ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6256 от 23.11.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Заостровцева И.А. стр.62, г/п 0 руб.

Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33а-6256 23 ноября 2015 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,

судей Пыжовой И.А. и Рудь Т.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства в г. Архангельске 23 ноября 2015 года дело по частной жалобе Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области на определение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 09 октября 2015 года, которым определено:

«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество и земельному налогу - оставить без движения.

Предложить административному истцу в срок до 6 ноября 2015 года оформить административное исковое заявление в соответствии с требованиями ст.ст. 125-126, ст. 287 КАС РФ, устранив следующие недостатки:

- указать в исковом заявлении полные сведения об административном истце (для организации сведения о ее государственной регистрации, адреса электронной почты) и административном ответчике (место рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны));

- представить доказательства, направления административному ответчику копий административного искового заявления и документов, и доказательства подтверждающие получение административным ответчиком ФИО1 копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

- приложить к административному иску надлежащим образом заверенную копию доверенности, подтверждающую полномочия представителя на подписание и подачу иска в суд, а также надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, подтверждающие полномочия руководителя на подписание доверенности;

- указать в административном исковом заявлении расчет денежной суммы, составляющей санкцию, который позволит проверить правильность арифметических действий, производимых административным истцом.

Разъяснить, что при выполнении указаний судьи административное исковое заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 налога на имущество в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб., пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб.

Судья вынес указанное определение, с которым не согласилась Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области.

В частной жалобе просит определение судьи отменить в части представления доказательств, подтверждающих направление заявления и приложенных к нему документов в адрес ответчика; представления учредительных документов, подтверждающих полномочия руководителя; указания в административном исковом заявлении расчета денежной суммы, составляющей санкцию. Указано, что Инспекцией в соответствии со ст. 126 КАС РФ было направлено в суд административное исковое заявление с документами, подтверждающими заявленные требования, в двух экземплярах (1 – для суда, 2 – для ответчика). Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Согласно п. 9.4 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» руководитель Федеральной налоговой службы назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы по субъектам Российской Федерации, руководителей инспекций Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня. Таким образом, полномочия руководителя Инспекции подтверждаются не учредительными документами, а выпиской из приказа. К исковому заявлению приложены уведомления с расчетом налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при этом указаны вид объекта налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сумма налога к уплате. В уведомлении за ДД.ММ.ГГГГ дан расчет налога на имущество и итоговая сумма налога к уплате в размере <данные изъяты> руб., в уведомлении за ДД.ММ.ГГГГ - расчет налога на имущество и итоговая сумма налога к уплате в размере <данные изъяты> руб., в уведомлении за ДД.ММ.ГГГГ - расчет налога на имущество и итоговая сумма налога к уплате в размере <данные изъяты> руб. Взыскиваемая сумма налога на имущество, указанная в заявлении, составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>). В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 287 КАС РФ Инспекцией к исковому заявлению приложены документы, подтверждающие расчет денежной суммы и позволяющие проверить арифметическую правильность начисленной недоимки по налогу на имущество. Расчет пени также был приложен к заявлению.

В соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В силу п.п. 2, 3, 8 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны); иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

На основании ч. 7 ст. 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

К административному исковому заявлению прилагаются, в том числе уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют; доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем; иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (п.п. 1, 5, 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

Согласно ст. 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны: сведения, предусмотренные п.п. 1 - 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 настоящего Кодекса; наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (ч. 1).

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 настоящего Кодекса (ч. 2).

Установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований ст.ст. 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, судья в соответствии с ч. 1 ст. 130 КАС РФ выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Оставляя административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области без движения, судья исходил из того, что оно подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 125, 126, 287 КАС РФ, поскольку в иске не указаны полные сведения об административном истце (сведения о государственной регистрации, адреса электронной почты) и административном ответчике (место рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), расчет денежной суммы, а также к иску не приложены доказательства направления административному ответчику копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, надлежащим образом заверенная копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя на подписание и подачу иска в суд, а также надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, подтверждающие полномочия руководителя на подписание доверенности.

В части требований судьи о необходимости указать полные сведения об административном истце и административном ответчике, приложить к административному исковому заявлению надлежащим образом заверенную копию доверенности, подтверждающей полномочия представителя на подписание и подачу иска в суд, определение не обжалуется, его законность в этой части сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Применительно к положениям п. 5 ч. 1 ст. 287 КАС РФ под расчетом следует понимать арифметические действия, результатом которых являются взыскиваемые денежные суммы.

Вместе с тем, указанных сведений, как в административном исковом заявлении, так и в приложенных к нему материалах не содержится.

Исполняя публичную функцию по взысканию задолженности, налоговый орган при обращении в суд должен сформировать расчет таким образом, чтобы его можно было проверить на предмет соответствия действительности, и ответчик мог представить суду возражения по существу спора.

Учитывая, что истцом к административному исковому заявлению не приложено уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение ответчику направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, в административном исковом заявлении отсутствует расчет взыскиваемых сумм, у судьи имелись основания для оставления административного искового заявления без движения.

Доводы частной жалобы о том, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов направлены в суд административным истцом для вручения их ответчику, а также, что расчет взыскиваемых сумм содержится в приложенных к исковому заявлению документах не свидетельствуют о незаконности определения судьи, поскольку основаны на неправильном толковании процессуального закона.

Между тем, указание судьи о представлении копии учредительных документов, подтверждающих полномочия руководителя налогового органа на подписание доверенности, является незаконным.

Согласно ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение (ч. 2 ст. 57 КАС РФ).

Указом Президента РФ от 15.03.2005 № 295 «Вопросы Федеральной налоговой службы» установлено, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляет исключительно руководитель Федеральной налоговой службы. Аналогичная норма содержится в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, согласно п. 9.4 которого руководитель ФНС России назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы по субъектам Российской Федерации, руководителей инспекций Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня.

Приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н утверждено Типовое положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, согласно п. 8 которого инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

При таких обстоятельствах, поскольку полномочия руководителя налогового органа подтверждаются выпиской из приказа о назначении на должность, а не учредительными документами, то определение судьи в части указания о представлении копии учредительных документов, подтверждающих полномочия руководителя налогового органа на подписание доверенности, не может быть признано законным и подлежит отмене. В остальной части определение судьи является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Определение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 09 октября 2015 года отменить в части указания о представлении копии учредительных документов, подтверждающих полномочия руководителя налогового органа на подписание доверенности, в остальной части определение судьи оставить без изменения.

Председательствующий Н.П.Рассошенко

Судьи И.А.Пыжова

Т.Н.Рудь