Председательствующий: Фарафонова Е.Н. Дело № 33а-632/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре Скляровой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании 30 января 2019 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, апелляционному представлению прокурора Советского АО г. Омска ФИО2 на решение Советского районного суда г. Омска от 12 ноября 2018 года, которым административное исковое заявление ФИО1 к участковой избирательной комиссии № <...>, территориальной избирательной комиссии по Советскому АО г. Омска о признании незаконными действий оставлено без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка № <...> (далее УИК № <...>), территориальной избирательной комиссии по Советскому АО г. Омска о признании незаконными действий.
В обоснование требований указала, что <...> года при проведении выборов в Губернаторы Омской области она обратилась на избирательный участок № <...> с целью получения избирательного бюллетеня для голосования, предъявив для этого паспорт гражданина Российской Федерации и свидетельство о регистрации по месту пребывания, пояснив, что постоянной регистрации на территории Омской области не имеет в связи с нахождением решения суда о предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте на исполнении в службе судебных приставов.
Вместе с тем в выдаче избирательного бюллетеня ей было отказано.
В дальнейшем ею была подана жалоба на действия виновного лица, которое было рассмотрено на заседании УИК № <...>, где ей было сообщено о невозможности принять участие в голосовании ввиду отсутствия регистрации по месту жительства.
Полагала, что указанные действия привели к нарушению ее избирательного права, в связи с чем она просила признать их незаконными.
Административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала.
Председатель УИК № <...><...>., председатель территориальной избирательной комиссии Советского АО г. Омска <...> выразили доводы несогласия с заявленными требованиями.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Омской области <...>. просил в удовлетворении требований отказать.
Помощник прокурора Советского АО г. Омска <...> полагал требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое. Приводит доводы, изложенные ранее, отмечая, что с момента рождения проживает на территории Омской области, после исполнения 18-летнего возраста в других регионах Российской Федерации не проживала и не имела там регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания. В связи с изложенным полагает, что имела право принимать участие в выборах Губернатора Омской области.
В апелляционном представлении прокурор Советского АО г. Омска <...> просит решение отменить, принять новое. Указывает, что ранее ФИО1 имела постоянную регистрацию в воспитательном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, в <...> годах она также имела постоянную регистрацию в общежитии, из которого впоследствии была выписана по решению суда ввиду признания его непригодным для проживания. С момента выселения имеет только временную регистрацию на территории г. Омска, до настоящего времени с момента совершеннолетия постоянно проживает и работает на территории г. Омска. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания г<...> с <...> года по <...> года. Реальной возможности осуществить постоянную регистрацию не имеет. Указанные обстоятельства избирательной комиссией учтены не были. Отмечает, что судом не была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 08.07.1999 года № 121-О, от 08.12.2011 года № 1794-О-О. Полагает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, представления, заслушав ФИО1, прокурора <...> представителей территориальной избирательной комиссии Советского АО г. Омска <...> Избирательной комиссии Омской области <...> судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Омской области от <...> года № <...> назначены досрочные выборы Губернатора Омской области на <...> года (л.д. <...>).
ФИО3, <...> года рождения, зарегистрированная по месту пребывания по адресу: <...>, на период с <...> года по <...> года (л.д. <...>), в день голосования на выборах Губернатора Омской области обратилась в УИК № <...> за получением избирательного бюллетеня.
В выдаче избирательного бюллетеня ФИО1 было отказано в виду отсутствия у неё постоянной регистрации по месту жительства в пределах Омской области.
В этот же день она обратилась к председателю УИК № <...> с заявлением об обжаловании действий избирательной комиссии (л.д. <...>).
<...> года на заседании УИК № <...> заявление ФИО1 было рассмотрено (л.д. <...>) по результатам которого вынесено решение № <...> согласно которому регистрация по месту пребывания не является подтверждением регистрации по месту жительства, и, соответственно, избиратель без регистрации по месту жительства не может принять участие в голосовании. В качестве правого обоснования комиссия сослалась на ч. 1 ст. 3 Закона Омской области от 05.07.2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области» (л.д. <...>).
