ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6347/20 от 26.02.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Васильева М.В. Дело <данные изъяты>а-6347/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Курлаевой И.В., Редченко Е.В.,

при секретаре – помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2020 года апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя административного истца – ФИО2,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации городского округа <данные изъяты> о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В качестве способа восстановления нарушенного парва просил обязать администрацию городского округа Балашиха направить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Свои требования мотивировал тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, микрорайон Купавна, <данные изъяты>. На основании постановления Главы <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О разрешении на строительство мансарды в чердачном помещении жилого <данные изъяты>» была проведена реконструкция указанного жилого дома. Строительство мансарды было завершено в начале 2018 года. <данные изъяты> административный истец обратился в администрацию городского округа Балашиха с уведомлением об окончании строительства. <данные изъяты> ответчик вынес уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указав на несоблюдение минимальных отступов от границ земельного участка. По утверждению административного истца ответчик вышел за пределы своих полномочий, поскольку в постановлении Главы <данные изъяты> о разрешении строительства требований в части минимальных отступов от границ земельного участка не указано.

Решением железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск ФИО1 удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе администрация городского округа Балашиха просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

Заслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу ч. 17 ст. 55 ГрК РФ в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

В соответствии с частью 19 указанной нормы уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В силу пункта 1 части 20 приведенной нормы уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в том числе, в случае если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, микрорайон Купавна, <данные изъяты>.

Постановлением Главы <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО3 разрешено строительство мансарды в чердачном помещении указанного жилого дома.

<данные изъяты>ФИО1 было подано уведомление об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

<данные изъяты> администрацией городского округа балашиха направлено уведомление о несоответствии реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, микрорайон Купавна, <данные изъяты>; требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку в уведомлении об окончании строительства минимальные отступы от границ земельного участка с кадастровым номером 50:50:0060301:9 указаны 1,6м, которые не соответствуют минимальным отступам от границ земельного участка (не менее 3м), установленным градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Удовлетворяя административный иск ФИО1 и признавая уведомление о несоответствии реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией городского округа Балашиха не проводилась проверка на соответствие реконструированного объекта требованиям разрешения на строительство мансарды и отказ в выдаче уведомления о соответствии реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности обусловлен иными основаниями, не связанными с соответствием требований разрешения.

При этом судом первой инстанции был избран способ защиты нарушенного права в виде возложения на администрацию городского округа Балашиха повторно рассмотреть заявления ФИО1 по правилам, предусмотренным частями 18-21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Судебная коллегия находит, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на ошибочном истолковании положений градостроительного законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В нарушение требований ч. 4 ст. 16 Федерального закона от <данные изъяты> № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление об окончании реконструкции

Вместе с тем, согласно ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Согласно ч. 20 ст. 51 ГрК РФ действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство, срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.

Постановление Главы <данные изъяты>, которым было разрешено строительство мансарды в чердачном помещении жилого <данные изъяты> было вынесено <данные изъяты>.

Поскольку в установленном порядке административный истец за продлением срока действия разрешения на строительство не обращался, срок действия выданного ему разрешения истек <данные изъяты>.

Таким образом, на момент обращения административного истца с уведомлением об окончании реконструкции действующее разрешение на строительство у него отсутствовало.

Кроме того, как следует из представленных в материалы дела экспликации к поэтажному плану и поэтажного плана строения от <данные изъяты> на момент вынесения постановления органа местного самоуправления о разрешении строительства мансарды в чердачном помещении, мансарда была возведена. Однако, на нее не было предъявлено разрешение на строительство.

Между тем, из представленных в материалы дела поэтажного плана здания и экспликации к нему, выполненных <данные изъяты>, следует, что административным истцом была произведена реконструкция жилого дома, в том числе мансарды, в результате чего параметры строения изменились по отношению к ранее существующим, в том числе изменились параметры первого этажа.

В результате произведенной реконструкции строения минимальные отступы от границ земельного участка, на котором расположен жилой дом административного истца, составили 1,6м, что не соответствует минимальным отступам от границ земельного участка – не менее 3м, установленных градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>.

Отсутствие в постановлении органа местного самоуправления указания требований, предъявляемых к строительству мансарды в чердачном помещении, не освобождало административного истца от соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности и не свидетельствует, что при выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления освободил административного истца от соблюдения таких требований.

Также судебная коллегия отмечает, что разрешение на реконструкцию жилого дома, в том числе с увеличением параметров жилого дома, административным истцом в установленном порядке получено не было. Постановлением Главы <данные изъяты> от <данные изъяты> административному истцу было разрешено строительство мансарды в чердачном помещении, а не реконструкция принадлежащего истцу жилого дома.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства и требования закона не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленного ФИО1 административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать.

Председательствующий

Судьи