акт приёма – передачи объекта недвижимости от 23 октября 2013 г.; акт о выполнении обязательств по договору от 23октября 2013 г.; дополнительный договор к договору купли – продажи ценных бумаг от 29 июля 2013 г.; выписка об операциях с ценными бумагами от 23 октября 2013 г.; акт о предъявлении Лота облигаций к погашению от 23 октября 2013 г.; дополнительное соглашение к договору об участии в строительстве объекта недвижимости от 10 апреля 2013г.; договор купли – продажи ценных бумаг от 13 августа 2013 г.; акт выполнения обязательств по договору купли – продажи ценных бумаг от 6 августа 2013 г; квитанции об уплате госпошлины.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27 марта 2017 г. осуществление действий по регистрации права было приостановлено до 26 июня 2017 г. в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.
В качестве оснований приостановления указано, что согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости и из представленного кадастрового паспорта земельного участка, полученного посредствам внутреннего взаимодействия усматривается, что разрешённое использование земельного участка не установлено, вследствие чего невозможно установить, произведён ли ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с нормами действующего законодательства. В представленных на государственную регистрацию документах имеются данные, противоречащие друг другу, а именно существуют расхождения в описании объекта. Так, в акте приёма – передачи объекта недвижимости от 5 ноября 2013 г. указана общая площадь – 32,9 кв.м, тогда как по сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, общая площадь помещения значится в размере 61,0 кв.м.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 июня 2017г. № 90/021/100/2017-5353 было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности, указанных в уведомлении о приостановлении, а именно: невозможно установить вид разрешённого использования земельного участка; в представленных на государственную регистрацию документах имеются противоречащие друг другу данные: в акте приёма – передачи объекта недвижимости от 23 октября 2013 г. указана общая площадью – 62,4 кв.м, тогда как по сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, общая площадь помещений значится в размере 61,0 кв.м. Кроме того, указано, что административным истцом на регистрацию представлен договор об участии в строительстве в единственном экземпляре, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности Лопан В.А. было принято государственным регистратором с нарушением процедуры его принятия, указанное решение противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается в силу следующего.
Частью 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Частью 8 указанной статьи установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта недвижимости могут быть представлены в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, в том числе по запросу данного органа.
В случае представления документов, указанных в абзаце третьем настоящей части, в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, а равно физическим или юридическим лицом при обращении за государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости или его часть, повторное представление указанных документов при обращении иных лиц за государственной регистрацией прав на тот же объект капитального строительства или его часть в порядке, установленном настоящей частью, не требуется.
В данном случае многоквартирный жилой <адрес>, участником долевого строительства в котором является административный истец, был возведён на земельном участке, предоставленном в аренду застройщику, и введён в эксплуатацию в установленном порядке до вступления в силу Федерального Конституционного закона.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоустанавливающий документ на земельный участок, при необходимости, мог быть предоставлен регистратору техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, в том числе по запросу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о земельном участке, площадью 1776 кв.м, расположенном в <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтённом объекте недвижимого имущества, соответственно в распоряжении административного ответчика имеется правоустанавливающий документ на земельный участок, на основании которого были внесены сведения в кадастр недвижимости.
Кроме того, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости зарегистрировано право собственности на 83 жилых помещения, расположенных в многоквартирном жилом доме № по <адрес>.
В соответствии со статьёй 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Земельный участок, площадью 1776 кв.м, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, сформирован, в отношении него проведён государственный кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера 90:25:010107:778, а соответственно он в силу закона находится в общей долевой собственности собственников помещения в многоквартирном доме, в связи с чем указание регистратора о невозможности зарегистрировать право собственности на квартиру в многоквартирном доме в виду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешённого использования земельного участка не основано на законе.
Как уже указывалось, отказывая Лопан В.А. в регистрации права собственности на квартиру в многоквартирном доме, истец сослался на отсутствие в государственном кадастре недвижимости установленного вида разрешённого использования земельного участка, а также на имеющиеся расхождения в описании объекта в представленных документах.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Договором об участии в строительстве объекта недвижимости, заключённым 6 апреля 2010 г. между Лопан В.А. и ТПТНК «Керамист», стороны договорились, что Инвестор обязуется полностью оплатить стоимость Лота облигаций по Договору купли – продажи ценных бумаг, а также предъявить такой Лот облигаций к погашению Застройщику. Согласно указанному договору, собственник Лота облигаций имеет право получить в собственность объект недвижимости в виде однокомнатной квартиры, проектной площадью 68,51 кв. метров, расположенной в <адрес>.
10 апреля 2013 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору об участии в строительстве объекта недвижимости, в соответствии с которым стороны уточнили характеристики объекта недвижимости, передаваемого по договору, и в связи с окончанием строительства, вводом объекта в эксплуатацию и проведением окончательной технической инвентаризации объекта, он представляет собой квартиру № расположенную в доме № по <адрес>, общей площадью 62,4 кв.м.
В подтверждение выполнения своих обязательств по договору, административным истцом было представлено регистратору в оригиналах вышеуказанный договор и дополнительное соглашение к нему; договоры купли-продажи ценных бумаг от 18 марта 2010 г., 13 августа 2013 г., акт исполнения обязательств по договору от 23 октября 2013 г., в соответствии с которым Застройщик передал, а Инвестор принял имущественные права на жилое помещение в виде квартиры, расположенной в <адрес>, которая в соответствии с Техническим паспортом, выданным КП ЯГС БТИ, имеет следующие характеристики: квартира №, расположенная на 3-м этаже, однокомнатная, жилой площадью 32,9 кв. метров, общей площадью 62,4 кв. м; копию декларации о готовности объекта к эксплуатации; акт исполнения обязательств по договору купли – продажи ценных бумаг от 18 марта 2010 г.; акт о предъявлении Лота облигаций к погашению от 23 октября 2013 г.; акт приёма – передачи объекта недвижимости от 23 октября 2013 г.
Согласно кадастровому паспорту на квартиру № по <адрес>, общая площадь указанного объекта недвижимого имущества составляет 61,0 кв.м.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено о наличии различий в представленных на регистрацию документах в общей площади квартиры, по сравнению со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости.
Из представленного технического паспорта на указанную квартиру следует, что общая площадь квартиры составляет 60,8 кв.м, что соответствует данным государственного кадастра недвижимости.
Какие именно истцу необходимо предоставить документы в целях устранения сомнений регистратора, что данные помещения являются одним и тем же объектом недвижимого имущества, переданным в собственность истца в установленном порядке застройщиком, регистратор в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности не указал.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не может признать обоснованным решение административного ответчика об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с предоставлением на регистрацию одного экземпляра договора об участии в строительстве вместо двух экземпляров, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ, поскольку о необходимости предоставления истцом указанного документа в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 27 марта 2017 г. указано не было, вследствие чего истец был лишён возможности устранить данное нарушение.
С учётом изложенного выше и обстоятельств, установленных по делу, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации, в связи с чем, оспариваемые отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленный сообщением от 26 июня 2017 г. № 90/021/100/2017-5353, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Признав незаконным оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации Республики Крым, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 февраля 2019 г. по административному делу № 2а-735/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
О.А. Шидакова