Полагая вышеуказанное решение УИК № <...> незаконным, ФИО1 обратилась с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решение УИК № <...> соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
По правилам п. 2 ст. 16 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона под понятием «адрес места жительства», применяемым для целей данного Закона, понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Понятие места жительства, места пребывания в смысле, используемом для целей защиты избирательных прав, содержится в п.1.6 Положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 6 ноября 1997 года N 134/973-П, в котором под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывании и жительства в пределах Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту своего жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования (п. 17 ст. 17 Федеральный закон № 67-ФЗ).
Под иным законом в данном случае в силу положений п. 17 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ (п. 3 ст. 1 этого же федерального закона).
Из приведенных положений следует, что федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, регулирующим подготовку и проведение конкретных видов выборов, в качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, может закрепляться необходимость образования или определения избирательных участков, специально предназначенных для организации голосования этой категории избирателей.
Таким образом, учитывая правило, изложенное в п. 3 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации могут предоставляться дополнительные гарантии избирательных прав граждан в соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона.
В силу под. «к» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Омской области, является Закон Омской области от 05.07.2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области» (далее Закон № 1462-ОЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 1462-ОЗ гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории Омской области, имеет право избирать Губернатора Омской области.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) – п. 2 ст. 22 Закона № 1462-ОЗ.
Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или в его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также соответствующих документов, выданных указанными органами (п. 5 ст. 22 Закона № 1462-ОЗ).
В соответствии с п. 1.4 Порядка подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.06. 2018 года № 161/1316-7, избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе подать заявление в соответствии с Порядком либо в соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона могут быть включены в список избирателей, участников референдума на участке, образованном или определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования этих избирателей, в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
ФИО1 в жилом помещении по адресу: <...>, проживает временно, и оно не является для неё постоянным местом жительства.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункту 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона.
Места временного пребывания определены п. 5 ст. 19 Федерального закона № 67-ФЗ.
Поскольку ни Федеральным законом № 67- ФЗ, ни Законом Омской области не предусмотрена возможность образования (определения) избирательных участков, специально предназначенных для организации голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, проживающих временно в жилых помещениях, которые не являются для них постоянным местом жительства, к которым в данном случае относится ФИО1, участковая избирательная комиссия в силу вышеуказанного правого регулирования не имела полномочий включить её в список избирателей и выдачи бюллетеня для голосования, то есть незаконность её действий отсутствует.
Применительно к изложенному доводы апелляционных жалобы, представления о незаконности решения избирательной участковой комиссии по мотиву того, что ФИО1 как лицо, родившееся на территории Омской области, постоянно проживающая в данном субъекте, не обеспеченная жилым помещением как ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежала включению в список избирателей с выдачей бюллетеня для голосования, подлежат отклонению.
Ссылки в представлении прокурора на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в определениях от 08.07.1999 года № 121-О, от 08.12.2011 года № 1794-О-О поводом для отмены решения являться не могут, поскольку внесение дополнений и изменений в действующее правовое регулирование относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия суда, и тем более решение данного вопроса не относится к прерогативе участковых избирательных комиссий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении 08.12.2011 года № 1794-О-О обратил внимание законодателя на целесообразность внесения изменений в порядок регистрации (учета) избирателей и составления списка избирателей, а также установления специальных гарантий, исключающих возможность неоднократного голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, на одних и тех же выборах или иного злоупотребления с их стороны активным избирательным правом вопреки требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Данная рекомендация законодателю свидетельствует, что надлежащее обеспечение избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, проживающих временно в жилых помещениях, которые не являются для них постоянным местом жительства, невозможно без детального определения порядка регистрации (учета) и включения таких лиц в списки избирателей, соответственно, определение тех или иных вариантов избирательного законодательства, относится к прерогативе законодателя.
С учетом вышеприведенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобу, представление прокурора без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи