ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6145/17 от 23.08.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Морозко О.Р. Дело №33а-6145/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 23 августа 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Кураповой З.И.,

судей Мостовенко Н.Р., Кагитиной И.В.,

при секретаре Османовой М.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по апелляционной жалобе ФИО1 и его представителя ФИО2 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано

по административному исковому ФИО1 об оспаривании действий (бездействий) председателя Верхореченского сельского совета главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконными действия (бездействия) председателя Верхореченского сельского совета главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3 по непринятию мер, направленных на утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «удостоверение доверенностей».

В обоснование указал, что ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением об удостоверении доверенности. Письмом председателя Верхореченского сельского совета главы администрации Верхореченского сельского поселения ФИО3 от 23 января 2017 г. №66 ему сообщено, что на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не предоставляется, в связи с отсутствием административного регламента и лица, уполномоченного совершать нотариальные действия. В связи с чем, административному истцу было рекомендовано обратиться к нотариусам Бахчисарайского районного нотариального округа, для совершения нотариальных действий.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г. в удовлетворении искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 и его представитель ФИО2 ставят вопрос об отмене судебного акта как незаконного, основанного на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.

ФИО1, его представитель ФИО2, председатель Верхореченского сельского совета главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3, представитель администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии со статьей 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением об удостоверении доверенности.

Письмом председателя Верхореченского сельского совета главы администрации Верхореченского сельского поселения ФИО3 от 23 января 2017 г. №66 ему сообщено, что на территории Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым муниципальной услуги по совершению нотариальных действий не предоставляется, в связи с отсутствием административного регламента и лица, уполномоченного совершать нотариальные действия. В связи с чем, административному истцу было рекомендовано обратиться к нотариусам Бахчисарайского районного нотариального округа, для совершения нотариальных действий.

Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. №4462-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.) установлено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Согласно ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. №4462-1(в ред. от 3 июля 2016 г.), в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в т.ч. удостоверять доверенности.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселения или главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципального района может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

В соответствии со ст. 33.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. №4462-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.), территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействиях) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции, предметом которой является, в т.ч. соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2017 г. №97 (зарегистрированного в Минюсте 14 июня 2017 г. №47036), глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (далее - должностные лица местного самоуправления) имеют право совершать нотариальные действия в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса (часть четвертая статьи 1 Основ).

Глава поселения может совершать нотариальные действия, если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, и если в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образована (абзац третий части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 42).

Пунктом 9 Инструкции установлено, что в соответствии со статьей 33.1 Основ контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления осуществляет территориальный орган Минюста России.

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления, регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий (далее - реестр), форма которого утверждена приказом Минюста России N 313 (форма N 1.1).

Вместо наименования государственной нотариальной конторы или нотариального округа указывается наименование поселения или расположенного на межселенной территории населенного пункта (п. 25 Инструкции).

Судом апелляционной инстанции установлено, что рассматривая и разрешая дело по существу, суд первой инстанции не разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле – территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющего контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, и соответственно не известил его надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с п. 3 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 2, 4 ч.1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таких обстоятельствах, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия не дает оценку остальным доводам апелляционной жалобы, поскольку это является преждевременным.

При разрешении административных исковых требований, следует обратить внимание, что на приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. №256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов», утратил силу с 14 июня 2017 г.

При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции разрешить вопрос о лицах, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных, распределить бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, возложив на лицо, обратившееся в суд и разрешить спор по существу в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 3 статьей 309, п. 2, 4 ч. 1 статьи 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 мая 2017 г. - отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий З.И. Курапова

Судьи Н.Р. Мостовенко

И.В. Кагитина