Судья Ясинская О.О. Дело № 33а-6209
25RS0002-01-2020-000012-75
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Туктамышевой О.В. и Новожиловой И.Н.
при ведении протокола помощником судьи Марковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления муниципальной собственности г.Владивостока к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности по апелляционной жалобе УМС г. Владивостока на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 мая 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя административного истца УМС г.Владивостока ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
УМС г.Владивостока обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Приморском крае) №565-р от 17.12.2013 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в муниципальную собственность Владивостокского городского округа» переданы квартиры, расположенные в многоквартирном доме <адрес>. Приложением к распоряжению от 17.12.2013 №565-р определен перечень помещений, подлежащих передаче в муниципальную собственность, с указанием их площади и нумерации. Указанный перечень подготовлен на основании технического паспорта по состоянию на 05.10.1983.
По результатам технической инвентаризации в 2008 году изменилась площадь и нумерация помещений в многоквартирном доме, поскольку произошло объединение смежных жилых помещений, общее количество квартир в доме уменьшилось. Такие изменения площади, нумерации квартир были внесены в инвентарное дело еще до государственной регистрации права федеральной собственности на помещения дома <адрес>. Однако ответчиком вместо регистрации изменений в соответствии с данными технического паспорта по состоянию на 21.05.2008 была осуществлена повторная постановка на кадастровый учет помещений жилого дома <адрес>.
Наличие дублирующих записей в отношении одного и того же объекта повлекло невозможность распоряжения муниципальным недвижимым имуществом. Админстративный истец обратился с заявлением о прекращении права собственности муниципального образования г. Владивосток в отношении ряда объектов, однако уведомлением Управления Росреестра УМС отказано в осуществлении регистрационных действий в связи с отсутствием документа, подтверждающего основания прекращения права муниципальной собственности на жилые помещения. Полагает, что право собственности подлежит прекращению по основанию ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку объекты по существу прекратили существование.
Определениями Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 27.01.2020, от 05.02.2020, от 06.02.2020 административные исковые заявления УМС г.Владивостока объединены в одно производство с присвоением делу номера №№
Административный истец просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлениях от 02.10.2019 №№, в регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимости: квартиру, общей площадью 54 кв. м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 42,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, проспект <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 20,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации права прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 20,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 33,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес> и отказ, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 32,6 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 47,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1- комнатную квартиру, площадью 21,2 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, проспект <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 20,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 № в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 42,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <...>-<адрес> признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 20,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 20,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <...><адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 42,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 54,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 20,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 19,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, проспект <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: квартиру, площадью 75,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, проспект <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 32,8 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г. Владивосток, проспект <адрес>; признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю, выраженный в уведомлении от 02.10.2019 №№ в регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости: 1-комнатную квартиру, площадью 20,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <...>-<адрес> и обязать ответчика осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности, перечисленных объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель УМС г. Владивостока поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе его представителем ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что УМС г. Владивостока обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования город Владивосток в отношении объектов недвижимого имущества: квартиры площадью 54 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <...>-<адрес>; квартиры площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу <...>-<адрес>; квартиры площадью 33,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу г. <адрес>; квартиры площадью 47,3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу г.Владивосток, <адрес>; квартиры площадью 42,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу <...> <адрес>; квартиры площадью 20,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу г.Владивосток, <адрес>; квартиры площадью 42,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу <...><адрес> квартиры площадью 54,1 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу г.Владивосток, <адрес>; квартиры площадью 75,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу г.Владивосток, <адрес>.
Также УМС г. Владивостока поданы в Управление Росреестра по Приморскому краю заявления о государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования город Владивосток в отношении следующих объектов недвижимого имущества: 1-комнатную квартиру общей площадью 42, 1 кв.м., с кадастровым номером №. расположенную по адресу: г. <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 20,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 32,6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. Владивосток, <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 21,2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 20,3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. Владивосток, <адрес> 1-комнатную квартиру общей площадью 20,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. Владивосток, <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 20,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. Владивосток, <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 19,4 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 32,8 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. <адрес>; 1-комнатную квартиру общей площадью 20,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенную по адресу г. <адрес>
Решениями Управления Росреестра по Приморскому краю, оформленными уведомлениями от 02.10.2019 №№, отказано в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Владивосток на вышеуказанные объекты недвижимого имущества на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с непредставлением документов, подтверждающих законность проведенных работ переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, а также документов, подтверждающих присвоение (изменение) адресов объектам, поскольку согласно техническим документам (техническим паспортам), хранящимся в архиве филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Приморскому краю объекты, в отношении которых заявления о регистрации права собственности, полностью совпадают с местоположением объектов, сведения о которых имеются в ГКН.
Решениями Управления Росреестра по Приморскому краю, оформленными уведомлениями от 02.01.2019 № отказано в государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования город Владивосток на вышеуказанные объекты недвижимого имущества на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со ссылкой на непредставление документов- оснований, подтверждающих прекращение права собственности муниципального образования г. Владивосток, соответствующих требованиями статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Приморском крае от 17.12.2013 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в муниципальную собственность Владивостокского городского округа» зарегистрирован переход права Российской Федерации в муниципальную собственность города Владивостока в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по пр. 100-летия Владивостока, д. 134 «а».
При этом, государственная регистрация перехода права собственности произведена в соответствии с содержащимися в кадастре недвижимости ЕГРН сведениями об объектах недвижимости как «ранее учтенных» согласно данным технического паспорта от 23.04.1994.
Филиалом №1 ФГБУ «Ростехинвентаризация» в доме по проспекту 100-летия Владивостока,134а проведена техническая инвентаризация и составлен технический паспорт от 21.05.2008 жилого дома, и поскольку жилые помещения являлись ранее учтенными, автоматически в государственный кадастр были внесены сведения о жилых помещениях на основании указанного технического паспорта.
Как указывает администрация города, сравнительный анализ технических паспортов за 1994 и за 2008 годы свидетельствует о том, что в многоквартирном доме в результате перепланировки уменьшилось общее количество жилых помещений, а также полностью изменилась нумерация квартир на этаже. Фактически квартиры имеют двойную нумерацию, что препятствует приватизации жилых помещений и нарушает права граждан на регистрацию по месту жительства.
Отказывая в удовлетворении требований и признавая законными оспариваемые отказы Управления Росреестра по Приморскому краю в осуществлении регистрационных действий по прекращению права собственности на одни квартиры и регистрации права собственности на другие квартиры, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на даты внесения сведений о квартирах в государственный кадастр недвижимости), предусматривающей основания кадастрового учета.
В соответствии с ч.1 ст.16 названного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу ч.2 названой нормы постановка на учет и снятие с учета объектанедвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Поскольку в установленном порядке государственный учет изменений характеристик объектов – жилых квартир по заявлениям правообладателей не осуществлялся, а именно конфигурация, площадь, нумерация объектов не изменялась, нельзя согласиться с доводом истца о том, что имеет место двойная регистрация квартир, которая устранима посредством прекращения права собственности на одни квартиры и регистрации права муниципальной собственности на другие квартиры.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что согласно ч.2 ст.25, ч.1 ст.26 ЖК переустройство и перепланировка жилого помещения требуют согласования с органом местного самоуправления, внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Следовательно, для регистрации изменений объекта недвижимости заявитель должен представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие законность переустройства или перепланировки жилых помещений.
Аннулирование адреса объекта адресации и присвоение адреса осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» и не может быть произвольным.
При этом сама по себе постановка на кадастровый учет объектов на основании данных технического паспорта от 21.05.2008 в порядке межведомственного контроля в соответствии с Приказом Минкомэкономразвития России от 11.01.2011 №1 не свидетельствует о законности изменения характеристик объектов, состоящих на кадастровом учете, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
В соответствии с п.7 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в частности сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Основания прекращения права собственности на объект недвижимости указаны в ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к которым относится заявление и документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Однако доводы администрации о прекращении существования объектов - жилых квартир документально не подтверждены, а достижение иных целей посредством осуществления регистрационных действий законом не предусмотрено.
Поскольку документы, подтверждающие основание для регистрационных действий, ответчику не предоставлялись, суд обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемых решений регистрирующего органа и правомерно, с соблюдением требований ч.2 ст.227 КАС РФ отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что по результатам технической инвентаризации 2008 года имело место объединение смежных помещений, уменьшилось количество квартир и изменилась нумерация жилых помещений не влияют на законность решения суда, поскольку в установленном законом порядке изменение характеристики объектов - квартир не производилось, а обязанность подтвердить законность произведенных работ по перепланировке и переустройству жилых помещений не может быть преодолена посредством прекращения права на квартиры и регистрации прав на квартиры с другими характеристиками.
Ссылаясь на п.6 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающий, что государственный кадастровый учет помещений в связи с изменением их характеристик, расположенных в здании, сооружении, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений ранее был осуществлен государственный кадастровый учет, истец не учел разъяснения п.11 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, согласно которому при отсутствии у органа кадастрового учета документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости является законным.
Наличие решений судов о возложении на администрацию обязанности заключить с жильцами квартир договор социального найма, на которое в апелляционной жалобе ссылается истец, не является основанием для признания незаконными решений административного ответчика об отказе в регистрации прекращения права собственности, поскольку возложенная на администрацию обязанность по заключению договоров социального найма и правоотношения по прекращению права на муниципальное имущество имеют разное правое регулирование, которое не может служить основанием для несоблюдения процедуры внесения изменений в кадастровый учет объектов недвижимости.
В апелляционной жалобе представитель истца ссылается на то, что жилые помещения №32 и №34 объединены и переданы в собственность граждан по договору приватизации как квартира №18. Однако указанные обстоятельства также не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий органа, поскольку ни органу ни суду администрацией города не предоставлено доказательств соблюдения порядка объединения указанных квартир в одну, внесения соответствующих изменений в технический паспорт объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности г. Владивостока – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи