ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6186/20 от 26.08.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Ерохина А.Л. Дело № 33а-6186/2020

УИД 24RS0041-01-2019-001485-97

А-3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Октябрьского района г. Красноярска, администрации г.Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя администрации Октябрьского района г. Красноярска по доверенности Кузнецово й О.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 3 февраля 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района г. Красноярска по непроведению капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Октябрьского района г. Красноярска обязанность включить жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в перечень объектов муниципального жилищного фонда, в которых будет проведен капитальный ремонт в 2020 году за счет средств городского бюджета.»

Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с указанным административным исковым заявлением.

Требования мотивированы тем, что административному истцу по договору найма служебного жилого помещения, заключенного с администрацией г. Красноярска предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Администрация Октябрьского района г. Красноярска не исполняет возложенную на нее законом обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого помещения. В квартире протекают проржавевшие трубы горячего и холодного водоснабжения, батареи, рамы в оконных проемах сломаны, остекление в оконных рамах отсутствует, осыпается штукатурка с потолков, не имеется полового покрытия, не исправна электропроводка. В феврале 2019 г. Горбачева обратилась в администрацию Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о проведении капитального ремонта в квартире. Согласно ответу администрации от 01.03.2019г. план мероприятий на 2019 г. по капитальному ремонту муниципальных жилых помещений в порядке очередности поступивших обращений сформирован, в связи с чем проведение работ в текущем году не представляется возможным.

ФИО1 просила признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района г. Красноярска, выразившееся в непроведении капитального ремонта указанного жилого помещения, возложить на администрацию Октябрьского района г. Красноярска обязанность включить данное жилое помещение в перечень объектов муниципального жилищного фонда, в которых будет проведен капитальный ремонт в 2020 году за счет средств городского бюджета.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Октябрьского района г. Красноярска по доверенности ФИО2 просила решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на то, что денежные средства на капитальный ремонт должны выделяться из городского бюджета, поэтому неосуществление ремонта не может расцениваться как бездействие администрации Октябрьского района г. Красноярска.

Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник.

Согласно п.1 ст.676 ГК Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.(п.2 ст.676 ГК РФ)

В силу п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями (ч. 5 ст. 100 ЖК Российской Федерации).

В силу пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 3639 от 07.06.2018 г., заключенным между Администрацией г.Красноярска и ФИО1, наймодатель передал нанимателю и членам его семьи во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности в виде <адрес>.

18 февраля 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о проведении капитального ремонта квартиры по адресу: <адрес> и установке приборов учета потребляемых ресурсов ГВС и ХВС, электрооборудования, но капитальный ремонт не был проведен.

Ненадлежащее состояние жилого помещения, которое требует проведения капитального ремонта, подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах дела и не оспорено административными ответчиками.

Из ответа первого заместителя руководителя администрации Октябрьского района г.Красноярска ФИО3 от 1 марта 2019г. следует, что заявление ФИО1 о проведении капитального ремонта включено в реестры потребности в капитальном ремонте.(л.д.11)

Проанализировав и оценив представленные доказательства, применив указанные выше нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы по замене оконных заполнений, существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, замене внутриквартирных инженерных сетей, установке поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относятся к мерам по капитальному ремонту жилого помещения, обязанность по проведению которых возложена на собственника (наймодателя) жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о бездействии наймодателя и обязании включить спорное жилое помещение в перечень объектов муниципального жилищного фонда, в которых будет проведен капитальный ремонт в 2020г. за счет средств городского бюджета, поскольку они основаны на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела при правильной оценке предоставленных доказательств.

Административными ответчиками - как собственником жилого помещения - администрацией г. Красноярска, так и администрацией Октябрьского района г.Красноярска с момента дачи ответа от 1 марта 2019г. нарушено право ФИО1 и членов ее семьи на проживание в служебном жилом помещении, пригодном для постоянного проживания граждан, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Требуемые для приведения спорной квартиры работы в соответствии с п. 4,6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - приложение N 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" - относятся именно к капитальному ремонту.

Исходя из требований ч.1 ст.176 КАС РФ, предусматривающих, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, учитывая, что административный истец просила признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района г.Красноярска, суд первой инстанции верно признал незаконным бездействие администрации Октябрьского района г. Красноярска по непроведению капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако суд апелляционной инстанции в качестве правовосстановительной меры считает необходимым возложить обязанность включить жилое помещение по адресу: <адрес>, в перечень объектов муниципального жилищного фонда, в которых будет проведен капитальный ремонт в 2020 году за счет средств городского бюджета не на администрацию Октябрьского района г.Красноярска, а на администрацию г.Красноярска как собственника жилого помещения, изменив в соответствующей части решение суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 3 февраля 2020 года изменить, обязанность по включению жилого помещения по адресу: <адрес> в перечень объектов муниципального жилищного фонда, в которых будет проведен капитальный ремонт в 2020г. за счет средств городского бюджета возложить на администрацию г.Красноярска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

судьи: