Судья Клиндухов В.А.
Дело № 33а-6320
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2018 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.Т.
при рассмотрении апелляционного представления прокурора <адрес>ФИО7 на решение Каспийского городского суда от <дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью выданное ФИО1 «ФИО1-ФИО1» разрешение № от <дата> на строительство многоквартирного 9-ти этажного многоквартирного жилого дома по <адрес> и обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда отменить указанное разрешение на строительство, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2, объяснения прокурора ФИО8, просившего решение суда отменить, возражения представителей администрации ГО «<адрес>» ФИО9 и отдела архитектуры администрации ГО «<адрес>» ФИО6, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился с административным иском в суд в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» о признании недействующим полностью выданное ФИО1 «ФИО1-ФИО1» разрешение № от 24.05.2018г. на строительство 9-ти этажного многоквартирного жилого дома по <адрес> и обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда отменить указанное разрешение на строительство.
В обосновании доводов административного иска указано, что в соответствии с распоряжением прокурора Республики Дагестан «О порядке ведения реестров и проверке объектов, представляющих общественную значимость», прокуратурой города проведена проверка законности возведения 9-ти этажного жилого дома на-земельном участке с кадастровым номером 05:48:000037:112 по <адрес>.
Разрешение № от <дата> (сроком действия до <дата>) на строительство 9-ти этажного многоквартирного жилого дома по <адрес>, выданного ФИО1 «ФИО1-ФИО1» отделом строительства и архитектуре администрации городского округа «<адрес>», является незаконным.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 п.1 ст.40).
Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ), в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7).
Федеральным законом от <дата>№-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено (ст.6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части I настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).
В соответствии с ч.1 ст.6 названного выше Федерального закона постановлением правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден (п.!) названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.2011 «СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (п.30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП).
В приложении «Г» (обязательное) к «СНиП <дата>-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г. 1». В соответствии с таблицей Г. 1 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».
В разрешении на строительство № от <дата> указанные требования закона грубо проигнорированы.
Так, согласно разрешению и положительному заключению негосударственной экспертизы от <дата>№ проектной документации объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом по <адрес>», площадь земельного участка составляет 894,0 м., площадь застройки - 694,52 м., общая площадь жилого здания - 6052,0 м. Соответственно, коэффициент застройки равен 0,77 (694,52 м.:894,0 м. = 0,77) при нормативе - не более 0,4, а коэффициент плотности застройки составляет 6,76 (6052,0 м: 894,0 м. = 6,76), что превышает установленный законом обязательный норматив (1,2) более, чем в пять раз.
Указанные и приведенные выше требования закона нарушены администрацией городского округа при выдаче оспариваемого разрешения на строительство. Соответственно, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также муниципального образования городской округ «<адрес>».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе прокурор <адрес>ФИО7 и в судебном заседании прокурор ФИО8 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки следует определять исходя из площади земельного участка, а не квартала, как ошибочно указал суд.
В возражениях на жалобу представители администрации ГО « <адрес>» ФИО9 и отдела архитектуры ФИО10 просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО11, доводы административного иска прокурора <адрес> поддержал и просил требования удовлетворить по основаниям изложенным в административном иске, а также в заявлении прокурора об уточнении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Извещенные надлежащим образом ФИО1 « ФИО1-ФИО1» не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее -требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что 07.12.2017г. ООО «Дагэкспертиза» выдало положительное заключение № на проектную документацию и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Со ссылкой на положительное заключение ООО «Дагэкспертиза», градостроительный план земельного участка, отделом строительства и архитектуры администрации ГО «<адрес>» <дата> административному ответчику ФИО1 «ФИО1- ФИО1» выдано разрешение № (сроком действия до <дата>) на строительство многоквартирного жилого дома в <адрес>, по ул., С. Стальского 7.
Из указанного разрешения следует, что основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).
Согласно п. 7.6 Свода Правил СП 42.13330.2016 « Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89» (далее СП), плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учетом зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других природных условий. Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов ( микрорайонов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Б.
Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Б.
Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки – отношении площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка ( квартала); коэффициент плотности застройки – отношение площадей всех этажей зданий и сооружений к площади участка.
Для жилой территориальной зоны «Застройка многоквартирными многоэтажными жилыми домами», к которой относиться земельный участок, принадлежащий ФИО1 « ФИО1-ФИО1», коэффициент застройки составляет – 0.4, а коэффициент плотности застройки – 1,2.
В приложении 1 к таблице Б.1 даны разъяснения о том, что для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений, площадок и других объектов благоустройства.
При этом в разделе № СП даны термины и определения, согласно которым микрорайон (квартал) – граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях ( п. 3.17 СП); красная линия – граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях ( п.3.17); линия регулирования застройки - граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красной линии или границ земельного участка ( п.3.18 СП).
Суд, применяя указанные правила, пришел к правильному вводу, что земельный участок, на который выдано оспариваемое разрешение на строительство, находится в квартале, ограниченном магистральными <адрес>, С.Стальского, Ленина (общегородского значения) и Мира (районного значения), согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана <адрес>, что данный квартал находится на территории существующей застройки в зоне застройки многоквартирными домами малой и средней этажности, согласно карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки <адрес>, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство. В соответствии с таблицей Б.1 коэффициент застройки и плотности застройки для зоны застройки многоквартирными домами малой и средней этажности составят 0.4 и 0,8, поэтому суд пришел к правильному выводу, что коэффициенты застройки и плотности застройки квартала, в котором расположен земельный участок ФИО1 « ФИО1-ФИО1», укладываются в эти коэффициенты.
Установлено, что строительство жилого дома ПЖКХ « ФИО1-ФИО1» ведет на месте снесенного многоквартирного жилого дома, т.е. идет реконструкция существующей застройки квартала, поэтому с учетом пункта 4 примечания к таблице Б.1, при реконструкции сложившихся кварталов жилых, общественно-деловых зон ( включая надстройку этажей, мансард), необходимо предусматривать требуемый по расчету объем учреждений и предприятий обслуживания для проживающего в этих кварталах населения, в условиях реконструкции существующей застройки плотность застройки допускается повышать, но не более чем на 30% при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных норм с учетом раздела 15.
В возражениях представителей содержится расчет коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки для зоны застройки многоквартирными домами малой и средней этажности – это коэффициент застройки квартала – 0,36 ( 8581:23800+ 0,36), коэффициент плотности застройки квартала составляет -0,97 ( 23058:23800+ 0,97), которые укладываются в нормативы квартала ( 0,52 и 1,04). В условиях реконструкции квартала ( микрорайона) коэффициенты будут составлять соответственно 0,52 и 1,04, которые также являются допустимыми при строительстве многоквартирного дома ФИО1 « ФИО1-ФИО1». Оснований не согласиться с этими расчетами не имеется, прокурором не представлены иные расчеты.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для признания незаконным разрешения на строительство, полученное ФИО1 «ФИО1-ФИО1» № от 24.05.2018г., не имеется.
Помимо этого, основания, по которым разрешение на строительство не выдается, приведены в части 13 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Такие основания для признания незаконным разрешения на строительство от <дата> не указаны прокурором, допустимыми доказательствами они не доказаны.
Кроме того, в статье 51 части 21.1 ГрК РФ указаны основания для прекращения действия разрешения на строительство на основании решения орган местного самоуправления, выдавшего застройщику разрешение на строительство, однако в заявлении прокурора такие основания не приведены, администрация ГО «<адрес>» такого решения в порядке самоконтроля не приняла.
Доводы представления прокурора о том, что при определении коэффициента застройки и плотности застройки следует учитывать земельный участок, на котором ведется строительство многоквартирного дома ФИО1 « ФИО1-ФИО1», а не квартал ( микрорайон), противоречат указанному выше Своду Правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89» и приложению Б1.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Каспийского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес>ФИО12 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи