Судья Вакуленко Л.П. | № 33а-640/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко С.В., Соляникова Р.В.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06.12.2016 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании расчета таможенного платежа.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что при пересечении ФИО1(.....) государственной таможенной границы должностное лицо таможенного поста МАПП Вяртсиля рассчитало таможенный платеж за ввоз стиральной машины (...) в размере (...) руб. (...) коп. Будучи несогласным с произведенным расчетом таможенного платежа, административный истец обратился с жалобой в Северо-Западное таможенное управление Федеральной таможенной службы – Карельская таможня (далее – Карельская таможня), которое решением от (.....) № (...) действия таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни по расчету платежей признало правомерными. Административный истец просил суд признать незаконным расчет таможенного платежа, обязав административного ответчика вернуть излишне уплаченный таможенный платеж.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Полагает, что должностным лицом был неверно рассчитан таможенный платеж, поскольку при его расчете необходимо применять пункт 1 раздела I приложения № 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (далее – Соглашение). Кроме того, административный истец указывает, что не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку не занимается предпринимательской деятельностью.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, (.....) при пересечении таможенной границы через таможенный пост МАПП Вяртсиля ФИО1 осуществил ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза стиральной машины (...) стоимостью (...) евро. Данный товар был задекларирован в пассажирской таможенной декларации от (.....). Должностным лицом поста был осуществлен таможенный осмотр, проведено взвешивание товара; вес стиральной машины составил (...) кг, соответствующая отметка была сделана в пассажирской таможенной декларации. Должностным лицом был рассчитан совокупный таможенный платеж, на основании таможенного приходного ордера (далее – ТПО) № (...) от (.....) к оплате подлежали совокупный таможенный платеж в размере (...) руб. (...) коп., таможенный сбор за таможенные операции в размере (...) руб.
(.....) в Карельскую таможню поступила жалоба административного истца на расчет таможенных платежей, в удовлетворении которой решением от (.....) № (...) отказано.
Согласно частям 1,2 статьи 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, не урегулированной данной главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
Частями 1, 4 статьи 354 ТК ТС установлено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза. Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Соглашением установлен порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Соглашения таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к настоящему Соглашению, в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.
Приложением № 5 к Соглашению установлен перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с уплатой таможенных пошлин, налогов. Пунктом 1 раздела I приложения № 5 к Соглашению урегулировано, что при ввозе товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых превышает сумму эквивалентную 1 500 евро и (или) вес которых превышает 50 кг, применяется единая ставка 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимости и (или) весовой нормы. В пункте 2 данного раздела указано, что неделимые товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу с уплатой таможенных пошлин, налогов независимо от таможенной стоимости и веса в виде совокупного таможенного платежа.
Неделимым товаром для личного пользования является товар для личного пользования, весом более 35 килограммов, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара. Комплектность может определяться на основании сведений, представленных изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах, а также исходя из общепринятого (традиционного) применения такого товара или комплекта, отвечающего их функциональному предназначению (пункт 4 части 1 статьи 2 Соглашения).
Руководствуясь вышеуказанными положениями, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ввозимая стиральная машина является неделимым товаром, за который подлежат уплате таможенные пошлины и налоги в виде совокупного таможенного платежа.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным, поскольку он не противоречит вышеуказанным положениям Соглашения и учитывает имеющиеся в деле доказательства, оценка которых произведена судом с соблюдением положений статьи 84 КАС РФ.
В силу частей 2, 3 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса. Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (в редакции, действовавшей на момент ввоза товара) стиральная машина относится к 84 группе, код товара 8450 11110 0 – стиральные машины с фронтальной загрузкой. Данному коду товара соответствует ставка 10 % от стоимости товара. Поскольку товар был приобретен за (...) евро, а курс евро по состоянию на (.....) составлял (...) руб. (...) коп., то стоимость товара составила (...) руб. (...) коп. Таким образом, ввозная пошлина составляет (...) руб. (...) коп.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
С учетом изложенного административный истец подпадает под указанную в абзаце четвертом пункта 1 статьи 143 НК РФ категорию налогоплательщиков НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 НК РФ при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, и с учетом статей 150 и 151 НК РФ) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров; подлежащей уплате таможенной пошлины; подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Пунктом 3 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, налоговая база для НДС определяется суммой ввозной пошлины ((...) руб. 93 коп.) и таможенной стоимости товара ((...) руб. (...) коп.), составляет (...) руб. (...) коп. Исходя из изложенного, таможенным органом НДС верно исчислен в размере (...) руб. (...) коп., а совокупный таможенный платеж – в размере (...) руб. (...) коп. ((...) + (...)
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через границу Российской Федерации), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере (...) рублей.
Следовательно, таможенным органом верно исчислены совокупный таможенный платеж в размере (...) руб. (...) коп., таможенный сбор за таможенные операции в размере (...) руб.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 06.12.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи