ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6461 от 05.08.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гречановская О.В.

№ 33А-6461

(№ М-2652/2020)

(42RS0009-01-2020-005114-75)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«5» августа 2020 года г. Кемерово

Судья судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда Тройнина С.С., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Джаббарова Расула Исмиевича на определение судьи Центрального районного суда г.Кемерово от 7 июля 2020 года о возвращении административного искового заявления Джаббарова Расула Исмиевича к администрации г.Кемерово о признании недействующим постановления органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Джаббаров Р.И. обратился с административным иском к администрации г.Кемерово о признании незаконным постановления № 1367 от 18.05.2020 «О внесении изменений в Постановление Администрации г.Кемерово от 02.06.2016 № 1191 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 07.07.2020 данное административное исковое заявление возвращено административному истцу со всеми приложенными документами, разъяснено право обратиться с заявленными требованиями в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской федерации.

Не согласившись с указанным определением, Джаббаров Р.И. подал частную жалобу, в которой просит определение Центрального районного суда г.Кемерово от 07.07.2020 отменить, указав в обоснование, что рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления, в том числе затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности, к компетенции арбитражных судов положениями ст.29 АПК РФ не отнесено. Согласно положениям ст.2 КАС РФ, подведомственность административных дел об оспаривании нормативно-правовых актов судам общей юрисдикции не поставлена в зависимость от того, физическое или юридическое лицо обратилось с соответствующим заявлением и того, затрагивает или нет такой нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, в соответствии со ст.19 КАС РФ оно должно быть рассмотрено судом общей юрисдикции по правилам административного судопроизводства в соответствии с установленной подсудностью – Центральным районным судом г.Кемерово.

Просит определение Центрального районного суда г.Кемерово от 07.07.2020 отменить и решить вопрос по существу.

Изучив материалы, рассмотрев доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

Возвращая исковое заявление Джабарова Р.И., судья Центрального районного суда г.Кемерово указал в определении, что административным истцом указано о нарушении оспариваемым постановлением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявленные требования подлежат рассмотрению Арбитражным судом Кемеровской области.

Указанный вывод суда противоречит нормам процессуального права.

В соответствии со ст.19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, предусмотрен главой 21 КАС РФ.

Как следует из содержания пунктов 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое административным истцом Постановление от 18.05.2020 № 1367 администрации г.Кемерово «О внесении изменений в постановление администрации города Кемерово от 02.06.2016 № 1191 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» обладает соответствующими признаками нормативного правового акта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Оспаривание нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления данной нормой к подведомственности Арбитражных судов не отнесено.

В силу положений главы 2 КАС РФ, а также разъяснений в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 50 от 25 декабря 2018 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", подведомственность административных дел об оспаривании нормативных правовых актов судам общей юрисдикции не поставлена в зависимость от статуса лица, обратившегося в суд с соответствующим административным иском, как субъекта предпринимательской деятельности.

В связи с изложенным, административное исковое заявление Джаббарова Р.И. к администрации г.Кемерово о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим подлежит рассмотрению по правилам главы 21 КАС РФ, рассмотрение дела отнесено к подсудности Центрального районного суда г.Кемерово.

Следовательно, правовые основания для возвращения административного иска отсутствовали.

Исходя из изложенного, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного иска к производству суда.

Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Центрального районного суда г.Кемерово от 07 июля 2020 года о возвращении административного искового заявления Джаббарова Расула Исмиевича к администрации г.Кемерово о признании недействующим постановления органа местного самоуправления отменить.

Материал направить в суд первой инстанции для разрешения со стадии принятия искового заявления к производству суда.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: