Дело №
№
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 сентября 2021 г. г. Оренбург
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Трифоновой О.М., Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орска о понуждении организовать регулярные перевозки пассажиров и багажа по апелляционной жалобе администрации г.Орска на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Орский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г. Орска требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части организации транспортного обслуживания населения, в ходе которой выявлены нарушения.
Согласно полученным данным в Орский филиал АО «Аэропорт Оренбург» (далее по тексту – Аэропорт) за период с января по ноябрь 2020 года прибыло и убыло посредством воздушного транспорта более 55 тысяч пассажиров. Несмотря на большое количество прибывающих и убывающих пассажиров, регулярное автомобильное пассажирское сообщение между г.Орском и расположенным на удалении от города на расстоянии 15 км. Орским аэропортом не осуществляется с 1 марта 2016 г.
Данный факт является предметом обсуждения жителями и гостями г.Орска, о чем свидетельствуют результаты мониторинга СМИ, в том числе сети «Интернет».
Прокурор считает, что администрация г. Орска является ответственным лицом за организацию проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что в настоящее время администрацией г. Орска муниципальный маршрут регулярных перевозок до аэропорта не установлен, конкурс на право обслуживания данного маршрута не проведен и договор с перевозчиком на право его обслуживания не заключен. В связи с выявленными нарушениями Орским транспортным прокурором главе администрации г. Орска в 2020 году внесено представление.
Согласно ответу от (дата)№ административным ответчиком каких-либо мероприятий по исправлению сложившейся ситуации не проведено. По мнению прокурора, отсутствие транспортного сообщения между г. Орском и аэропортом нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - граждан, прибывающих и убывающих воздушным транспортом, на свободу передвижения, транспортную доступность.
Прокурор с учётом уточнений заявленных требований просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Орска, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию транспортного обслуживания населения, прибывающего и убывающего воздушным транспортом в г. Орск; обязать администрацию г. Орска организовать осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа между г. Орском и филиалом АО Международный аэропорт «Оренбург» в г. Орске «Аэропорт Орск», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, территория Аэропорт, 1.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 мая 2021 г. заявленные требования удовлетворены.
С таким решением администрация г. Орска не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что убыточность маршрута вызовет у участников рынка пассажироперевозок на территории г.Орска отсутствие экономического интереса и, как следствие, отсутствие перевозчиков на данном направлении. Полагает, что суд не вправе обязывать организовать маршрут до самостоятельного хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность, направленную на извлечение прибыли. Дополнительно указывает, что для исполнения решения суда необходим значительный срок, связанный с проведением обязательных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 2015г. № 220-ФЗ. Считает, что администрация г.Орска является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции помощник Оренбургского транспортного прокурора Мамазяров Р.И., действующий на основании доверенности, возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Орский транспортный прокурор, представитель административного ответчика администрации г.Орска, представитель заинтересованного лица УЖКДХТ администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения помощника Оренбургского транспортного прокурора Мамазярова Р.И.,, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.
Материалами дела и результатами проведённой прокурорской проверки установлено, что за 9 месяцев 2020 года прибыло 27 614 пассажиров посредством воздушного транспортного в аэропорт Орска, вылетело 28 637 пассажиров. Регулярные пассажирские автомобильные перевозки между г.Орск и аэропортом Орск не осуществляются. До 26 марта 2016 г. МУП «Орскгортранс» осуществлял перевозки по маршруту № «г.Новотроицк – Орск – Аэропорт «Орск».
Согласно сообщению 13 марта 2020 г. администрации г.Орска от 13 марта 2021 г. пассажирские перевозки по межмуниципальному автобусному маршруту № «г.Новотроицк – Орск – Аэропорт «Орск» осуществлялись в 2014-2015 годах МУП «Орскгортранс». Убытки по данному маршруту составляли 90 % и покрывались за счёт средств муниципального предприятия МУП «Орскгортранс». 1 марта 2016 г. в связи с отсутствием пассажиропотока и низкой рентабельностью указанный межмуниципальный автобусный маршрут закрыт. В настоящее время предложений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о намерении осуществлять перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Орского филиала ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург», обращений граждан о необходимости осуществления перевозок по указанному маршруту, в том числе и от Орского филиала ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург», в адрес администрации г.Орска не поступало.
24 ноября 2020 г. Орским транспортным прокурором внесено представление на имя главы администрации г. Орска, в котором прокурор потребовал устранить выявленные нарушения законодательства в сфере соблюдения прав потребителей, принять необходимые и достаточные меры к устранению допущенных нарушений законодательства путем принятия мер по организации маршрутов регулярных перевозок между г.Орском и аэропортом г.Орска.
Согласно ответу главы города Орска от 25 декабря 2020 г. № представление рассмотрено. Уполномоченным лицом в части организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах, в том числе и на маршруту № «г.Новотроицк – Орск – Аэропорт «Орск», является Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области. Поскольку МУП «Орскгортранс» с заявлением на выдачу свидетельства не обращалось, указанный маршрут исключен Министерством из реестра муниципальных маршрутов. К компетенции администрации г.Орска относится организация транспортного обслуживания населения только на муниципальных маршрутах. В 2021 году вновь будет проанализирована ситуация, касающаяся наличия пассажиропотока на указанном маршруте, по результатам чего будет рассмотрен вопрос о необходимости организации регулярных перевозок до территории Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург».
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что отсутствие транспортного сообщения между г. Орском и «Аэропортом Орска» нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - граждан, прибывающих в город Орск и убывающих из него воздушным транспортом, на свободу передвижения, транспортную доступность.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункта 7 части 1 статьи 14 и пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в границах городского поселения относится к вопросам местного значения городского округа и городского поселения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).
Согласно статье 1 закона Оренбургской области от 9 марта 2016г. №3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» целью настоящего закона является полное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного закона органы местного самоуправления Оренбургской области организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Решением Орского городского совета депутатов от 28 сентября 2016 г. № утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования «город Орск» (далее по тексту – Правила).
Согласно статье 2 Правил, организация транспортного обслуживания населения осуществляется администрацией города Орска (заказчиком пассажирских перевозок). К полномочиям заказчика отнесены, в том числе организация прогнозирования потребности в транспортном обслуживании населения между поселениями района, принятие нормативно-правовых актов, разработка и реализация программ развития пассажирского транспорта, организация проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок между поселениями района, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 Правил в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения города Орска уполномоченный орган администрации города устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно статье 6 Правил, администрация города также устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация г.Орска является ответственным лицом за организацию проведения конкурса на право обслуживания маршрутов регулярных перевозок, заключение муниципальных контрактов на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров в границах муниципального образования.
Прокурорской проверкой установлено, что на территории МО город Орск отсутствует регулярное пассажирское транспортное сообщение до территории Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург».
Обязанность по организации транспортной доступности на территории муниципального образования законом возложена на орган местного самоуправления городского округа, в данном случае на исполнительный орган муниципального образования – администрацию города Орска.
Указанная обязанность администрацией города не исполнена. Отсутствие регулярного пассажирского транспорта нарушает права жителей муниципального образования на доступность аэропорта, обеспечивающего регулярные полеты гражданской авиации.
Установленные судом обстоятельства являются основанием для удовлетворения административного иска.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о том, что исполнение решения суда требует значительный срок, учитывая необходимость проведения организационных процедур, предусмотренных нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Принимая во внимание, что судом первой инстанции не установлен срок для исполнения решения суда, судебная коллегия полагает, что в данной части решение суда подлежит изменению путём установления срока для исполнения решения суда до 1 апреля 2022 г.
Доводы апелляционной жалобы о передаче муниципальных полномочий в части организации транспортных услуг на подразделение администрации города – Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта, не влияет на правильные выводы суда первой инстанции, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по содержанию дорог, несет именно данный орган местного самоуправления.
Созданное в структуре исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства не является органом местного самоуправления (указанная позиция отражена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 30-КАД2—1-К5).
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 мая 2021 г. изменить, дополнить резолютивную часть решения суда: обязать администрацию г.Орска организовать осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа между городом Орском и филиалом АО «Международный аэропорт «Оренбург» в г.Орске «Аэропорт Орск» в срок до 1 апреля 2022 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Орска – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: