ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6455 от 03.12.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Пальмин А.В. стр.59, г/п 0 руб.

Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33а-6455 03 декабря 2015 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.

судей Пыжовой И.А. и Рассошенко Н.П.,

при секретаре Шепуревой Т.С.

с участием прокурора областной прокуратуры Коваль Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 03 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 08 сентября 2015 года, которым постановлено:

«заявление заместителя прокурора города Северодвинска о признании частично недействующим п. 2.2.1.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Северодвинска от 29 августа 2014 года № 431-па, удовлетворить.

Признать п. 2.2.1.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации Северодвинска от 29 августа 2014 года № 431-па, в части слов «в случае продления сроков действия разрешения на строительство объекта капитального строительства», «разрешение на строительство (оригинал)» недействующими с момента принятия.

Резолютивная часть решения суда после вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в Бюллетене нормативно-правовых актов муниципального образования «Северодвинск» «Вполне официально».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора г. Северодвинска обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.2.1.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации Северодвинска от 29 августа 2014 года № 431-па, в части необоснованного возложения обязанности на заявителя по представлению документа, не предусмотренного действующим законодательством.

В обоснование заявленных требований указал, что п. 2.2.1.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства» определен перечень документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Так, с целью продления действия разрешения на строительство объекта данным пунктом административного регламента на застройщика возложена обязанность по представлению оригинала разрешения на строительство, не предусмотренного ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Установление для заявителя обременительных требований по представлению документов, обязанность по запросу которых возложена на органы местного самоуправления, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п. «а» п. 3, п.п. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

В судебном заседании прокурор Пирогов Е.В. заявленные требования поддержал.

Представитель администрации МО «Северодвинск» ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что административный регламент соответствует ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, поскольку его положениями установлено обязательное представление застройщиком заявления и разрешения на строительство для отметки о продлении срока во избежание спорных ситуаций. Оснований для отказа в предоставлении услуги в связи с непредставлением разрешения на строительство регламентом не предусмотрено.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Северодвинск».

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указано, что Градостроительным кодексом РФ определены случаи для продления срока действия разрешения на строительство, при этом порядок осуществления не регламентирован. Формой разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр, предусмотрена графа <19> для заполнения в случае продления срока действия разрешения на строительство. При отказе в продлении срока действия разрешения на строительство заявителю выдается письмо администрации Северодвинска за подписью мэра. В случае принятия решения о продлении срока действия разрешения на строительство в оригинале разрешения заполняется графа <19> за подписью мэра. При поступлении заявлений о продлении срока действия или внесения изменений в разрешение на строительство заявитель представляет вместе с заявлением оригинал разрешения, так как запрашиваемые им действия требуют внесения изменений в данный документ. Оказание муниципальной услуги без представления оригинала разрешения на строительство невозможно, так как будет нарушать правило заполнения утвержденной формы разрешения на строительство.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения прокурора Коваль Д.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

На основании ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9).

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).

Судом установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 29.08.2014 № 431-па утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент). Административный регламент является действующим нормативным правовым актом, опубликован в Бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально» 03 сентября 2014 года № 92, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Административный регламент устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства» (далее - Услуга) и стандарт предоставления Услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов Администрации Северодвинска при предоставлении Услуги на территории муниципального образования «Северодвинск» (п. 1.1.1 Административного регламента).

Согласно п. 1.1.2 Административного регламента Услуга включает в себя 3 подуслуги: выдача разрешения на строительство или принятие решения об отказе в выдаче такого разрешения (п.п. 1.1.2.1); принятие решения о продлении срока действия разрешения на строительство или решения об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство (п.п. 1.1.2.2); принятие решения о внесении изменений в разрешение на строительство или решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (п.п. 1.1.2.3).

Пунктом 2.2.1 Административного регламента предусмотрено, что для получения Услуги заявитель обязан представить следующие документы:

2.2.1.4 для предоставления подуслуги «Принятие решения о продлении срока действия разрешения на строительство или решения об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство» в случае продления сроков действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: - заявление о продлении срока действия разрешения на строительство согласно Приложению № 2 к настоящему административному регламенту (оригинал); - разрешение на строительство (оригинал).

На основании подраздела 2.3 Административного регламента «Отказ в приеме документов» заявитель получает отказ в приеме документов по следующим основаниям: 1) лицо, подающее документы, не относится к числу заявителей в соответствии с пунктами 1.2.1, 1.2.2 настоящего регламента; 2) заявитель представил документы, оформление которых не соответствует требованиям, установленным настоящим регламентом; 3) заявитель представил документы с неоговоренными исправлениями, серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно толковать содержание, с подчистками либо приписками, зачеркнутыми словами, записями, выполненными карандашом; 4) непредставление документов, определенных пунктом 2.2.1 настоящего регламента. Перечень оснований для отказа в приеме документов является исчерпывающим.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемый пункт Административного регламента в части слов «в случае продления сроков действия разрешения на строительство объекта капитального строительства», «разрешение на строительство (оригинал)» противоречит ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, необоснованно возлагает на заявителей дополнительную обязанность по представлению разрешения на строительство, обуславливает представление документов положительным решением о предоставлении муниципальной услуги.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласна.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона).

В силу ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с ч. 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (ч. 19).

Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (ч. 20).

Таким образом, пункт 2.2.1.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства» в части слов «в случае продления сроков действия разрешения на строительство объекта капитального строительства», «разрешение на строительство (оригинал)» противоречит действующему федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, иному ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Северодвинск» – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И.Кузнецов

Судьи И.А.Пыжова

Н.П.Рассошенко