ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6417/2016 от 28.11.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Смирнова Е.Д. Апел. дело № 33а-6417/2016

Судья Лазенкова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2016 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,

судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по неразмещению на официальном сайте сети «Интернет» сведений о доходах и расходах депутатов Собрания депутатов г. Канаш, возложении обязанности по размещению соответствующих сведений,

поступившее по апелляционной жалобе заинтересованного лица ФИО1 на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 31 августа 2016 года, которым постановлено:

Административные исковые требования Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Канаш Чувашской Республики по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами Собрания депутатов г. Канаш VI созыва ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 на себя и членов своих семей, незаконным.

Обязать администрацию г. Канаш Чувашской Республики в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами Собрания депутатов г. Канаш VI созыва ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 на себя, своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

Канашский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Канаш Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по неразмещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Собрания депутатов г. Канаш VI созыва ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, в отношении себя и членов своих семей; возложении обязанности на администрацию г. Канаш Чувашской Республики в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Собрания депутатов г. Канаш VI созыва ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и членов их семей.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение действующего законодательства в области противодействия коррупции, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации г. Канаш соответствующих сведений в отношении указанных лиц, замещающих муниципальные должности. Внесенное по результатам проверки представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства администрацией г. Канаш не исполнено, что приводит к нарушению принципа неукоснительного исполнения закона.

Представители административного истца ФИО7 и ФИО8 требования поддержали по приведенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации г. Канаш ФИО9 требования не признала ввиду необоснованности.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5 и ФИО6 требования также полагали не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано заинтересованным лицом ФИО1 по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО10, заинтересованных лиц ФИО1, ФИО4, проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6 и ФИО3 являются депутатами Собрания депутатов г. Канаш Чувашской Республики VI созыва, т.е. лицами, замещающими муниципальную должность (ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Представленные указанными лицами сведения об их доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также членов их семей за 2015 год администрацией г. Канаш на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» размещены не были.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в РФ, провозглашает единство ограничений и основных требований при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы и пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством представленные лицами, замещающими муниципальные должности, соответствующие сведения размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данный вывод подробно мотивирован в решении суда и является правильным по изложенным в нем основаниям.

Районным судом также указано, что действующим законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными нормативными актами, к каковым относится решение Собрания депутатов г. Канаш от 08 апреля 2016 года № 12/10 «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в г. Канаш Чувашской Республики, членов их семей на официальном сайте г. Канаш Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования», в силу которого соответствующие сведения подлежали размещению в сети «Интернет».

Не соглашаясь с решением суда, заинтересованное лицо ФИО1 в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что депутаты представительных органов муниципальных районов и городов не входят в перечень лиц, предусмотренных ч. 6 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции», в отношении которых соответствующие сведения подлежат публикации в сети Интернет. Ссылается на то, что представленные депутатами сведения относятся к категории персональных данных, обязанность публикации которых без согласия субъекта персональных данных должна прямо следовать из федерального закона и не может быть определена нормативным актом меньшей силы. В этой связи вывод суда о возможности урегулирования данного вопроса муниципальными нормативными правовыми актами противоречит положениям Конституции РФ в части разграничения компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Проверив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия находит их несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого решения.

Согласно ч. 6 ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с этим Законом Указом Президента РФ от 08 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

В п. 8 упомянутого Указа Президента РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Из содержания и смысла приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления, руководствуясь при этом вышеназванным Указом Президента РФ от 08 июля 2013 года № 613.

Поскольку этим Указом предусмотрено разработка и утверждение порядка размещения соответствующих сведений органами местного самоуправления, следовательно, они должны размещать их на своем официальном сайте.

Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления следует из нормативного правового акта Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как основополагающее начало в регулировании вопросов противодействия коррупции, предполагает возможность и необходимость обнародования любых сведений, касающихся вопросов их деятельности.

При этом согласно положениям, содержащимся в законодательстве в области противодействия коррупции, обнародование соответствующих сведений производится с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и данных о государственной тайне.

Указанный выше Порядок также предусматривает, что размещение в сети «Интернет» персональных данных членов семьи лиц, замещающих муниципальную должность, исключается.

В апелляционной жалобе её автор ссылается на неправомерный отказ суда в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, заявленного в связи с тем, что на Собрании депутатов г. Канаш подлежал рассмотрению вопрос об отмене решений от 08 апреля 2016 года №№ 12/6 и 12/10 «О порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности в г. Канаш Чувашской Республики, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей» и «О порядке размещения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в г. Канаш Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте г. Канаш Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования», которые решениями № 17/8 и № 17/9 Собрания депутатов г. Канаш Чувашской Республики от 31 августа 2016 года, состоявшегося после судебного заседания, были отменены.

Вместе с тем, отсутствие муниципального правового акта о порядке размещения на официальном сайте органов местного самоуправления информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а в данном случае их отмена, не является основанием для освобождения от предусмотренной федеральным законодательством в области противодействия коррупции обязанности по размещению таких сведений.

В этой связи отказ районного суда в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с подлежавшим рассмотрению в день принятия судебного решения вопроса об отмене ранее принятых Собранием депутатов г. Канаш решений о порядке предоставления соответствующими лицами соответствующих сведений и о порядке обнародования этих сведений не повлек нарушений каких-либо прав лиц, участвующих в деле, а потому на законность обжалуемого решения суда не влияет.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу заинтересованного лица ФИО1 на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 31 августа 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи: Е.Д. Смирнова

А.Е. Спиридонов