Судья Колесников Д.Ю. Дело № 33а-6283/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июня 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 28 марта 2016 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просила признать незаконными действия (бездействие) Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – УФК по Алтайскому краю) по неисполнению взысканий по исполнительным листам ***, ***, *** и требований по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в нарушение ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возложить на административного ответчика обязанность приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) в целях исполнения взыскания по исполнительному листу *** в соответствии со ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 в УФК по Алтайскому краю предъявлены к исполнению исполнительные листы о взыскании с администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО1 судебных расходов в размере <данные изъяты> руб. (исполнительный лист ***), компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. (исполнительный лист ***), оплаты за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. (исполнительный лист ***). По состоянию на ДД.ММ.ГГ должником требования указанных исполнительных листов не исполнены, однако административным ответчиуом в нарушение положений п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 28 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия (бездействия) УФК по Алтайскому краю, выразившиеся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Павловского района Алтайского края до полного исполнения взысканий по исполнительному листу серия ***. На административного ответчика возложена обязанность приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Павловского района Алтайского края до полного исполнения взыскания по исполнительному листу серия ***. С УФК по Алтайскому краю в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе УФК по Алтайскому краю просит решение суда в части удовлетворения требований отменить и принять новое решение об отказе в их удовлетворении. Указывает, что Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации, на который сослался суд в обжалуемом решении, не подлежит применению к спорным правоотношениям. В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства администрации Павловского района открыты лицевой счет главного распорядителя (распорядителя бюджетных средств) – код 01, лицевой счет получателя бюджетных средств – код 03, лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, – код 05. Для осуществления операций по расходованию средств на счетах предназначен лицевой счет получателя бюджетных средств (код 03), операции по которому были приостановлены на основании п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На лицевые счета с кодом 01 и 05 не распространяются положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях ФИО1 и ее представитель ФИО2 просят оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель УФК по Алтайскому краю ФИО3, поддержавший доводы апелляционной жалобы, ФИО1 и ее представитель ФИО2, возражавшие против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 той же статьи установлено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений закреплен в ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7).
Из анализа приведенных норм следует, что приостановлению подлежат операции по тем лицевым счетам, которые открыты должнику как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Как усматривается из материалов дела, решением Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 139-142, том 1).
На основании данного судебного акта ДД.ММ.ГГ выдан исполнительный лист ***, который поступил на исполнение в УФК по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ (л.д.143-152, том 1).
ДД.ММ.ГГ УФК по Алтайскому краю направило в адрес должника уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости предоставления в течение 10 рабочих дней информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федераций, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа (л.д.155, том 1).
ДД.ММ.ГГ администрация Павловского района Алтайского края направила информацию об источнике образования задолженности.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа *** должнику ДД.ММ.ГГ направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) (л.д. 160, том 1).
ДД.ММ.ГГ взыскателю направлено уведомление о неисполнении должником требований указанного исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГ в связи с изменением кодов бюджетной классификации администрация Павловского района Алтайского края направила в адрес управления уточненную информацию.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ*** взыскателю произведена оплата компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. во исполнение исполнительного листа *** (л.д. 168, том 1).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГ исполнительный документ возвращен в Павловский районный суд с отметкой о полном исполнении требований исполнительного документа.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ с администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. (л.д.175-179).
Исполнительный лист *** поступил на исполнение в УФК по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ.
УФК по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ направило в адрес должника уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости предоставления в течение 10 рабочих дней информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федераций, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 193, том 1).
ДД.ММ.ГГ администрация Павловского района Алтайского направила информацию об источнике образования задолженности.
ДД.ММ.ГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа *** должнику направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетаx до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) (л.д.197, том 1).
ФИО1ДД.ММ.ГГ направлено уведомление о неисполнении должником требований указанного исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГ в связи с изменением кодов бюджетной классификации администрация Павловского района Алтайского края направила в адрес управления уточненную информацию.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ*** взыскателю произведена оплата судебных расходов в размере <данные изъяты> руб. во исполнение исполнительного листа ФС *** (л.д. 205, том 1).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГ исполнительный документ возвращен в Павловский районный суд с отметкой о полном исполнении требований исполнительного документа.
Таким образом, требования исполнительных листов *** и *** должником исполнены в полном объеме, нарушений вышеприведенных положений закона не установлено, в удовлетворении данной части требований проверяемым решением суда отказано.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий УФК по неприостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Павловского района Алтайского края до полного исполнения взысканий по исполнительному листу серия ***, выданному на основании решения Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о взыскании с администрации Павловского района Алтайского края в пользу ФИО1 суммы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб. и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 85-98, том 1).
При этом судом установлено, что ДД.ММ.ГГ исполнительный лист *** поступил в УФК по Алтайскому краю на исполнение.
ДД.ММ.ГГ Управление направило в адрес должника уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости предоставления в течение 10 рабочих дней информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федераций, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 110, том 1).
ДД.ММ.ГГ администрация Павловского района Алтайского края направила информацию об источнике образования задолженности.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГ*** взыскателю произведена оплата компенсации морального вреда в размере 20000 руб. (л.д. 112, том 1).
ДД.ММ.ГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа ВС *** должнику направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетаx до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) (л.д.118, том 1).
ФИО1ДД.ММ.ГГ направлено уведомление о неисполнении должником требований указанного исполнительного документа.
Удовлетворяя заявленные требования относительно действий УФК по данному исполнительному документу ВС ***, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение положений п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации административным ответчиком не приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, не исполнившего требования этого исполнительного документа в трехмесячный срок.
С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Действительно, из материалов дела усматривается, что УФК по Алтайскому краю администрации Павловского района Алтайского края открыты следующие счета:
- лицевой счет распорядителя бюджетных средств ***, открыт ДД.ММ.ГГ (код - 01),
- лицевой счет получателя бюджетных средств ***, открыт ДД.ММ.ГГ (код - 03),
- лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств ***, открыт ДД.ММ.ГГ (код 05).
Вместе с тем, как обоснованно отмечено в апелляционной жалобе, лицевые счета распорядителя бюджетных средств (код - 01) и учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств *** (код 05), не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, в связи с чем на указанные лицевые счета не распространяются положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца об обратном основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Исходя из анализа вышеприведенных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, не вправе самостоятельно (без платежного поручения на перечисление средств, представленного должником) перечислять денежные средства во исполнение требований исполнительного документа. Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает на указанный орган обязанность при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе.
Указанная обязанность административным ответчиком исполнена, ДД.ММ.ГГ в связи с неисполнением требований исполнительного документа *** должнику направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетаx до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) (л.д.118, том 1). При этом операции по расходованию средств приостановлены на лицевом счете получателя бюджетных средств *** (код - 03).
Ссылка административного истца на то, что операции по указанному счету неоднократно возобновлялись, несостоятельна. Из материалов дела следует, что операции по лицевому счету (код 03) ДД.ММ.ГГ, а в последующем ДД.ММ.ГГ были приостановлены в рамках исполнения требований исполнительных листов ***, *** (соответственно). Поскольку трехмесячный срок для исполнения исполнительного документа *** истек ДД.ММ.ГГ, то оснований для сохранения приостановления операций по спорному счету после исполнения требований исполнительных листов ***, *** (ДД.ММ.ГГ), не имелось. Следовательно, УФК по Алтайскому краю правомерно ДД.ММ.ГГ возобновило приостановленные операции по лицевым счетам должника. После истечения трехмесячного срока для исполнения исполнительного документа *** (ДД.ММ.ГГ) операции по лицевым счетам были приостановлены, о чем должнику ДД.ММ.ГГ направлено уведомление.
Таким образом, все заявленные требования не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия) УФК по Алтайскому краю, выразившихся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Павловского района Алтайского края до полного исполнения взысканий по исполнительному листу серия ***, возложении на административного ответчика обязанности приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Павловского района Алтайского края до полного исполнения взыскания по исполнительному листу серия ***, и о взыскании с административного истца в пользу ФИО1 государственной пошлины подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 28 марта 2016 года в части удовлетворения заявленных требований и взыскания с Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в пользу ФИО1 государственной пошлины отменить, принять в данной части новое решение.
Отказать ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконными действия (бездействия) Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи