дело № 33а-6216/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 25 июля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре | Дяченко Л.А., Холодной Е.И. Ищенко А.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапа-Козловой Гульджиян Мустафаевны к Администрации города Ялты Республики Крым, Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства о признании незаконными решения и постановления, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., пояснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Лапа-Козлова Г.М. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства, оформленное протоколом от 30 сентября 2021 г. № 18, которым рекомендовано Администрации города Ялта Республики Крым отказать в выдаче заключения о возможности признания, самовольно выстроенной Лапа-Козловой Г.М. постройки объектом индивидуального жилищного строительства; признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 4 октября 2021 г. № 3255-п «Об отказе Лапа-Козловой Гульджиян Мустафаевне в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: Республика <адрес> в границах кадастрового квартала №»; возложить на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Лапа-Козловой Г.М. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нём постройкой, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства; возложить на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанность выдать Лапа- Козловой Г.М. заключение о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, расположенной на земельном участке, площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> объектом индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указывается, что административный истец, с целью реализации своего права на предоставление земельного участка с расположенной на нём самовольной постройкой, обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с соответствующим заявлением и приложением к нему необходимых документов, в том числе, технического заключения о состоянии самовольной постройки. После неоднократных обращений в суд относительно поданного заявления, принято решение о возложении на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца. Однако, Комиссией по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (далее – Комиссия), принято протокольное решение от 30 сентября 2021 г., которым рекомендовано отказать в выдаче соответствующего заключения, в связи с чем, Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление от 4 октября 2021 г. № 3255-п «Об отказе Лапа-Козловой Гульджиян Мустафаевне в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала №». Административный истец считает указанные решения незаконными и нарушающими её права и законные интересы. Указывает, что выводы комиссии ошибочны и не соответствуют действительности, поскольку технические характеристики строения полностью совпадают с техническими характеристиками, указанными в техническом паспорте, строительство объекта завершено и он готов к эксплуатации по целевому назначению, объект имеет плоскую эксплуатируемую крышу - террасу. Полагает, что члены комиссии пришли к выводу о несоответствии объекта техническим характеристикам только на основании визуального осмотра, не обладая при этом необходимой квалификацией и не используя специальных приборов, необходимых для оценки фактических значений технических параметров объекта. Считает, что Комиссией не принято во внимание и не дана оценка техническому обследованию, представленному административным истцом, а также не отражены основания, по которым сделан вывод о несоответствии заявления существующему Порядку. Также, Комиссией не учтено, что административный истец в установленной законом порядке была признана подвергшейся политическим репрессиям и реабилитирована, иного жилья, кроме спорной самовольной постройки, никогда не имела.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года признано незаконным решение Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства, оформленное протоколом № 18 от 30 сентября 2021 года. Признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым № 3255-п от 04 октября 2021 года «Об отказе Лапа-Козловой Г.М. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 603 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>». На Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Лапа-Козловой Г.М. о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 г., объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение с учётом установленных судом обстоятельств. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрацией города Ялта Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что Комиссией принято обоснованное заключение на основании обследования, в связи с чем, оспариваемые заключение и постановление являются законными и обоснованными. При этом, выводы, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы, надлежит оценивать наряду с другими доказательствами, в том числе, с материалами проверки, проведённой в отношении испрашиваемого земельного участка и расположенного на нём объекта. Кроме того, указывается, что судом фактически решён вопрос о правах и обязанностях Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, то есть лица, не привлечённого к участию в деле. В связи с изложенным, апеллянт считает, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права, кроме того, решение подлежит безусловной отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Задков А.И. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2017 года по административному делу №2а-1569/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 13 сентября 2017 года, иск Лапа-Козловой Г.М. удовлетворён частично, признано незаконным бездействие Администрации г. Ялта Республики Крым по заявлению Лапа-Козловой Г.М. от 16 декабря 2015 года о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность рассмотреть заявление Лапа-Козловой Г.М. от 16 декабря 2015 года о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом (л.д. 23-31).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 9 октября 2018 года по административному делу №2а-1569/2017 административный иск Лапа-Козловой Г.М. удовлетворён, признано незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 29 июня 2018 года № 1085-п, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Лапа-Козловой Г.М. от 16 декабря 2015 года о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом (л.д. 19-21).
31 мая 2018 года Лапа-Козлова Г.М. вновь обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, с расположенной на нём постройкой, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 45-48).
К заявлению, помимо иных документов, был приложен технический паспорт, изготовленный по состоянию на 10 августа 2015 года на спорный жилой, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 56-59).
13 августа 2021 года Комиссией по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Комиссия) был составлен акт визуального обследования объекта самовольного строительства, согласно которому объект строительства состоит из двух этажей, имеет фундамент с цокольным этажом монолитный с плитой в основании и монолитными стенами, внешние стены легкобетонные из газосиликата, керамзитобетона, полистирола, конструктивное решение: монолитные из бетона и грунта, внутренние перегородки из газобетона, конструктивное решение: сборные (заводские элементы), перекрытия монолитные, крыша плоская - монолитная плита. Дом снабжён электричеством, водоснабжением, водоотведением, видимые повреждения отсутствуют. При этом внутренние помещения планировке и площади, отражённым в техническом паспорте БТИ, не соответствуют. Земельный участок соответствует площади и конфигурации фактически занимаемой территории. Участок не благоустроен, расположение на придомовой территории исключено (л.д. 49-51).
28 сентября 2021 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым было дано заключение из которого следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне «зона застройками индивидуальными жилыми домами», в территориальной зоне «зона индивидуальной жилой застройки ТЗ-01/1-1236», находится в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории МОГО Ялта. Участок расположен за границами зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утверждёнными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий (л.д.54-55).
Согласно выписки из протокола заседания Комиссии от 30 сентября 2021 года № 18 пунктом 1.12 рассмотрен акт осмотра объекта самовольного строительства и заключение архитектуры относительно соответствия места расположения земельного участка действующей градостроительной документации, подготовленной по заявлению Лапа-Козловой Г.М. (л.д. 52-53).
Из протокола заседания Комиссии следует, что согласно акта визуального обследования объекта самовольного строительства от 13 августа 2021 года на земельном участке расположено двухэтажное капитальное строение не законченного строительства. Фундамент с цокольным этажом, монолитная с плита в основании и монолитными стенами, стены - легкобетонные из газосиликата, керамзитобетона, полистирола (конструктивное решение: монолитные из бетона и грунта); внутренние перегородки - газобетон (конструктивное решение: сборные (заводские элементы)); перекрытие монолитные газобетон (конструктивное решение: сборные (заводские элементы)); крыша - отсутствует, залита монолитная плита, на которой продолжается строительство третьего этажа. Строение не соответствует техническому паспорту БТИ (отсутствует второй этаж). Несущие конструктивные элементы здания находятся в исправном и работоспособном состоянии. Согласно техническому паспорту БТИ строение состоит из цокольного и первого этажа, его общая площадь составляет 194,7 кв.м, год постройки здания 2010. Однако, на сегодняшний день строение не жилое, двухэтажное, с цокольным этажом. Состояние помещений не жилое, без отделки, отсутствуют некоторые окна и двери. Строение подключено к сетям водоснабжения (от соседей), электроэнергии (прямой договор), водоотведения - (выгребная яма), газификация - отсутствует, отопление - электрическое. Придомовая территория не огорожена, не благоустроена, земельный участок захламлён остатками строительного мусора. Также на заседании оглашено заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 28 сентября 2021 года.
По результатам рассмотрения, вынесено заключение, согласно которому заявление не соответствует требованиям порядка, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года №252, и не может быть рассмотрено положительно. Указано, что строение визуально не соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом паспорте (отсутствует крыша, окна, площадь не соответствует). В данном случае самовольная постройка на стадии строительства, площадь строения не соответствует технической документации, что не допустимо согласно основных условий постановления.
Решено рекомендовать Администрации города Ялта Республики Крым отказать в выдаче заключения о возможности признания самовольно выстроенной Лапа-Козловой Г.М. постройки объектом индивидуального жилищного строительства.
4 октября 2021 года Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление № 3255-п «Об отказе Лапа-Козловой Г.М. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 603 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала №» (л.д. 39-40).
В постановлении указывается, что рассмотрено заявление Лапа-Козловой Г.М. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в границах населённого пункта, с расположенной на нём постройкой, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства, заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 28 сентября 2021 года № МЕ/7920/1, рекомендации Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (протокол заседания от 30 сентября 2021 года № 18 п. 1.12), решено отказать Лапа-Козловой Г.М. в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в границах кадастрового квартала №, на основании подпункта 2 пункта 18 постановления Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства».
В рамках рассмотрения настоящего административного дела, судом первой инстанции назначалась судебная строительно-техническая экспертиза, согласно выводов которой, постройка, возведённая Лапа-Козловой Г.М. имеет прочный фундамент, строительство стен завершено, строительство перегородок и перекрытий крыши - завершено. В результате её возведения нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой не произвольное разрушение данной постройки - не допущены. Вышеуказанная постройка обладает признаками объекта недвижимости. Использование постройки для постоянного проживания без значительного объёма дополнительных строительных работ возможно. Постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Чёрного и Азовского морей. Месторасположение постройки соответствует действующей градостроительной документации муниципального образования городской округ Ялта. Существует свободный доступ к земельному участку, площадью 603 кв.м, расположенному <адрес> (л.д. 103-122).
Удовлетворяя частично административное исковое заявление, суд первой инстанции указал, что выводы ответчиков о несоответствии самовольного строения критериям, установленным пунктом 15 Порядка, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252 «Об утверждении Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства», объективными доказательствами не подтверждены, в связи с чем, пришёл к выводу, что оспариваемые истцом заключение и постановление ответчиков являются незаконными, необоснованным и нарушающим права истца на приобретение земельного участка по установленной процедуре.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (пункты «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учётом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
15 января 2015 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №66-ЗРК/2015), устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно статье 22 Закона №66-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведённый гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтён исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.
Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьёй обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтён исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьёй, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.
Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьёй в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьёй, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счёт своих средств обеспечить снос самовольных построек.
После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счёт лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счёт.
Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьёй 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 4, 5, 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» постановлением Совета министров Республики Крым №252 от 12 мая 2015 года утверждён Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).
Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены постройки, возведённые самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).
Предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Порядка).
Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подаёт в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).
Пунктами 13, 14, 15 Порядка, предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.
Заключение выдаётся на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
Заключение выдаётся при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объёма дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трёх этажей и её общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утверждёнными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утверждённой до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведённой исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Чёрного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
Согласно пункту 18 Порядка, в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.
Решение комиссии оформляется в виде протокола.
На основании решения комиссии уполномоченный орган: 1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; 2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.
В качестве правового основания для отказа Лапа-Козловой Г.С. в выдаче заключения и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в постановлении Администрации города Ялта Республики Крым от 4 октября 2021 года указан подпункт 2 пункта 18 Порядка. При этом, оспариваемое постановление не содержит указания на конкретное условие из перечисленных в пункте 15 Порядка, которому не соответствует самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>
Судебная коллегия отмечает, что решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений.
Учитывая, что административными ответчиками ненадлежащим образом и не в полной мере проведена проверка заявления административного истца, не сформулировано обоснование несоответствия заявления требованиям пункта 15 Порядка, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года № 252, судом первой инстанции верно указано на необходимость повторного рассмотрения заявления Лапа-Козловой Г.М. о возможности признания постройки, возведённой самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Установив совокупность таких условий в настоящем административном деле, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Довод апеллянта о том, что судом фактически решён вопрос о правах и обязанностях Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, то есть лица, не привлечённого к участию в деле, является несостоятельным, поскольку в настоящем административном деле оспаривается решение Комиссии по реализации прав граждан на предоставление земельных участков на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства, а также постановление Администрации города Ялта Республики Крым, которые верно определены судом в качестве административных ответчиков.
При этом частью 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям.
Указание апеллянта на то, что выводы, изложенные в заключении строительно-технической экспертизы, надлежит оценивать наряду с другими доказательствами, в том числе, с материалами проверки, проведённой в отношении испрашиваемого земельного участка и расположенного на нём объекта, не противоречит содержанию оспариваемого решения, поскольку судом дана оценка всем доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы апеллянта о нарушении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционном представлении не содержится.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2022 года по административному делу № 2а-813/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А. Дяченко
Е.И. Холодная