ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6229 от 30.08.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Галицкая Е.Ю. № 33а-6229

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2018 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,

при секретаре Владимировой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства по апелляционной жалобе администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» на решение Заводского районного суда города Саратова от 18 апреля 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил возложить на административных ответчиков обязанность очисть особо охраняемую природную территорию регионального значения «Карьер «Заплатиновка», расположенную в 0,7 км западнее муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 38 Заводского района города Саратова», от отходов производства и потребления согласно классификации отходов по ФККО под кодами 81210101724, 81220101205, 81290101724, 7319000000, 81110000000, 73130002205. Требования мотивированы тем, что в результат проверки выявлено нарушение администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация района) обязательства от 10 июня 2008 года в отношении особо охраняемой природной территории регионального значения «Карьер «Заплатиновка», в границах земельного участка складируются отходы производства и потребления, общей площадью 1960 кв. м, объемом более 80 куб. м, кроме того, расположены элементы инженерной коммуникации неустановленного назначения. Представление прокурора от 31 января 2017 года по изложенным фактам оставлено администрацией района без удовлетворения. Ссылаясь на невыполнение администрацией района обязанностей в рамках полномочий по участию в организации деятельности по сбору отходов производства и потребления, прокурор полагал, что со стороны органа местного самоуправления допущены нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Решением Заводского районного суда города Саратова от 18 апреля 2018 года на администрацию района возложена обязанность по очистке особо охраняемой территории регионального значения «Карьер «Заплатиновка» от отходов производства и потребления согласно классификации ФККО по кодам, указанным в резолютивной части решения суда; в удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация города) отказано.

Администрация района не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор апелляционной жалобы считает, что обязательства в отношении особо охраняемом природной территории регионального значения в соответствии с охранным обязательством переданы органу местного самоуправления с нарушением порядка, поскольку соответствующий закон субъектов Российской Федерации не принимался, финансирование отдельных государственных полномочий за счет средств бюджета субъекта не обеспечено, тогда как реализация возложенной судом обязанности требует значительных затрат. Считает, что, исходя из положений статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», территория, занятая указанным природным объектом, является особо охраняемой природной территорией регионального значения, в связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что данная территория является территорией муниципального образования, являются необоснованными. Полагает, что суд не учел обстоятельства того, что производство по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации района ФИО5 по статье 8.39 КоАП РФ, было прекращено решением Саратовского областного суда от 24 ноября 2017 года. Считает, что прокурором пропущен процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор ссылается на несостоятельность ее доводов, просит оставить обжалуемое решение без изменения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В примечании к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Частями 7, 8 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Территориальные подразделения относятся к органам местного самоуправления муниципального образования при наличии одновременно четырех признаков: если создание такого подразделения предусмотрено уставом муниципального образования; если такое подразделение создано представительным органом муниципального образования; если такое подразделение наделено собственными полномочиями в соответствии с уставом или положением о нем; если такое подразделение имеет статус самостоятельного юридического лица.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Администрация района входит в структуру администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденной решением Саратовской городской Думы от 03 ноября 2006 года № 11-77 «О структуре администрации города Саратова».

Приложением 2 к решению Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398 «О положениях об администрациях районов муниципального образования «Город Саратов» утверждено Положение об администрации района (далее - Положение).

Администрация района является как самостоятельным юридическим лицом, так и органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объеме, установленных Положением об администрации, а также иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Положением (Приложение № 1) задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются, в том числе, участие в организации мероприятий по охране окружающей среды (пункт 2.1.8).

Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями в сфере участия в организации мероприятий по охране окружающей среды в границах района, а именно по участию в сохранении и восстановлении природной среды на территории района, в предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на территории района, в том числе в организации общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе (пункт 3.1.11).

Вопросы местного значения внутригородского района определены частью 1 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ. Частью 2 указанной статьи установлено, что за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом вопросов местного значения городских округов.

Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией района полномочий по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации мероприятий по охране окружающей среды.

Как следует из материалов административного дела, «Карьер «Заплатиновка» является особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Согласно акту от 21 октября 2016 года № 2-С/55 в ходе обследования территории особо охраняемой природной территории регионального значения (особо охраняемого геологического объекта) «Карьер Заплатиновка» в Заводском районе город Саратова установлено, что на расстоянии 0,7 км западнее муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» Заводского района города Саратова в границах земельного участка (географические координаты № 51.506 Е45.9062, № 51.5047 Е45.9046, № 51.5049 Е45.9037, № 51.5057 Е45.9045, № 51.5061 Е45.905, № 51.5063 Е 45.9055) на площади 1,33 га расположен особо охраняемый геологический объект - «Карьер Заплатиновка», на территории которого имеет место захламление земельного участка отходами производства и потребления (древесными отходами от сноса и разборки зданий, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, твердые коммунальные отходы, отходы грунта при проведении землеройных работ, отходы от обрезки деревьев и кустарников) на общей площади 1960 кв. м в объеме более 80 куб. м.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям отнесены памятники природы.

В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Статьей 59 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определен правовой режим охраны природных объектов.

В силу пункта 2 указанной статьи запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями предусмотрено статьей 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно пункту 3 которой органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10 июня 2008 года комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области администрации района выдано охранное обязательство на особо охраняемую природную территорию регионального значения «Карьер «Заплатиновка».

Согласно данному охранному обязательству администрация района города Саратова обязалась обеспечить выполнение указанного в паспорте особо охраняемой природной территории (далее - паспорт ООПТ) установленного режима особой охраны, своевременно принимать меры по пресечению нарушения режима особой охраны особо охраняемой природной территории, а также по устранению последствий нарушений для приведения особо охраняемой природной территории в надлежащее состояние, немедленно извещать органы государственного экологического контроля о нарушении указанного режима особой охраны.

Паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения (особо охраняемого геологического объекта) «Карьер Заплатиновка» предусмотрен запрет на захоронение бытовых и промышленных отходов, проведение раскопок с целью добычи фоссильного материала, строительство и прокладка коммуникаций, иные виды хозяйственной деятельности, не соответствующие целям особо охраняемой природной территории; режим охранной зоны отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, выявленных на земельных участках в пределах внутригородского района, лежит на администрации района.

При этом судебная коллегия исходит из того, что выданное администрации района охранное обязательство является действующим, решения, на основании которых оно выдано, в установленном законом порядке не оспорены.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 3.1, 4, 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

При таком положении само по себе несогласие держателя охранного обязательства с наличием обязанности по его исполнению не освобождает администрацию района от его исполнения.

Необоснованным является довод жалобы об освобождении администрации района от возложенной судом обязанности в связи с принятым судьей Саратовского областного суда 24 ноября 2017 года решением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, возбужденном по факту вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства в отношении начальника отдела благоустройства и муниципального контроля администрации района ФИО5, поскольку предметом проверки по данному делу об административном правонарушении являлось наличие или отсутствие вины должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения с учетом возложенных на данное лицо должностных обязанностей.

Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы об обращении прокурора в суд с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ. Так, возложенная на администрацию района обязанность на момент вынесения обжалуемого решения не исполнена, в связи с чем бездействие администрации района носит длящийся характер, а административный истец на протяжении всего времени бездействия органа местного самоуправления имеет право на судебную защиту в порядке статьи 39 КАС РФ, в силу чего процессуальный срок, установленный статьей 219 КАС Российской Федерации, на дату обращения административного истца в суд не пропущен.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался административный ответчик в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 310 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: