ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6305/2021 от 05.10.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Хабибулин А. С. дело № 33а-6305/2021

Номер дела в суде первой инстанции 2а-422/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2021 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

председательствующего судьи Симоновича В. Г.,

судей Начарова Д. В., Назарука М. В.,

при секретаре Кулькиной И. Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации города Югорска о признании недействующим нормативного правового акта,

по апелляционной жалобе акционерного общества «Югра – Экология» на решение Югорского районного суда от 22 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., объяснения административного истца Хорищенко Е. А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Валинуровой О. С., просившей апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, заключение прокурора Казакова Р. А., полагавшего на отсутствие основания для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия

установила:

акционерное общество «Югра-Экология» обратилось с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия постановление администрации г. Югорска от 22 марта 2021 года № 342-п «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Югорска», взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование административного искового заявления общество указало, что является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по сбору, транспортировке, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов. 22 марта 2021 года администрацией г. Югорска принято оспариваемое постановление № 342-п, которым отменены ранее утвержденные постановлением от 5 марта 2018 года № 642 нормативы твердых коммунальных отходов в пользу их уменьшения. Считают, что административным ответчиком нарушен порядок изменения нормативов накопления, так как использовались методы, противоречащие требованиям постановления Правительства № 269. Принятое постановление повлекло убытки для административного истца как регионального оператора за период с 1 апреля по 31 мая 2021 года в размере <данные изъяты> рублей. Административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие проведение замеров накопления твердых коммунальных отходов, подтверждающие проведение замеров накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Югорска, так как в представленных документах отсутствует сводная годовая ведомость определения нормативов, отсутствует сезонная ведомость, отсутствуют ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, отсутствует информация о том, каким образом получен годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов, отсутствуют паспорта домовладения. Проект оспариваемого постановления не направлялся на согласования в ППК РЭО.

В судебном заседании представитель административного истца Мингалев М. М. заявленные требования поддержал.

Представители административного ответчика Валинурова О. С., Копролева В. П. требования не признали.

В заключении помощник Югорского межрайонного прокурора Багаева К. А. указала, что заявленные требования не нашли своего подтверждения, в связи с чем иск считала не подлежащим удовлетворению.

Судом первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления было отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца акционерного общества «Югра-Экология» просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование апелляционной жалобы указал, что при принятии решения судом были неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

В представленных административным ответчиком документах, в нарушение пункта 13 Приказа № 524/пр, отсутствует сводная годовая ведомость определения нормативов, отсутствует сводная сезонная ведомость. Отсутствует ведомости первичных записей определения массы и объема коммунальных отходов в контейнерах, составление которых предусмотрено пунктом 10 Приказа № 524/пр. отсутствует информация о том, каким образом административным ответчиком получен годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов. Отсутствуют паспорта объекта общественного назначения, домовладения. В подтверждение факта существования контейнерных площадок, на которых проводились замеры, не представлены реестр площадок, что указанные контейнеры обслуживают заявленное количество расчетных единиц и отсутствуют иные категории отходообразователей, а также доказательства, подтверждающие объем и количество указанных контейнеров. Контейнерные площадки не могут быть расположены на территории муниципального образования произвольно и подлежат обязательному включению в реестр со всеми необходимыми данными.

Кроме того, судом не учтено, что в соответствии со статьей 24:14 Федерального закона № 89-ФЗ и постановлением № 1815, оспариваемое постановление не направлялось на согласование в ППК, что не оспаривается ответчиком.

Указанное подтверждает, что оспариваемое постановление не соответствует постановлению № 269, № 1815, а следовательно не может быть признано законным и обоснованным. Оспариваемое постановление повлекло убытки для регионального оператора.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Югорского межрайонного прокурора Багаева К. А., представитель администрации г. Югорска указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, акционерное общество «Югра – Экология» является региональным оператором, оказывающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения № 25, заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2 апреля 2018 года.

В целях расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов общество осуществляет коммерческий учет отходов исходя из нормативов накопления, установленных органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями в этой сфере.

Постановлением администрации города Югорска от 22 марта 2021 года № 342-п «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Югорска» установлены нормативны накопления твердых коммунальных отходов на территории города Югорска, ранее принятые постановления от 5 марта 2018 года № 642 «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Югорска», от 20 апреля 2018 года № 1101 «О внесении изменений в постановление администрации города Югорска от 5 марта 2018 года № 642 «Об утверждении расчетных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории города Югорска» признаны утратившими силу. Постановление № 342-п официального опубликовано 25 марта 2021 года в печатном издании города Югорска в газете «Югорский вестник», вступило в законную силу.

Постановлением № 342-п изменены ранее утвержденные постановлениями № 642 и № 1101 нормативы накопления твердых коммунальных отходов в сторону их уменьшения.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Югорска оказываются региональным оператором в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 октября 2016 года № 559-рп. Информация о нормативах накопления является составной частью указанной схемы, что следует из пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130, в которую вошли и новые нормативы.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что постановление принято административным ответчиком в соответствии с представленными полномочиями, утвержденные нормативы накопления твердых коммунальных отходов определены без нарушения установленных норм.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции полагает правильными.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании статьи 24.6 этого же закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 ноября 2016 № 79-оз органы местного самоуправления автономного округа наделены отдельными государственными полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов(ТКО).

В соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Из пунктов 5-8 Правил следует, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом(п.5). Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов(п.6). В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек(п.7). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов(п.8).

Пунктами 11 и 12 указанных Правил установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Согласно пунктам 11-15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется равнять и мерной линейкой определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определить путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводит путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомость накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5. Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

Согласно пункту 6 Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановление Правительства РФ от 25 декабря 2019 года № 1815 при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», поскольку при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов установленных в оспариваемом постановлении замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов произведены в соответствии с установленными Правилами и методическими рекомендациями.

В целях организации проведения замеров и расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, муниципальным образованием города Югорск в лице Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса по результатам открытого конкурса в электронной форме 11 декабря 2019 года был заключен муниципальный контракт № (номер)) с обществом с ограниченной ответственностью «Янэнерго» на выполнение работ по расчету нормативов накопления твердых коммунальных отходов для муниципального образования городской округ город Югорск.

Из отчета общества с ограниченной ответственностью «Янэнерго» (том 1 л.д.105 -112-117) следует, что нормативы накопления исследовались по сезонам года. На каждом объекте исследований в течение 7 суток проводился ежедневный контроль накопления отходов. В зимний сезон работы по определению нормативов Твердых коммунальных отходов (ТКО) проводились в период с 03 по 09 февраля 2020 года. В весенний сезон работы по определению нормативов ТКО проводились в период с 18 по 24 мая 2020 года. В летний сезон работы по определению нормативов ТКО проводились в период с 13 по 19 июля 2020 года. В осенний сезон работы по определению нормативов ТКО проводились в период с 02 по 08 сентября 2020 года. Расчет годового норматива накопления твердых коммунальных отходов от жилого фонда и предприятий различного рода деятельности определялся исходя из массы отходов объекта каждой категории, накопленных за семь дней. Замеры отходов произведены в объеме не менее 2 процентов общей численности населения городского округа, т.к. численность населения города Югорска на 1 января 2019 года составила (номер) человек, т.е. город Югорск отнесен к категории муниципальных образований с численностью населения до 300 тыс. человек. Исходя из общей численности населения, замеры отходов произведены не менее чем у 752 человек. Фактически замеры проведены из расчета 7 643 чел, что составило 20% от общей численности населения города Югорска. Суммированы количественные показатели объектов исследования.

Согласно актам от 9 февраля 2020 года, 24 мая 2020 года, 19 июля 2020 года, 8 сентября 2020 года (том 2 л.д. 189-192) выездной комиссии по наблюдению за выполнением ООО «Янэнерго» натуральных исследований (замеров) твердых коммунальных отходов для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов по муниципальному образованию городской округ город Югорск комиссией установлено, что подрядной организацией проводились работы по замерам нормативов накопления твердых коммунальных отходов по сезонам, категориям объектов, в соответствии с Правилами постановления Правительства Российской Федерации № 269. Акты подписаны членами комиссии, в том числе представителем административного истца акционерного общества «Югра-Экология» Носовым А. В., от которого замечаний не поступило.

Несмотря на непредоставление в суд соответствующих ведомостей замеров отходов, указанными отчетом, особенно актами, подписанными представителем административного истца, подтверждается, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов определены в соответствии с установленными нормативными требованиями и опровергаются доводы административного ответчика в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе о нарушении методов установленных Постановлением № 269.

То, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в соответствии с представленными полномочиями административным истцом не оспаривается.

Кроме того, как следует из материалов дела административным ответчиком соблюдены требования пунктов 6-8 Правил направления субъектами Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора по направлению сведений о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, о результатах замеров отходов и расчетов по определению нормативов, что подтверждается соответствующими письмами администрации города Югорска, Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ППК «Российский экологический оператор», (том 2 л.д. 92-108), в том числе:

24 декабря 2020 года письмом от 24 декабря 2020 года № (номер) (том 2 л.д. 92) администрация города Югорска направила в Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № (номер) сведения о нормативах, подлежащих установлению, с приложением соответствующих документов, подтверждающих проведение замеров;

29 декабря 2020 года Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры письмом № (номер) (том 2 л.д. 93) перенаправил указанные сведения в ППК «Российский экологический оператор»; 10 февраля 2021 года ППК «Российский экологический оператор» по результатам проведенной экспертизы направленных в его адрес сведений о нормативах накопления ТКО, подлежащих установлению или корректировке города Югорск направил в адрес Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рекомендации в соответствии с пунктами 6-8 Правил, которые были перенаправлены главе города Югорска, которые явились основанием для принятия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом как следует из пункта 6 Правил направления субъектами Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора направление оператору подлежат лишь обращение, содержащие сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов, но не само постановление.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав административного истца административным ответчиком, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как в части по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.

На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Югорского районного суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Югра-Экология» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Председательствующий Симонович В. Г.

Судьи Начаров Д. В.

Назарук М. В.