ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6198/2016 от 23.05.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Сапранкова Е.Д. № 33А-6198/2016 А-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Малякина А.В.,

судей Платова А.С., Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев по докладу судьи Андриишина Д.В. административное дело по административному иску прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Ермаковского района Красноярского края и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе главы Ермаковского района Виговского М.А. на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 26 февраля 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ермаковского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ермаковского района, выражающееся в непринятии муниципальной программы, направленной на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района.

Возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать и принять муниципальную программу, направленную на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района.

Возложить на администрацию Ермаковского района Красноярского края обязанность разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об оспаривании бездействия администрации Ермаковского района Красноярского края и возложении обязанности, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об участии органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе в части издания органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Ермаковского района не утверждена муниципальная программа, направленная на реализацию полномочий органов местного самоуправления района по участию и профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, работа органов местного самоуправления по профилактике терроризма (муниципальных антитеррористических групп), минимизации и ликвидации последствий его проявлений показал невысокий уровень качества проводимых мероприятий, а проведение информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения населения к идеологии терроризма и пропаганде насилия не осуществлялось. Просил признать незаконным бездействие администрации Ермаковского района, выражающееся в непринятии муниципальной программы, направленной на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района; возложить обязанность на администрацию Ермаковского района Красноярского края разработать и принять муниципальную программу, направленную на участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района; возложить обязанность на администрацию Ермаковского района Красноярского края разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава Ермаковского района Виговский М.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить. Указывает на то, что нормами законодательства не предусмотрена обязанность администрации Ермаковского района по утверждению муниципальной целевой программы в сфере профилактики терроризма и экстремизма. Администрация Ермаковского района принимает активно участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории Ермаковского района.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ермаковского района Морозова Э.Н. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Ковязина М.Д., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

По мнению судебной коллегии, такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

В соответствии с Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, закреплено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремисткой деятельности в пределах своей компетенции (ст. 4).

В силу ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Также, в силу п. 6.2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

Органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами муниципальных образований.

Администрация Ермаковского района в соответствии с ч. 1 ст.31 Устава Ермаковского района Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В соответствии с пп. 43 п. 1 ст.9 Устава Ермаковского района Красноярского края, к вопросам местного значения района отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на вышеприведенные нормативные положения и исходил из того, что в администрации Ермаковского района не утверждены целевые программы, направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, подготовка решений по совершенствованию этой работы не осуществлялась. Фактическое исполнение комиссиями запланированных мероприятий не прослеживается, финансирование комиссий отсутствует. Проведение информационно-пропагандисткой работы, направленной на формирование негативного отношения населения к идеологии терроризма и пропаганде насилия не установлено, возможностей общественных объединений в пропагандистских и воспитательных целях не использовались, изучение общественного мнения не осуществлялось.

Неисполнение органом местного самоуправления муниципального района требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, в том числе по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории района, не использование предоставленных законом полномочий, проявление пассивности и незаинтересованности нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, на безопасность.

Отсутствие комплексной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района не позволяет в полном объеме планировать и осуществлять на территории муниципального района мероприятия по профилактике экстремизма и терроризма, финансировать их. Бездействие администрации Ермаковского района, выразившееся в не принятии муниципальной программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района, и в сфере межнациональных отношений нарушает интересы государства и права граждан.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции не учтено следующее.

Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируют общие вопросы участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму, возлагая на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, участие в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, обязанности по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Между тем, вышеприведенные федеральные законы не устанавливают такой обязательной формы участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму, как принятие муниципальной программы, направленной на участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, а равно принятия нормативно-правового акта, предусматривающего осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов.

Обязанность органов местного самоуправления по принятию вышеуказанной муниципальной программы и нормативного правого акта не установлена и другими федеральными законами, также как и не установлены требования к форме и содержанию подобных муниципальных программ и нормативных правых актов.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, и Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года, также не устанавливают требований к форме, содержанию, срокам принятия органами местного самоуправления муниципальных программ и нормативных правых актов, не содержат норм, императивно обязывающих органы местного самоуправления принимать муниципальные программы и нормативные правовые акты.

В этой связи на администрацию Ермаковского района судом не может быть возложена обязанность принять вышеуказанные нормативный правовой акт и муниципальную программу.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно на основании ст. 310 КАС РФ подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 26 февраля 2016 года – отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Ермаковского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации Ермаковского района Красноярского края и возложении обязанности – отказать.

Председательствующий:

Судьи: