ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6273/2022 от 15.03.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №33а-6273/2022

Судья: Петий С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего:

Ильичевой Е.В.

судей:

Есениной Т.В.,

Поповой Е.И.

при секретаре:

Шибановой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 марта 2022 года апелляционную жалобу Романовской А. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2021 года по административному делу № 2а-1251/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №24 по Санкт-Петербургу к Романовской А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,

выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №24 по Санкт-Петербургу – Рустамова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №24 по Санкт-Петербургу (далее по тексту решения – МИФНС России № 24) обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Романовской А.В., просила взыскать с административного ответчика:

- недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2016 год в размере 68 051 рублей и пени по состоянию на 7 августа 2020 года в размере 23 498,29 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3 796,85 рублей и пени по состоянию на 7 августа 2020 год в размере 1 247,33 рублей;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1 752,10 рублей и пени по состоянию на 7 августа 2020 год в размере 495,58 рублей и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 8 932,26 рублей и пени по состоянию на 7 августа 2020 год в размере 2 526,50 рублей.

В обосновании требований административный истец указал, что Романовская А.В. в период с 25 марта 2015 года по 18 мая 2017 года осуществляла предпринимательскую деятельность. Обязанность по уплате налоговых платежей в заявленный период, а также пени не исполнена.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2021 года заявленные требования административного истца удовлетворены.

С Романовской А.В. в пользу МИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу взыскана недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2016 год, в размере 68 051 рублей и пени в размере 23 498 рублей 29 копеек, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3 796 рублей 85 копеек и пени в размере 1 247 рублей 33 копейки, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1 752 рублей 10 копеек и пени в размере 495 рублей 58 копеек и недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 8 932 рублей 26 копеек и пени в размере 2 526 рублей 50 копеек, а всего 110 299 рублей 91 копеек.

С Романовской А.В. в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 3 406 рублей.

В апелляционной жалобе Романовская А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.

В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Романовская А.В. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя МИФНС, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в установленный законом срок административный ответчик обязательства по уплате налоговых платежей не исполнил. В связи этим требования налогового органа были удовлетворены.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания страховых взносов за 2016 год по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Романовская А.В. в период с 25 марта 2015 года по 18 мая 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации и выбором в качестве объекта налогообложения доходы.

23 июля 2017 года МИФНС № 24 направила в адрес Романовской А.В. почтой требование № 136619 о необходимости в срок до 8 августа 2017 года погасить задолженность по уплате налога на доходы в размере 68051 рублей и пени в размере 5029,41 рублей.

30 октября и 4 декабря 2017 года административным истцом в адрес административного ответчика направлены требования № 158038 и № 165022 о необходимости в срок до 20 ноября 2017 года и 12 декабря 2017 года соответственно погасить имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Поскольку требования налогового органа по уплате указанных взносов в установленный срок Романовская А.В. не исполнила, МИФНС № 24 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанных в требованиях сумм взносов и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 130 Санкт-Петербурга от 14 января 2020 года по заявлению административного ответчика отменен судебный приказ, выданный 16 декабря 2019 года МИФНС России № 24 по Санкт-Петербургу на взыскание с Романовской А.В. налоговой недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, организациями и индивидуальными предпринимателями применяется упрощенная система налогообложения.

В силу пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения заменяет для индивидуального предпринимателя уплату налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, в частности, уплату налога на доходы физических лиц и налога на имущество (в отношении доходов от предпринимательской деятельности и имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В силу пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Положениями статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 2.1, 3 и 4 настоящей статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Согласно пункту 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 настоящей статьи.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как определено в статье 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Так, материалами дела установлено, что 30 апреля 2017 года Романовская А.В. представила налоговую декларацию за 2016 год № 69794303.

По итогам налоговой проверки административному ответчику установлена сумма налога на доходы в размере 68 051 руб., в т.ч. 24 202 рублей – авансовый платеж за 1-ое полугодие 2016 года, 21 068 руб. – авансовый платеж за 9 месяцев 2016 года, 22 763 руб. – налог за налоговый период 2016 года.

Порядок уплаты страховых взносов до 1 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Порядок уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года урегулирован положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии положениями главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации относится к категории федеральных налогов и сборов (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а так же физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 207 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 224, статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации доход от источников в Российской Федерации, полученный физическим лицом - налоговым резидентом РФ, облагается по ставке 13%. Для доходов, в отношении которых предусмотрена данная налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статей 228 и 229 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получившие доходы от источников в РФ обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), представить в налоговый орган по месту своего учёта налоговую декларацию и не позднее 15 июля того же года уплатить самостоятельно исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.

В соответствии со статьями 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах, об источниках доходов, о налоговой базе, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, определяется статьей 430 Налогового кодекса в редакции, действующей в юридически значимый период.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются страховщиками, не производящими выплаты физическим лицам, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками – индивидуальными предпринимателями, в установленный законом срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Материалами дела установлено, что налоговые требования направлены в адрес административного ответчика посредством почтового отправления, в установленные налоговым законодательством сроки.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части взыскания с административного ответчика недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в виду следующего.

На дату возникновения спорных правоотношений по оплате названного взноса исчисление и уплата страховых взносов, взыскание недоимки по страховым взносам регулировались положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

В силу статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, помимо прочих, являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Общим правилом части 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно статье 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона,

В силу части 2 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Перенос срока уплаты налога Закон № 212-ФЗ не предусматривал.

В силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Поскольку предъявленная к взысканию сумма недоимки и пени, начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год, имела место по состоянию на 1 января 2017 года (срок оплаты взноса 31 декабря), то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежала списанию налоговым органом; который с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку в настоящее время оснований для взыскания с административного ответчика суммы задолженности в счет уплаты отыскиваемых платежей за 2016 год и пени в связи с неисполнением обязанности по их уплате, не имеется.

Рассматривая довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, судебная коллегия приходит к следующему

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Из материалов настоящего дела следует, что рассматриваемый административный иск поступил в Невский районный суд Санкт-Петербурга 12 августа 2020 года, то есть за пределами установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа (14 января 2020 года).

При подаче административного иска МИФНС № 24 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Учитывая положения Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и в целях реализации дополнительных мер, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге, установленных Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 №121 (в редакции, действующей на момент вынесения решения судом первой инстанции) «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которыми предусмотрено установление и реализация комплекса дополнительных ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе соблюдения социальной дистанции и режима самоизоляции гражданами.

По смыслу разъяснений, данных в пункте 4 раздела I «Вопросы применения процессуального законодательства» Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года (в котором именно содержатся разъяснения по вопросу о том являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков), сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

При изложенных обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии недобросовестности административного истца и злоупотреблении им процессуальными правами, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно учёл незначительный период пропуска процессуального срока, принял во внимание приведенные выше разъяснения и все обстоятельства, при которых этот срок был пропущен, и пришел к выводу о восстановлении административному истцу пропущенного процессуального срока.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из представленных в материалы дела налоговых требований об уплате налога, определения об отмене судебного приказа, судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налога налоговым органом была соблюдена. Представленный налоговым органом расчет задолженности и пени в части не касающейся недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год признается судебной коллегией арифметически верным, административным ответчиком не оспорен.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2021 года отменить в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3796,85 рублей и пени в размере 1247,33 рублей.

Отказать в удовлетворении требований о взыскании указанной недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3796,85 рублей и пени в размере 1247,33 рублей отказать.

Изменить решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2021 года в части взыскания государственной пошлины.

Взыскать с Романовской А. В. в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 3305 рублей.

В остальной части решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий:

Судьи: