Дело № 33а-6254/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Наседкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, Отделению по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Хабаровску, УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Хабаровску о признании решения незаконным, восстановлении в правах, возложении определенных обязанностей, по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 июня 2018 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя УМВД России по Хабаровскому краю ФИО6,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, Отделению по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Хабаровску, УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Хабаровску о признании решения об отказе в выдаче паспорта РФ незаконным, восстановлении в правах, возложении определенных обязанностей, ссылаясь на то, что в 2003 году прибыл в г. Хабаровск, где проживал и проживает по настоящее время, имеет гражданство РФ, постоянную регистрацию, пятерых детей, является индивидуальным предпринимателем, своевременно оплачивает обязательные платежи в бюджет, в собственности имеется недвижимое имущество в г.Хабаровске. В апреле 2017 отделением по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю произведено изъятие выданного ему паспорта, по тем основаниям, что паспорт был выдан в нарушение установленного порядка (оформлен на утраченном/похищенном бланке паспорта). Между тем ФИО5 действующее законодательство по оформлению паспорта не нарушалось. Ненадлежащее исполнение работниками паспортной службы своих обязанностей не может являться основанием для умаления прав лица, на законном основании получившего паспорт гражданина РФ в 2003 году. 01.11.2017 истцу в выдаче разрешения на временное проживание отказано, со ссылкой на то, что он выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ. Указывает, что изъятие у него паспорта влечет вмешательство в личную, семейную жизнь, нарушает Конвенцию о защите прав человека. Считает, что фактом изъятия паспорта истец фактически был лишен гражданства РФ. Просит суд восстановить его в гражданстве Российской Федерации, признать незаконным решение об изъятии паспорта, выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.06.2018 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО5 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования. В апреле 2017 года отделением по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю было произведено изъятие выданного ему в 2003 году паспорта гражданина РФ. В соответствующем акте основанием изъятия паспорта указано, что данный паспорт был выдан в нарушение установленного порядка/оформленного на утраченном (похищенном) бланке паспорта серии №, выданного № 23.12.2011-23.12.2021 г., то есть спустя 14 лет со дня выдачи паспорта факта его оформления на утраченном (похищенном) бланке паспорта, при этом решение о прекращении гражданства РФ в отношении его уполномоченным органом в области миграции не принималось, как и не принималось и заключения о признании его не приобретшим гражданства РФ. Однако им не нарушались какие-либо нормативные акты по оформлению (получению) паспорта гражданина РФ, отсутствуют факты, указывающие на использование истцом каких-либо подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений при получении паспорта гражданина РФ. Полагает, что ненадлежащее использование работниками паспортной службы своих обязанностей не может являться основанием для умаления его прав как лица, на законных основаниях получившего паспорт гражданина РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель УМВД России по Хабаровскому краю ФИО6, пояснила, что основанием для признания недействительным паспорта гражданина РФ – административного истца послужили результаты проведенной проверки, в результате которой было установлено отсутствие у него принадлежности к гражданству. Просит решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены, сведения о причинах неявки не представили. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно принято при правильном применении норм материального права, на основании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Согласно п.«а» статьи 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 7 статьи 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались статьей 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", подлежащей применению в данном деле в силу статьи 4 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Согласно пункту «а» части 1 данной статьи гражданство Российской Федерации приобретается в результате его признания.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления Закона в силу, то есть на 06 февраля 1992 года, если в течение одного года после этого они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами РФ, при этом обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.
Как установлено судом, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, выдан паспорт Российской Федерации № УВД Железнодорожного района г. Хабаровска.
В результате проверки, проведенной инспектором по особым поручениям отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО2, выявлено, что паспорт № был оформлен на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии №, оформленного ОВД Ленинского райисполкома Таджикской ССР 30.06.1988 года.
Согласно карточки прописки по форме 16, ФИО5 с 01.01.1990 года по 01.01.1995 года имел регистрацию по месту жительства по <адрес>, однако при проведении проверки данные сведения не подтвердились.
По информации, предоставленной отделом по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска военного комиссариата Хабаровского края, ФИО5 с 1989 года по 1991 год проходил срочную службу в г. Брянске, по окончании прохождения военной службы убыл в г. Душанбе.
Управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю документами, подтверждающими проживание административного истца на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 год, до 06.02.1992 года не располагает.
В результате проверки по имеющимся ГУВМ МВД России и КД МИД России учета лиц, изменивших гражданство на территории России и за ее пределами установлено отсутствие сведений относительно ФИО5, а следовательно, он не может быть признан состоящим в гражданстве Российской Федерации. По результатам проверки инспектором по особым поручениям отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО2 составлено заключение №, утвержденное начальником УМВД России по Хабаровскому краю ФИО1 от 10.12.2016 года.
20.03.2017 года старшим инспектором по особым поручениям отдела по работе с гражданами Российской Федерации УВМ УМВД России по Хабаровскому краю ФИО3 составлено заключение, утвержденное начальником УВМ УМВД России по Хабаровскому краю ФИО4, о проверке обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации ФИО5, из которого следует, что в установленном порядке ФИО5 гражданство Российской Федерации не приобретал, факт его постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 года не подтвержден, указывает на отсутствие у ФИО5 гражданства Российской Федерации, в связи с чем он не может быть признан состоящим в гражданстве Российской Федерации, а паспорт гражданина Российской Федерации № УВД Железнодорожного района г.Хабаровска в нарушении требований п.23 Инструкции о порядке выдачи, замены учета и хранения паспортов граждан Российской Федерации, необоснованно выдан лицу, не состоящему в гражданстве Российской Федерации.
06.04.2017 года у ФИО5 паспорт № УВД Железнодорожного района г. Хабаровска, был изъят о чем составлен Акт.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. №232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации 8 июля 1997 г. издано Постановление №828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
В силу пункта 7 Постановления паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
Согласно пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, уполномоченным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ №828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяется на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил.
Поскольку ФИО5 гражданство Российской Федерации не приобретено, оснований для восстановления его в гражданстве Российской Федерации не имелось.
В связи с этим изъятие паспорта у ФИО5 миграционным органом правомерно и в полной мере соответствует требованиям пункта 7 Постановления Правительства РФ N 828 от 08 июля 1997 г., согласно которому в случае установления факта выдачи паспорта в нарушение установленного порядка или оформления на утраченном (похищенном) бланке паспорта паспорт подлежит изъятию органом внутренних дел РФ или подразделением, выявившими такой паспорт.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признание принадлежности к гражданству Российской Федерации лиц, родившихся на территории Российской Федерации (РСФСР), не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст.13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 они считаются состоявшими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с названной нормой права, действовавшей до 1 июля 2002 года, гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Согласно Указу Президента РФ от 24.10.1994 №2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", действовавшим до 1 июля 2002 года - за исключением статей 18-20, статьи 41, которые подлежат применению до настоящего времени, в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, было постановлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст. 1112) считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Органам внутренних дел Российской Федерации оформлять материалы о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, независимо от срока их регистрации (прописки) на территории России по месту жительства.
Согласно п.45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325; в редакции от 31 декабря 2003 г.) наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.
Как видно из материалов дела, что ФИО5 октября 1991 года по 1996 год находился в Таджикистане, не возвращался на территорию России до 6 февраля 1992 года и не имел документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, в установленном законодательтсвом о гражданстве РФ порядке гражданство РФ не приобретал, заявление о приеме в гражданство РФ в уполномоченный орган не подавал, т.е. личное волеизъявление об оформлении гражданства Российской Федерации не выражал.
При таком положении суда отсутствовали правовые основания согласиться с утверждениями ФИО5 о приобретении им гражданства Российской Федерации на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9,11 статьи 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Тогда как факт нарушения его прав, свобод и законных интересов ФИО5 не доказан.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 июня 2018 года,
по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, Отделению по Железнодорожному району отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Хабаровску, УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Хабаровску о признании решения незаконным, восстановлении в правах, возложении определенных обязанностей – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Унтевская Е.Л.
Судьи: Позднякова О.Ю.
Романова И.А.