№ 33a-6272/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 06 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Муратовой С.В., Волковой Е.И.,
при секретаре Гринь Н.В.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении требований об отмене регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО2
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., объяснения представителя административного истца ФИО1о - ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и полагавшую решение суда незаконным, возражения административного ответчика ФИО2, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, представителя территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 –ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Махмудова Э.Т. о том, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
кандидат в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО1 обратился в суд с административным иском к кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО2, территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 3 об отмене регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО2
В обоснование заявленных требований истец указал, что 31.07.2019 года решением территориальной избирательной комиссии Выборгского муниципального района (далее - ТИК) № 39/516 отказано в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 (далее совет депутатов по избирательному округу №3) ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения. Административный истец полагает, что в ходе проведения предвыборной агитации кандидат ФИО2 злоупотребил свободой массовой информации, разместив на своей странице в социальной сети «В Контакте», и на иных страницах сети Интернет агитационные материалы в свою поддержку, чем нарушил статью 56 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Так, 24.08.2019 г. в 22:28 ФИО2 разместил на своей странице на сайте социальной сети «ВКонтакте» информацию, являющуюся предвыборной агитацией. ФИО2 не оплатил агитационные материалы, чем нарушил интеллектуальные права собственника сайта «ВКонтакте», и не представил их в ТИК Выборгского муниципального района, используя возможности электронного СМИ, ФИО2 получил незаконное преимущество перед другими кандидатами в депутаты. Кроме изложенного, по мнению истца решение ТИК от 10.08.2019 года № 44/535 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты вынесено с нарушением норм законодательства о выборах и подлежит отмене, так как повторное рассмотрение территориальной избирательной комиссией подписи избирателя в подписном листе и признание её действительной, противоречит пункту 7 статьи 38 ФЗ-67.
Административный истец просит отменить регистрацию кандидата в депутаты совета депутатов муниципального, образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 ФИО2 (л.д.9).
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец не явился, направил своего представителя по доверенности ФИО3, которая иск поддержала.
Административный ответчик ФИО2 иск не признал. Пояснил, что информацию в социальной сети «Вконтакте» размещает в целях информирования граждан о своей общественной деятельности.
Представитель административного ответчика ТИК Выборгского муниципального района, ФИО4, действующий по доверенности, решение по делу оставил на усмотрение суда.
Прокурор в суде первой инстанции дала заключение об обоснованности административного иска.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.09.2019 г. в заявленных требованиях отказано полностью (л.д.1112-116).
Административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой он не согласился с оценкой, данной судом размещенным ответчиком материалам в социальной сети, кроме того указал, что о регистрации ФИО2 в качестве кандидата 10.08.2019 г. не был информирован, поскольку данные сведения ТИК не опубликовали, суд неправомерно применил норму о пропуске срока, поскольку об этом никто не заявлял (л.д.121).
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).
Судебная коллегия, рассмотрев, представленные в материалах дела распечатки со страницы ФИО2, в социальной сети "ВКонтакте", проанализировав их содержание и учитывая, что размещенные материалы содержат сведения о биографических данных ФИО2, профессиональной и общественной деятельности, не содержат каких-либо призывов к голосованию за ФИО2, а также его предвыборную программу, пришла к выводу о том, что данная информация не содержит признаков предвыборной агитации, перечисленных в пункте 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить избирателей голосовать за определенного кандидата или против него. Оценка действительного характера указанных сведений, уровень информативности текстов свидетельствуют об отсутствии агитационного характера данного материала в оспариваемой части.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П, отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что данные материалы направлены на избирателей и преследуют цель склонить избирателей к голосованию за ФИО2, довод о том, что ФИО2 использовал социальную сеть "ВКонтакте", чем нарушил авторское право правообладателей данных сетей – не может быть принят во внимание, как основанный на неверном толковании действий ФИО2 при использовании социальной сети, как пользователя, то есть размещение им информации на своей персональной странице, либо в группе, созданной, хотя и в открытом доступе, но при условии подписки на новости группы - не может быть расценено, как нарушение авторских прав владельцев социальной сети.
Отсутствие оценки изложенных фактических данных судом первой инстанции - не привело к вынесению неверного решения.
Доводы апелляционной жалобы, относительно отсутствия у суда первой инстанции оснований для применения положений части 4 ст.240 КАС РФ, поскольку решение ТИК №44/535 от 10.08.2019 г. не было опубликовано – нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства, однако на правильность выводов суда не повлияли.
В суде апелляционной инстанции, представитель ТИК Выборгского муниципального района подтвердил, что решение №44/535 от 10.08.2019 г. было опубликовано лишь 03.09.2019 г., однако данный довод не имеет правового значения для при разрешении апелляционной жалобы, поскольку административным истцом заявлено требование именно об отмене регистрации кандидата, тогда как решение №44/535 от 10.08.2019 г. ранее не оспорено и не оспаривается.
Согласно части 6 статьи 305 КАС РФ апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившая в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее, чем за два дня до дня голосования.
Поскольку голосование по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 назначено на 8 сентября 2019 г., в настоящее время принятие решения об удовлетворении данного административного искового заявления в силу прямого запрета закона невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 02 сентября 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Красоткина Ю.В.