РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-6359/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.П. Иском
судей О.Ю.Поздняковой, Е.В.Волошиной
при секретаре А.С.Солоха
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска к администрации г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 года №3190, по апелляционному представлению прокурора города Хабаровска и апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя администрации г.Хабаровска ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 года №3190, опубликованного в газете «Хабаровские вести», № 139, 11.09.2015. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что положения Порядка в части установления сроков совершения административных действий п.п. 2.13, 2.14 Порядка противоречат п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 2.22, 2.23 Порядка противоречат п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2.13 Порядка, в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, организатор аукциона в течение одного дня со дня подписания протокола, указанного в п. 2.9 раздела 2 указанного Порядка, направляет в департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска копию подписанного протокола рассмотрения заявок на аукционе.
В соответствии с п. 2.14 Порядка ДМС г. Хабаровска в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе готовит и направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
В силу п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в п. 9 данной статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.22 Порядка установлено, что организатор аукциона направляет в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона в ДМС г.Хабаровска копию подписанного протокола.
Исходя из п. 2.23 Порядка, ДМС г. Хабаровска готовит и направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в восьмидневный срок со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона.
В силу п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Приведенные пункты указанного Порядка не отвечают требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию, так как из него не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Указанный критерий правового регулирования вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
П.п. 1.7, 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка в части запрета на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства противоречат ст.ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 мая 2016 года требования прокурора г.Хабаровска удовлетворены частично.
Постановлено признать противоречащими закону и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 №3190.
Требования прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года №3190, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе администрация г.Хабаровска с вынесенным решением не согласна в части удовлетворения требований прокурора, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в целях исполнения полномочий по проведению аукционов, предусмотренных статьёй 39.12 Земельного кодекса, администрацией г.Хабаровска определено, что функции организатора аукционов осуществляет департамент архитектуры, строительства и землепользования (далее - ДАСиЗ), при этом полномочия по подготовке и подписанию договоров по итогам аукционов осуществляет департамент муниципальной собственности (далее - ДМС).
Из буквального толкования оспариваемых прокурором пунктов 2.13 и 2.14 Порядка следует, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, ДАСиЗ в течение одного дня со дня подписания протокола направляет в ДМС копию подписанного протокола, а ДМС в течение восьми дней с момента получения копии такого протокола готовит и направляет три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Из буквального толкования оспариваемых прокурором пунктов 2.23 и 2.24 Порядка следует, что ДАСиЗ направляет в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона в ДМС копию подписанного протокола, а ДМС готовит и направляет три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в восьмидневный срок со дня получения копии такого протокола.
Фактически весь документооборот между ДАСиЗ и ДМС, расстояние между которыми составляет 480 метров, осуществляется непосредственно в день создания или подписания документа, каких-либо длительных по времени способов отправки документов не применяется.
Учитывая территориальную близость ДАСиЗ и ДМС, копия подписанного протокола о результатах аукциона поступает в ДМС непосредственно в день создания такой копии и ДМС совершает все действия в течение последующих 8 дней. Таким образом, все действия по созданию ДАСиЗ копии подписанного протокола, по передаче копии от ДАСиЗ в ДМС и получение ДМС копии протокола, совершаются в течение одного дня. При таких обстоятельствах 8-дневный срок для ДМС начинает исчисляться непосредственно в день создания копии подписанного протокола. В оспариваемых пунктах 2.13, 2.14, 2.23 и 2.24 Порядка отсутствует указание о превышении 10-дневного срока, установленного пунктами 13 и 20 статьи 39.12 Земельного кодекса. Просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить. В остальной части решение оставить без изменения.
В апелляционном представлении прокурор г.Хабаровска с вынесенным решением не согласен в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что п. 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка в части отсутствия слов «или ведения дачного хозяйства» противоречат п. 15, пп.пп. 4, 10 п. 21 ст. 39.11, абз. 2 п. 17 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ. Вывод суда о том, что отсутствие в оспариваемых нормах слов «дачное хозяйство» не свидетельствует о запрете в какой-либо форме на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства, является необоснованным.
Отсутствие в оспариваемом Порядке слов «дачное хозяйство», т.е. необходимого правового регулирования при прямом указании на это в Земельном кодексе РФ лишает возможности участников аукциона на право заключения договора аренды, ведет к нарушению прав и законных интересов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Отсутствие в Генеральном плане функциональных зон для дачного хозяйства в настоящее время не исключает их введение в будущем. Просит решение суда в части признания не противоречащими Земельному кодексу РФ п. 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка отменить, и вынести в этой части новое решение об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение просил оставить без изменения.
В письменных возражениях на представление прокурора полагают решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 мая 2016 года в оспариваемой прокурор части законным и обоснованным. Указывают, что ведение дачного хозяйства, в том числе зон для осуществления такой деятельности, не предусмотрено Генеральным планом, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006г. №307.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 №3190 «Об утверждении Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов», утвержден Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов. Оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции администрации г.Хабаровска, опубликован (обнародован) в газете «Хабаровские вести» от 11.09.2015 № и устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательных для неопределенного круга лиц (граждан, организаций), рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть является нормативным правовым актом.
Разрешая требования прокурора о признании недействующими пунктов 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка, суд первой инстанции исходил из того, что п. 2.14 Порядка в части слов «в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе» во взаимосвязи с п. 2.13 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию, так как из него не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Аналогичным образом, п. 2.23 Порядка в части слов «в восьмидневный со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона» во взаимосвязи с п. 2.22 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку из него также не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, как указывает в возражениях представитель административного ответчика.
При этом суд пришел к выводу о том, что администрацией г.Хабаровска может быть превышен десятидневный срок для направления заявителю трёх подписанных экземпляров договора в связи с чем п.п. 2.13, 2.14 Порядка в части установления сроков совершения административных действий противоречат п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, а п.п. 2.22, 2.23 Порядка противоречат п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ. В этой связи суд признал оспариваемые пункты подлежащими признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм права.
Согласно п. 2.13 Порядка, в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, организатор аукциона в течение одного дня со дня подписания протокола, указанного в п. 2.9 раздела 2 указанного Порядка, направляет в департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска копию подписанного протокола рассмотрения заявок на в аукционе.
В соответствии с п. 2.14 Порядка ДМС г. Хабаровска в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе готовит и направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.22 Порядка установлено, что организатор аукциона направляет в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона в ДМС г.Хабаровска копию подписанного протокола.
Пунктом 2.23 Порядка установлено, что ДМС г. Хабаровска готовит и направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в восьмидневный срок со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона.
В силу п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в п. 9 данной статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ установлен предельный 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, в течении которого уполномоченным органом должны быть направлены три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Вместе с тем вышеприведенные положения Порядка, ограничения срока направления документов участнику аукциона со дня составления протокола о результатах аукциона не устанавливают, что порождает правовую неопределенность и возможность нарушения предельного 10-дневного срока, установленного законом.
Доводы апелляционной жалобы администрации г.Хабаровска о том, что расстояние между организатором аукциона и ДМС составляет 480 метров, документооборот осуществляется непосредственно в день создания или подписания документа, каких-либо длительных по времени способов отправки документов не применяется, не имеют правового значения и не являются основанием к отмене судебного решения в этой части.
Заявляя требования о признании недействующими пункта 1.8, абзаца пятого и одиннадцатого пункта 1.13, абзаца второго пункта 2.19 оспариваемого Порядка, прокурор указал, что данные пункты Порядка в нарушение статей 39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ устанавливают запрет на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в оспариваемых нормах слов «дачное хозяйство», не свидетельствует о запрете в какой-либо форме на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства. Судом не установлено противоречий между п. 1.8, абз.5 и 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка и п.15, подп.4,10 п.21 ст.39.11, абз.2 п.17 ст.39.12 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в этой части соглашается в силу следующего.
Согласно п. 15 ст.39.11 Земельного кодекса РФ в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оспариваемые положения Порядка регулируют подготовку аукционов: пункт 1.8 регулирует порядок определения начальной цены аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для комплексного освоения территорий; абзацы пятый и одиннадцатый пункта 1.13 определяют содержание извещения о проведении аукционов; абзац второй пункта 2.19 определяет порядок признания победителей аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков. При этом отсутствие в оспариваемых нормах слов «дачное хозяйство», не является запретом на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Кроме того, как верно указано в решении суда, Генеральным планом г.Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 307, осуществление дачного хозяйства, в том числе зон для осуществления такой деятельности, не предусмотрено, предусмотрено ведение садоводства.
Доводы представления прокурора о том, что отсутствие в Генеральном плане функциональных зон для дачного хозяйства в настоящее время, не исключает их введение в будущем, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку в силу части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану городского округа.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 10 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска к администрации г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 года №3190 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Хабаровска, апелляционное представление прокурора г.Хабаровска без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.П. Иском
Судьи О.Ю.Позднякова
Е.В.Волошина