Судья Хрещатая С.Б. Дело № 33а-6134
25RS0039-01-2020-000052-31
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 августа 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Туктамышевой О.В. и Новожиловой И.Н.
при секретаре Тороповой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе Надеждинского муниципального района Приморского края об установлении факта неисполнения решения суда по апелляционной жалобе Думы Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 февраля 2020 года, которым установлен факт неисполнения Думой Надеждинского муниципального района Приморского края в течение трех месяцев вступившего в законную силу 22.10.2019 года решения Приморского краевого суда от 09.09.2019 года, которым признаны в части недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Устава Надеждинского муниципального района Приморского края, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16.10.2015 года №208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.05.2018 года №439).
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителей Думы Надеждинского муниципального района Приморского края ФИО1, ФИО2, ФИО3, возражения прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с иском указав, что 09 сентября 2019 года решением Приморского краевого суда удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края о признании недействующими в части положений Устава Надеждинского муниципального района Приморского края, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16.10.2015 года №208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.05.2018 года №439).
Решением суда на Думу Надеждинского муниципального района возложена обязанность привести Устав Надеждинского муниципального района Приморского края в соответствие с требованиями Федеральных законов от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 03.08.2018 №307-Ф3, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 30.10.2018 № 382- ФЗ, от 30.10.2018 № 387-Ф3, от 06.02.2019 № З-ФЗ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 22.10.2019 года. Срок для добровольного исполнения решения суда истек, однако изменения в Устав так и не внесены, решение Приморского краевого суда не исполнено. Нарушение, допускаемое Думой Надеждинского муниципального района при неисполнении решения суда от 09.09.2019 года, в соответствии с требованиями ч.1 ст.73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» влечет возбуждение процедуры роспуска Думы района, однако, для этого необходимо установление судом факта неисполнения решения суда о признании недействующим нормативно-правового акта, в течение 3 месяцев.
Неисполнение представительным органом местного самоуправления судебного решения нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления в случае, если в данном нормативном правовом акте содержатся положения, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, их компетенцию.
Просит установить факт неисполнения решения Приморского краевого суда от 09.09.2019 года о признании недействующими в части Устава Надеждинского муниципального района Приморского края, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16.10.2015 года №208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 03.05.2018 года №439).
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель Думы Надеждинского муниципального района Приморского края просила принять решение на усмотрение суда.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Дума Надеждинского муниципального района Приморского края, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2019 года решением Приморского краевого суда удовлетворен административный иск заместителя прокурора Приморского края о признании недействующими в части положений Устава Надеждинского муниципального района.
Суд признал не действующими со дня вступления решения суда в законную силу в части следующие положения Устава Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16 октября 2015 года № 208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края 3 мая 2018 года N 439):
- статью 11 - в той мере, в которой данной статьей не предусмотрено право органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района на решение вопросов по осуществлению мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- пункт 1 части 5 статьи 30 - в той мере, в которой он не предусматривает исключения из ограничений, установленных для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, возможности участия в управлении профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, а также участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале);
- часть 17 статьи 8 - в той мере, в которой она не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- часть 5 статьи 17 - в той мере, в которой в ней предусмотрено, что решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края определяется порядок организации и проведения публичных слушаний только по проектам и вопросам, указанным в части 4 статьи 17 Устава Надеждинского муниципального района;
- пункт 8 статьи 8 - в той мере, в которой он не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района разработку и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов.
На Думу Надеждинского муниципального района возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Устав Надеждинского муниципального района в указанной выше части.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании Надеждинского муниципального района Приморского края - газете "Трудовая слава" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 22.10.2019 года. Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд исходил из того, что в установленный законом трехмесячный срок с 22 октября 2019 года решение Приморского краевого суда от 09.09.2019 года Думой Надеждинского муниципального района Приморского края не исполнено, при этом учитывал, что в указанный период состоялось 4 заседания Думы ( 27.11.2019, 12.12.2019, 25.12.2019, 28.01.2020), которые с учетом посещаемости заседаний депутатами Думы в количестве 13 депутатов, были правомочны для принятия решений по вопросам внесения изменений и дополнений в Устав Думы, однако решения приняты не были по причинам, зависящим от некоторого количества депутатов, воздержавшихся от принятия таких решений.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Согласно ч. 3 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Таким образом, с учетом положений ч.1 ст.73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" неисполнение Думой Надеждинского муниципального района Приморского края решения Приморского краевого суда от 09.09.2019 года, влечет возможность возбуждения процедуры роспуска Думы района, которую инициирует высшее должностное лицо Приморского края.
Вместе с тем суд первой инстанции не привлек к участию в деле Губернатора Приморского края, как высшее должностное лицо Приморского края, права и законные интересы которого затрагиваются решением суда.
В соответствии со ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ).
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения закона, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, верно установить обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешить спор в соответствии с требованиями материального и процессуального законов.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия с учетом доводов апелляционной жалобы о том, что иск прокурора подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, полагает необходимым отметить следующее.
Установление факта неисполнения решения суда, которым признан недействующим в части муниципальный правовой акт Устав Надеждинского муниципального района, влечет возможность начала процедуры роспуска представительного органа муниципального образования, Думы района. Отношения, связанные с внесением изменений в Устав муниципального образования, роспуском Думы регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вытекают из публичных правоотношений, связанных с исполнением Думой обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом. При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Надеждинского района об установлении факта неисполнения решения суда Думой Надеждинского муниципального района Приморского края подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 20 февраля 2020 года отменить. Административное дело по административному иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе Надеждинского муниципального района Приморского края об установлении факта неисполнения решения Приморского краевого суда от 09.09.2019 года направить на новое рассмотрение в Надеждинский районный суд Приморского края.
Кассационная жалоба ( представление) может быть подана через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи