Рязанцев В.О. | Дело № 33а-620/2020 |
УИД 26RS0024-01-2019-003779-80 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь | 11 августа 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.
судей Болотовой Л.А. и Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2020 года
административное дело по апелляционным жалобам ФИО23., председателя правления КПК «Народный кредит» ФИО24
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2020 года
по административному делу по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Ставропольскому краю Южного главного Управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Народный кредит», ФИО25, заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю о ликвидации потребительского кооператива «Народный кредит»,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
установила:
Центральный банк РФ в лице отделения по Ставропольскому краю Южного главного Управления ЦБ РФ обратился в суд с административным иском к КПК «Народный кредит», ФИО26, заинтересованное лицо МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю о ликвидации потребительского кооператива «Народный кредит».
В обоснование требований указав, что Потребительский кооператив «Народный кредит» являлся членом саморегулирующей организации «Народные кассы-Союзсберзайм» деятельность которого прекращена Приказом Банка России №ОД-944 от 25.04.2019 года. В нарушение ч.1 ст. 35 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» не вступил в саморегулирующую организацию в сфере финансового рынка объединяющей кредитные кооперативы в течении 90 дней с момента прекращения своего членства в саморегулирующей организации, что является грубым нарушением ч. 1 ст. 8 Федерального закона №223-ФЗ «Об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка».
Грубые нарушения требований действующего законодательство в соответствии с положениями п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации юридического лица.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2020 года административное исковое заявление ЦБ РФ удовлетворено.
Бурачок В.А., Бурачок Л.Н., Белан А.Р., Можаров А.И., Павлик А.В., Павлик А.Н., Радченко А.А., Радченко И.В., Сергиенко М.Ю., Ширяева Л.А., Ширяев К.В., Ткаченко Л.А., Ширяева К.А., а также председатель правления КПК «Народный кредит» Асланов М.П. с решением суда не согласились и подали на него апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывают, в частности, что судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы возражения председателя кооператива Асланова М.П., не истребованы необходимые доказательства.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель начальника МИФНС № 1 по Ставропольскому краю ФИО27 и управляющий Отделением по Ставропольскому краю Южного главного управления Центрального банка РФ ФИО28 просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, выслушав представителя КПК «Народный кредит» ФИО29 поддержавших доводы апелляционных жалоб и просивших решение суда отменить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит.
Основания для отмены либо изменения решения суда предусмотрены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции нарушений, влекущих за собой отмену постановленного по делу решения суда, не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, согласно выписке из ЕГРЮЛ некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» создана 11.01.2012 года, учредителями кооператива являются ответчики по настоящему делу - ФИО30
Согласно ст.2 Устава кооператива целями кооператива является защита финансовых интересов членов кредитного кооператива, расширение спектра финансовых услуг, содействие развитию финансовой ответственности членов кооператива; к видам деятельности кооператива относятся привлечение денежных средств от членов кооператива, предоставление займов членам кооператива.
Приказом Банка России от 25 апреля 2019 года № ОД-944 прекращен статус саморегулируемой организации в сфере финансового рынка Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы -Союзсберзайм» в которой состоял КПК «Народный кредит».
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязан вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня его создания. Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекративший членство в саморегулируемой организации, обязан в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитный кооператив не имеет права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В связи с изложенным, с момента выхода из СРО Союз кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы-Союзсберзайм» кооператив не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, что является нарушением кредитным кооперативом положений ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации».
Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» в случае нарушения ч. 3 настоящей статьи кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
В силу пп. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» обращение в судебные органы с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, является функцией Банка России.
В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеперечисленными нормами права, учел доводы сторон, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам и пришел к верному выводу о том, что Кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» подлежит ликвидации.
Также обоснованно суд возложил обязанность по ликвидации кооператива на его учредителей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 ноября 2007 года N 758-О-О, указывая на невозможность регламентации правового положения юридических лиц, прав и обязанностей их участников непосредственно Конституцией Российской Федерации, отметил необходимость регулирования данных отношений федеральными законами. Соответственно, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему статьями 71 (пункт "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочий, при регулировании гражданско-правовых, в том числе корпоративных, отношений призван обеспечивать их участникам возможность в каждом конкретном случае находить разумный баланс интересов на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства (Постановление от 21 февраля 2014 года N 3-П; Определение от 3 июля 2014 года N 1564-О).
Право на выход из объединения вытекает из закрепленных названным Кодексом основных начал гражданского законодательства, в которых нашел свое выражение присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1), участвуют в гражданских отношениях на основе автономии воли и имущественной самостоятельности (статья 2), по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9). Отмеченное означает, что осуществление права на выход из объединения в случаях, допускаемых законом, происходит посредством свободного волеизъявления управомоченного лица, не зависит от решений органов управления и действий объединения, выступающего самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений - юридическим лицом, которое согласно пункту 1 статьи 48 ГК Российской Федерации является организацией, имеющей обособленное имущество, отвечающей им по своим обязательствам, способной от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1 Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива, в том числе участвовавших в его создании, является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, установленная оспариваемой нормой. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию, а также солидарно нести расходы, связанные с ликвидацией юридического лица в случае недостаточности для этих целей имущества самого юридического лица, служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).
В указанном внутреннем локальном акте организации, исходя из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона "О кредитной кооперации", должны отражаться сведения об актуальном - т.е. с учетом, в частности, состоявшегося в соответствии с законом волеизъявления участника корпорации о выходе из корпоративной организации - персональном составе членов кредитного кооператива (глава 3 "Членство в кредитном кооперативе" Федерального закона "О кредитной кооперации").
Соответственно, суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения.
После выхода из состава членов кредитного потребительского кооператива вышедший участник, в том числе выступавший его учредителем, разрывает корпоративную связь с юридическим лицом и не может обременяться несением дополнительных обязанностей, связанных с его дальнейшей деятельностью, в частности обязанностей по осуществлению ликвидации организации и возмещению соответствующих расходов. Обратное означало бы умаление права на добровольный выход из объединения, несовместимое с положениями статьи 30 Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 2371-О).
В то же время, судебная коллегия принимает во внимание, что на основании Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополнена пунктом 3, в соответствии с которым если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнена пунктом 2.2, согласно которому для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Указанный Федеральный закон от 31.01.2016 N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании статьи 8 вступил в силу 31.01.2016, соответственно административные ответчики имели возможность в полной мере реализовать свое право на выход из состава учредителей (участников).
Соответственно их права и обязанности прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, на указанных лиц могла быть возложена обязанность по ликвидации кооператива.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не может быть удовлетворена.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев путем подачи кассационной жалобы в 5 кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи