ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6093/19 от 25.09.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шаульский А.А. Дело № 33а-6093/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Шукеновой М.А., Харламовой О.А.,

при секретаре Малых А.С.,

рассмотрела в судебном заседании 25 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нижнеомского районного суда Омской области от 11 июня 2019 года, которым административные исковые требования ФИО1 к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от <...> года недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Совету Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании решения Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от <...> года недействительным, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов.

В обоснование требований указал, что на заседании Совета Новотроицкого сельского поселения от <...> года депутаты рассмотрели представление прокуратуры Нижнеомского района от <...> года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором указывалось о непредоставлении депутатами Совета Новотроицкого сельского поселения ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <...> год.

Направленные <...> года декларации управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений приняты не были в связи с несоблюдением срока их подачи.

Таким образом, указанными лицами сведения о доходах и расходах за <...> предоставлены не были.

<...> года на очередном заседании Совета Новотроицкого сельского поселения на голосование был вынесен вопрос о прекращении полномочий указанных депутатов, вместе с тем данное решение принято не было.

Полагал, что установленное основание для прекращения полномочий депутатов является императивным, не зависящим от мнения представительного органа местного самоуправления.

На основании изложенного просил признать решение Совета депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского района Омской области от <...> года в части досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9 не соответствующим действующему законодательству, обязать Совет депутатов Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского района Омской области на ближайшем заседании принять решение о досрочном прекращении полномочий указанных лиц.

Административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО10 просила в удовлетворении требований отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что срок исковой давности по заявленному требованию об оспаривании решения Совета депутатов от <...> года, вопреки выводу суда, пропущенным не является. Отмечает, что факт нарушения закона депутатами Совета признается судом, однако, по его мнению, не влечет прекращения их полномочий, что на законе не основано и противоречит сложившейся судебной практике. Полагает, что оспариваемое решение было принято судом формально, без применения закона, подлежащего применению. Считает, что проведение заседания Совета депутатов с вынесением вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов на голосование является нарушением закона, что влечет невозможность реализации права на честное и справедливое осуществление местного самоуправления. Полагает вывод суда о невозможности обращения административного истца в суд с требованием об отмене решения Совета депутатов от <...> года необоснованным.

Администрациями Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, Нижнеомского муниципального района Омской области относительно доводов жалобы принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО10, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8, ФИО9 являются депутатами Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.

Указанные депутаты в <...> предоставили Губернатору Омской области сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за <...>. Исходя из материалов дела, указанные сведения приняты не были, были возвращены для доработки (л.д. <...>).

В результате проведенной далее прокуратурой проверки констатировалось, что указанные лица обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за <...> в срок не позднее <...> следующего за отчетным года не исполнили, в связи с чем в адрес председателя Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области прокурором было направлено соответствующее представление от <...> года с указанием о рассмотрении на ближайшем заседании Совета указанного вопроса и принятию исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений федерального законодательства (л.д. <...>).

Во исполнение указанного представления на заседании Совета от <...> года было принято решение исправить допущенные нарушения (л.д. <...>), в связи с чем <...> года декларации депутатов были направлены в управление Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений повторно (л.д. <...>), но приняты не были в связи с несоблюдением срока их подачи (л.д. <...>).

На заседании Совета от <...> года, где присутствовало <...> депутатов, большинство (<...> голосов) проголосовало против прекращения полномочий депутатов ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8 (л.д. <...>), в связи с чем ФИО1 обратился с настоящим иском в суд.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 года № 303-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно положениям ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 года № 303-ФЗ) (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Законодательным Собранием Омской области принят Закон Омской области от 22.03.2018 года № 2060-ОЗ «О представлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений» (далее - Закон Омской области № 2060-ОЗ).

Официальным опубликованием областных законов, постановлений Законодательного Собрания Омской области нормативного характера считается первая публикация их полного текста в официальных изданиях - газете «Омский вестник», «Ведомостях Законодательного Собрания Омской области» или первое размещение (опубликование) их полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в соответствии с федеральным законодательством (п. 1 ст. 37 Закона Омской области от 21.11.2002 года № 409-ОЗ «О нормативных правовых актах Омской области»).

В соответствии с п. 1 ст. 41 вышеуказанного закона областные законы, постановления Законодательного Собрания Омской области нормативного характера вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным и областным законом, постановлением Законодательного Собрания Омской области нормативного характера.

Согласно ст. 7 Закона Омской области № 2060-ОЗ он вступает в действие через 10 дней после дня его официального опубликования.

Указанный закон был опубликован на официальном интернет-портале информации http://www.pravo.gov.ru, 26.03.2018, в газете «Омский вестник» № 13 от 06.04.2018 года, и вступил в действие с 06.04.2018 года.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Омской области № 2060-ОЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии со ст. 2 настоящего Закона, осуществляет руководитель органа Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений путем подписания справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 1 ст. 4 Закона Омской области № 2060-ОЗ).

Таким образом, после вступления в законную силу названного правового акта депутаты органов местного самоуправления обязаны были представить предусмотренные федеральным законодательством сведения.

Как следует из материалов настоящего дела и сторонами не опровергается, депутатами ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8 в целях соблюдения антикоррупционного законодательства указанные сведения за <...> были предоставлены в <...>, о чем свидетельствует реестр приема-передачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от <...> депутатов (л.д. <...>).

Информации о предоставлении депутатами ФИО4 и ФИО9 данных сведений материалы дела не содержат. Согласно пояснениям представителя Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области ФИО10, данным суду апелляционной инстанции, в отношении указанных депутатов были вынесены решения о досрочном прекращении их полномочий ввиду непредоставления ими сведений доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Также судом было установлено, что при первоначальном предоставлении деклараций 7 депутатов в уполномоченный орган они были возвращены для исправления недостатков, далее при повторном предоставлении не приняты в связи с истечением срока их подачи.

Следует отметить, что, не смотря на непринятие сведений доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, направленных депутатами, Управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, данные сведения были опубликованы в газете «Новотроицкий муниципальный вестник» и на официальном сайте Новотроицкого сельского поселения (http://noms.omskportal.ru/) раздел «Поселения района – Новотроицкое» подраздел «Противодействие коррупции».

Таким образом, указанное само по себе факта исполнения депутатами Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области обязанности по предоставлению данных сведений не опровергает.

На заседании Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от <...> года положительного решения о досрочном прекращении полномочий рассматриваемых депутатов принято не было, поскольку созданные законодателем условия, не допускающие возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти, ими были соблюдены.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства в их совокупности, поскольку ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО1, ФИО8 как депутатами была фактически исполнена обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги <...>, суд правомерно отказал в удовлетворении требований ФИО1

Как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным (постановления от 06.06.1995 года № 7-П, от 13.06.1996 года № 14-П, от 28.10.1999 года № 14-П, от 22.11.2000 года № 14-П, от 14.07.2003 года № 12-П, от 12.07.2007 года № 10-П).

Применительно к указанному доводы жалобы об обратном со ссылкой на ответ аппарата Губернатора и Правительства Омской области от <...> года о неполучении Управлением Губернатора Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений от депутатов Совета Новотроицкого сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области сведений за отчетный период <...> выводов суда не опровергает, поскольку приведены без учета установленных по делу обстоятельств.

Мнение апеллянта со ссылками на положения ФЗ «О противодействии коррупции» об императивном характере оснований для прекращения полномочий депутатов, не зависящих от мнения представительного органа местного самоуправления, основано на неверном понимании приведенных положений закона.

Вывод суда о том, что ФИО1 не наделен полномочиями для обращения в суд с настоящими требованиями, во всяком случае к постановке неверного по существу решения не привел.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28.01.2016 года № 109-О, от 26.05.2016 года № 1145-О, от 25.05.2017 года № 999-О и др.).

В связи с этим положения ч. 1 и 4 ст. 218 Российской Федерации предполагают, что суд на основе анализа требований, заявленных в административном исковом заявлении, и правового регулирования, на которых основано такое требование, должен, в частности, установить, имеются ли у административного истца права и законные интересы, которые затрагиваются и могли бы быть нарушенными оспариваемым решением или действием (бездействием).

Так, исходя из положений действующего законодательства, разрешение представительным органом муниципального образования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, являющегося избираемым напрямую населением должностным лицом публичной власти, отождествляется с упомянутыми в ст.130 (ч. 2) Конституции Российской Федерации выборами как формой прямого волеизъявления граждан, а потому затрагивает реализацию активного избирательного права любого гражданина, гарантированного названной статьей Конституции Российской Федерации.

Ссылки на судебную практику иных регионов не свидетельствует о нарушении судом толкования и применения норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора.

Выводы суда о пропуске ФИО1 срока для обращения в суд с настоящим административным иском подлежат исключению, поскольку административный иск был подан в суд <...> года (л.д. <...>), с учетом положений ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации в установленный законом срок.

Применительно к изложенному судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижнеомского районного суда Омской области от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи