ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6447/17 от 23.08.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6447/2017 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего: Поздняковой О.Ю.,

судей: Иском Е.П., Мороз И.Г.,

при секретаре: Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2017 года дело по административному исковому заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2017 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя Администрации муниципального района им.Лазо Хабаровского края Сысоевой Н.А., прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор района им. Лазо Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что в администрации п.Переяславка, сельских поселениях: Полетненском, Кондратьевском, Оборском, Георгиевском, Черняевском, Марусинском, «Поселок Дурмин», «Поселок Сидима», Бичевском, «Село Гвасюки», Святогорском, утверждены и согласованы предприятия и объекты на 2017 год для отбывания наказания в виде исправительных работ, а в остальных поселениях: Ситинском, Кругликовском, п.Среднехорском, п.Мухен, Могилевском, Долминском, п.Хор, п.Сукпай, п.Золотой, данный перечень отсутствует, в связи с чем, администрацией муниципального района им. Лазо Хабаровского края нарушаются требования УИК РФ и УК РФ, что препятствует отбыванию наказаний осужденных в виде исправительных работ. Нарушения не способствуют выполнению целей исправления осужденных и предупреждению совершения ими повторных преступлений. 13.02.2017 года в адрес администрации муниципального района им. Лазо было направлено представление с требованием, устранить выявленные нарушения и определить перечень предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ на 2017 год. Однако в удовлетворении указанного представления было отказано, на основании того, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений созданы для решения вопросов в поселениях, где проживают лица, отбывающие исправительные работы и где расположены организации и предприятия, соответственно и перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ должны предоставлять поселения. Считает, что нарушаются права неопределенного круга лиц на отбывание исправительных работ осужденными, не имеющими постоянного места работы в местах определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Устранение указанного нарушения закона возможно только путем понуждения администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края определить перечень объектов отбывания наказания в виде исправительных работ на территории района им.Лазо на 2017 год. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района имени Лазо, выраженное в не определении перечня объектов для отбывания наказания на территории района имени Лазо на 2017 год, обязать администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края в течении 30 дней с момента вступления решения в законную силу определить перечень предприятий на 2017 год для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории района имени Лазо Хабаровского края.

Решением Суда района имени Лазо Хабаровского края требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сысоева Н.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Считает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права. В связи с тем, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений созданы для решения вопросов в поселениях, где проживают лица, отбывающие исправительные работы и где расположены организации и предприятия, то соответственно и перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ должны предоставляться поселениями. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют объекты, и места на которых осужденные отбывают исправительные работы.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии с ч.1 ст.49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

На основании ч.1 ст.25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В силу ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Исходя из ч.1 ст.39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Из содержания указанных норм следует, что для организации отбывания наказания осужденным в виде обязательных и исправительных работ органы местного самоуправления обязаны составлять списки конкретных учреждений и организаций по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В соответствии с частями 1, 2, 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, прокурором района имени Лазо Хабаровского края проведена проверка исполнения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части определения перечня объектов отбывания наказания в виде исправительных работ.

В результате проверки было выявлено, что в администрации п.Переяславка, сельских поселениях: Полетненском, Кондратьевском, Оборском, Георгиевском, Черняевском, Марусинском, «Поселок Дурмин», «Поселок Сидима», Бичевском, «Село Гвасюки», Святогорском района им.Лазо утверждены и согласованы предприятия и объекты на 2017 год для отбывания наказания в виде исправительных работ, а в остальных поселениях данного муниципального района: Ситинском, Кругликовском, п.Среднехорском, п. Мухен, Могилевском, Долминском, п.Хор, п.Сукпай, п.Золотой, данный перечень отсутствует, в связи с чем, администрацией муниципального района им.Лазо Хабаровского края нарушаются требования УИК РФ и УК РФ.

В адрес администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края было направлено представление, с требование устранить выявленные нарушения закона, определить перечень предприятий для отбывания наказания в виде исправительных работ на 2017 год.

Однако в исполнении указанного представления было отказано, на основании того, что для решения вопросов в поселениях, где проживают лица, отбывающие исправительные работы и где расположены организации и предприятия созданы органы местного самоуправления городских и сельских поселений, которые и должны представить перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался вышеназванными положениями действующего законодательства пришел к обоснованному выводу, что Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодательством определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями места отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ по месту жительства осужденного.

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений созданы для решения вопросов в поселениях, где проживают лица, отбывающие исправительные работы и где расположены организации и предприятия, в связи с чем, и перечень объектов для отбывания наказания в виде исправительных работ должны предоставляться поселениями, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельских поселений Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено, законом субъекта такие полномочия им не передавалось.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Суда района имени Лазо Хабаровского края от 15 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Позднякова О.Ю.

Судьи Иском Е.П.

Мороз И.Г.