Дело № 33а-6495
Судья Плешивцев С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2019 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Кустовой И.Ю., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрев открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2019 года, которым постановлено:
«Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Перми № 521 от 02.08.2018 г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми», в части не включения в схему размещения мест нестационарных торговых объектов (текстовая и графическая части) следующих мест размещения нестационарного торгового объектов со специализацией «Печать»:
- 1) ул.**** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-27);
- 2) ул.**** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-28),
- 3) ул.**** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-22),
- 4) остановка «***», четная сторона (ранее действовавший учетный номер Д-КП-30),
- 5) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-7),
- 6) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-8);
- 7) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-8),
- 8) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-29);
- 9) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-19);
- 10) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-18);
- 11) ул.**** (ранее действовавший учетный номер И-КП-15);
- 12) ул.**** (ранее действовавший учетный номер К-КП-14);
- 13)ул.**** (ранее действовавший номер Л-КП-21);
- 14) ул.**** (ранее действовавший номер Л-КП-13);
- 15) ул.**** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-17);
- 16) ул.**** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-15);
- 17) перекрёсток улиц **** и **** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-2);
- 18) ул.****, трамв. остановка «****» (ранее действовавший учетный номер М-КП-4);
- 19) ул.**** (ранее действовавший учетный номер М-КП-6);
- 20) ул. **** (ранее действовавшие учетные номера М-КП-7, М-КП-8);
- 21) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-32);
- 22) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-11);
- 23) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-30);
-24) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-40);
-25) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-37);
-26) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-25);
-27) ул. **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-22);
- 28) ул. **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-12);
- 29) ул. **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-13);
- 30) ул. **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-7);
- 31) ул. **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-9);
- 32) ул. ****, остановка «****» (ранее действовавший учетный номер С-КП-63);
- 33) ул. **** (ранее действовавшие учетные номера С-КП-16 и С-КП-17);
- 34) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-18);
- 35) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-23);
- 36) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-25);
- 37) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-64);
- 38 ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-52);
- 39) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-44);
- 40) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-1);
- 41) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-40);
- 42) ул. **** (ранее действовавший учетный номер С-П-121).
- 43) ул. ****, остановка «****» (ранее действовавший учетный номер С-П-120), в удовлетворении остальной части требований отказать.
Обязать администрацию г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в силу, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя администрации г. Перми, департамента экономики и промышленной политики - ФИО1, представителя административного истца - ФИО2, представителя управления внешнего благоустройства администрации г. Перми - ФИО3, заключение прокурора Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации г. Перми от 20.06.2018 № 408 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми» утверждена прилагаемая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми, признаны утратившими силу постановления администрации города Перми: от 27.09.2012 N 572 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми»; от 31.12.2013 N 1281 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 11.12.2014 N 957 «О внесении изменений в Постановление администрации города Перми от 27.09.2012 N 572 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми»; от 2.07.2015 N 432 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 18.09.2015 N 654 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 5.11.2015 N 910 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 25.12.2015 N 1123 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 29.03.2016 N 207 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 3.08.2016 N 553 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 19.09.2016 N 707 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 29.09.2012 N 572»; от 5.10.2016 N 782 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 28.12.2016 N 1183 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 2.02.2017 N 68 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 5.07.2017 N 514 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 9.08.2017 N 610 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 29.09.2017 N 787 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 4.12.2017 N 1091 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572»; от 20.06.2018 N 407 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденную Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572».
Нормативный акт опубликован в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», N 45, 29.06.2018.
Постановлением администрации г. Перми от 02.08.2018 № 521 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми» утверждена прилагаемая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми (далее - Схема) в составе 1.1. текстовая часть; 1.2. графическая часть; признано утратившим силу Постановление администрации г. Перми от 20.06.2018 № 408.
Постановление опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 56, 07.08.2018.
Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в суд с административным иском о признании не действующим Постановление администрации г. Перми от 02.08.2018 № 521 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми» в части невключения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми мест размещения нестационарных торговых объектов со специализацией «Печать», на которых до 02.08.2018 на законных основаниях были размещены и введены в эксплуатацию следующие нестационарные торговые объекты:
- 1) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-27);
- 2) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-28),
- 3) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-22),
- 4) остановка «****», четная сторона (ранее действовавший учетный номер Д-КП-28),
- 5) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-8),
- 6) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-7),
- 7) **** (ранее действовавший учетный номер Д-КП-8);
- 8) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-8),
- 9) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-29);
- 10) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-32);
- 11) перекресток **** – **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-1);
- 12) **** (ранее действовавший учетный номер И-П-98);
- 13) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-19);
- 14) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-18);
- 15) **** (ранее действовавший учетный номер И-КП-15);
- 16) **** (ранее действовавший учетный номер К-КП-13);
- 17)**** (ранее действовавший учетный номер К-КП-14);
- 18) ****, ост. «****», нечет. (Л-КП-33);
- 19) **** (ранее действовавший номер Л-КП-21);
- 20) **** (ранее действовавший номер Л-КП-13);
- 21) **** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-17);
- 22) **** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-15);
-23)перекрёсток улиц **** и **** (ранее действовавший учетный номер Л-КП-2);
- 24) ****(ранее действовавший учетный номер М-КП-3);
- 25) ул.****, трамв. остановка «****» (ранее действовавший учетный номер М-КП-4);
-26) ул.**** (ранее действовавший учетный номер М-КП-6);
- 27) **** (ранее действовавшие учетные номера М-КП-7 и М-КП-8);
- 28) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-32);
- 29) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-1);
- 30) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-11);
- 31) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-30);
-32) ****, напротив дома по **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-38);
-33) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-40);
-34) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-37);
-35) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-25);
-36) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-22);
- 37) **** (ранее действовавший учетный номер М-КП-15);
- 38) **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-12);
- 39) **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-18);
- 40) **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-13);
- 41) **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-7);
- 42) **** (ранее действовавший учетный номер О-КП-9);
- 43) ****, остановка «****» (ранее действовавший учетный номер С-КП-63);
- 44) **** (ранее действовавшие учетные номера С-КП-16 и С-КП-17);
- 45) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-18);
- 46) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-23);
- 47) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-25);
- 48) ****(ранее действовавший учетный номер С-КП-31);
- 49) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-64);
- 50) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-58);
- 51) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-52);
- 52) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-44);
- 53) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-1);
- 54) **** (ранее действовавший учетный номер С-КП-40);
- 55) **** (ранее действовавший учетный номер С-П-121).
-56) ****, остановка «****» (ранее действовавший учетный номер С-П-120);
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в течение длительного периода осуществляет эксплуатацию газетных киосков с учетными номерами: Д-КП-28; Д-КП-22; Д-КП-28; Д-КП-8; И-КП-7; И-КП-8; И-КП-29; И-КП-19; И-КП-15; И-КП-32; Л-КП-13; Л-КП-15; Л-КП-2; Л-КП-17; М-КП-4; М-КП-37; М-КП-25; О-КП-13; О-КП-7; С-КП-17; С-КП-18; С-КП-23; С-КП-31; С-КП-64; С-КП-52; С-П-121; С-П-120.
Нестационарные торговые объекты, являющиеся предметом спора, ранее были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми. Оспариваемым Постановлением администрации г. Перми от 02.08.2019 № 521 места размещения нестационарных торговых объектов (56 мест) не были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов. Вместе с тем эксплуатация указанных объектов осуществлялась на законных основаниях и была начата до принятия данного постановления. Нормативный правовой акт не соответствует требованиям ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.25 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», нарушает права и законные интересы административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Пермблагоустройство», департамент земельных отношений администрации г. Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми.
В ходе рассмотрения дела, ФИО4 заявлен отказ от требований по оспариванию нормативного правового акта в части не включения в Схему нестационарных торговых объектов: И-КП-32, И-КП-1, И-П-98, К-КП-13, М-КП-3, М-КП-1, М-КП-38, О-КП-18, С-КП-31 (т.3 л.д.46), определениями Ленинского районного суда г. Перми от 19.12.2018 и от 25.03.2019 производство по делу в указанной части прекращено.
По остальной части заявленных требований судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Перми, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Жалоба мотивирована тем, что полоса отвода автомобильной дороги –это установленные границы земельного участка, предназначенного для размещения линейного объекта. В документации по планировке территории и выписке из ЕГРН в отношении земельного участка по ****, учетный номер нестационарного торгового объекта И-КП-19, указано, что место размещения объекта находится в границах земельного участка, предоставленного для размещения линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, следовательно, в полосе отвода дороги. Место размещения нестационарного торгового объекта под учетным номером М-КП-37 (****) расположено в границах дороги, аналогичное расположение нестационарных торговых объектов с учетными номерами С-КП-18 (ул. ****), М-КП-25 (****), И-КП-4 (****), Д-КП-28 (****), С-КП-16 (ул. ****), Д-КП-22 (****). При разрешении настоящего дела правовое значение имеют постановленные судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда определения по делу № 33а - 4241 от 07.05.2017, по делу № 33а-2577 от 01.04.2019, подтверждающие отсутствие нарушения прав ФИО4 в отношении ряда нестационарных торговых объектов, что являляется основанием для прекращения производства по делу в данной части. Кроме этого, Постановлением администрации г. Перми № 178 от 28.03.2019 внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, 22 нестационарных торговых объекта включены в Схему, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца. Судом не принято во внимание дублирование мест размещения НТО М-КП-7 и М-КП-8 (****), С-КП-16 и С-КП-17 (****).
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации г. Перми и департамента экономики и промышленной политики администрации г. Перми доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель управления внешнего благоустройства администрации г. Перми выразил согласие с апелляционной жалобой.
Представитель административного истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В заключении прокурор пояснил, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ст. 13 ГК РФ, ч.2 ст.64, ч.1 ст. 208, ч.ч.8,9 ст. 213 КАС РФ, абз.3, 4 ч.1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», п. 15 ч.1 ст.16, ч.3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, пп.6 п.1 ст.39.33, п.1 ст. 39.36 ЗК РФ, ст. 2, ч.ч.1-3,5,6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.п. 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», ст.49 решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», п.п. 3.1, 3.2, 3.3 решения Пермской городской Думы от 01.03.2011 № 27 «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Перми и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов», Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 № 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», п.п.1.2,1.3.17,3.4,3.5,3.10,4.1,4.2, п.п.1.3,1.3.1,1.3.2,1.3.3,1.3.4,1.4.6,1.4.7,1.8,1.9,1.10,1.11,1.12,2.1,,2.1.1,2.1.2,2.1.3,2.2.1,2.2.2,2.2.3,2.2.4,2.2.5.1,2.2.5.2,2.2.5.3,2.2.5.4,2.2.5.5,2.2.5.6,3.1,3.11,4.1.1.1,4.1.2,4.1.3,4.1.4, 4.1.5,4.1.6,4.1.7,4.18 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 №966-п.
Нарушения порядка и процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено.
Проверяя соответствие нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд правильно исходил из того, что схема размещения нестационарных торговых объектов является документом, который определяет места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержит сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.
Произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схему размещения или исключение из нее уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и прекращению бизнеса, что, противоречит смыслу ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Положение ч.6 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схему размещения или исключение из нее уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и прекращению бизнеса, что, противоречит смыслу ч.6 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми, утвержденных Постановлениями администрации г. Перми от 27.09.2012 № 572, от 31.12.2013 №1281, от 11.12.2014 № 957, от 18.09.2015 № 654, от 29.03.2016 № 207, были включены места размещения спорных нестационарных торговых объектов.
В последующем нестационарные торговые объекты были исключены из Схемы на основании Постановлений администрации г. Перми от 19.09.2016 № 707, 28.12.2016 № 1183, от 29.09.2017 № 787, от 04.12.2017 № 1091, утративших силу в связи с изданием Постановления от 20.06.2018 № 408, а также на основании Постановлением администрации г. Перми от 20.06.2018 № 408, утратившего силу в связи с принятием Постановления от 02.08.2018 № 521, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что ряд спорных мест размещения нестационарных торговых объектов не были включены в Схему на законных основаниях.
Так, место по адресу: **** (Д-КП-8) находится на земельном участке с кадастровым номером **, который предоставлен по договору аренды от 04.12.2009 № **К. для размещения объектов, находящихся в собственности арендатора (свидетельства о регистрации права от 25.10.2002 № **, № ****).
Из пункта 2.2.5.3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п, следует, что Схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, предоставленных гражданам или юридическим лицам, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд либо изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, указанное место не может быть включено в постановление от 02.08.2018 № 521.
С учетом положений п. 2.2.5.2 названного Порядка, суд пришел к обоснованному выводу о том, что не может быть включено в Постановление от 02.08.2018 № 521 место под ранее учтенным номером Л-КП-33 (****, остановка «****»), в связи с его нахождением на посадочной площадке.
Согласно п.74 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен. Вместе с тем, ранее место под учетным номером О-КП-12 (****) в Схеме было предусмотрено без учета указанных требований. Возможность переноса места с учетом соблюдения установленных требований отсутствует.
Место под учетным номером С-КП-58 (****) Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено не было, договор на размещение в указанном месте нестационарного торгового объекта не заключался, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца в указанной части суд обоснованно не усмотрел.
Приведенные выше вывода суда сторонами не оспариваются и в апелляционном порядке не обжалуются.
Судом первой инстанции установлено, что управлением внешнего благоустройства при подготовке Схемы не были согласованы объекты, расположенные по адресам: ул. **** (И-КП-4), ****а (И-П-98); **** (И-КП-19); **** (И-КП-18); **** (И-КП-7); **** (К-КП-14); **** (Л-КП-13); **** (М-КП-11); **** (М-КП-30); **** (М-КП-40); **** (О-КП-12); **** (О-КП-13); ****, (О-КП-9); **** (С-КП-23); **** (С-КП-14); **** (С-КП-64); **** (С-КП-1) по основанию того, что данные объекты находятся в полосе отвода автомобильной дороги, запрет на размещение таких объектов установлен ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог - относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Вместе с тем, согласно представленных в судебное заседание документаций по планировке территорий, выписок из Единого реестра недвижимости на земельные участки под автомобильными дорогами, указанные выше места для размещения нестационарных торговых объектов расположены на участках, предназначенных для формирования земельных участков в целях размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и относятся к территории общего пользования.
Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, не предусмотрен запрет на использование земельных участков территории общего пользования под размещение нестационарных торговых объектов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца в части не включения в Схему мест, ранее располагавшихся по адресам: **** (И-КП-4), ****а (И-П-98); **** (И-КП-19); **** (И-КП-18); **** (И-КП-7); **** (К-КП-14); **** (Л-КП-13); **** (М-КП-11); **** (М-КП-30); **** (М-КП-40); **** (О-КП-12); **** (О-КП-13); ****, (О-КП-9); **** (С-КП-23); **** (С-КП-14); **** (С-КП-64); **** (С-КП-1) подлежат удовлетворению.
С учетом того, что ответчиком не представлено доказательств невозможности включения в Схему мест по ул. ****, ул. ****, требования административного истца в данной части судом также обоснованно удовлетворены.
Доводы ответчиков и заинтересованных лиц в части невозможности включения в Схему мест по адресным ориентирам: ул. ****, ул. **** в связи с проведением проектно-изыскательских работ для проведения работ по капитальному ремонту правильно отклонены судом как несостоятельные, поскольку сроки проведения работ установлены на 2021, доказательств невозможности размещения нестационарных торговых объектов до проведения ремонтных работ административным ответчиком не представлено.
В отношении места по адресному ориентиру: перекресток **** (Л-КП-2) суд согласился с доводами истца, указав, что приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 14.11.2013 № СЭД-27-01-12-339 «Об установлении границ территории, утверждении режима использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Библиотека областная им. А.М. Горького» запрет на размещение нестационарных торговых объектов не установлен. Кроме того, ответчиком не доказана невозможность размещения места за границами территории объекта культурного наследия регионального значения, аналогичный вывод следует и в отношении других объектов, расположенных в границах объектов культурного наследия.
Доводы административного ответчика в части невозможности включения в постановление от 02.08.2018 № 521 места по адресному ориентиру: ул. **** прежний учетный номер Д-КП-27, в связи с планируемым проведением работ по благоустройство сквера им.250-летия города Перми и площади П. Гайдара (письмо от 06.03.2019 № 059-07-01-69/3-21), судом отклонены ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих невозможность размещения нестационарных торговых объектов до проведения ремонтных работ.
В отношении остальных мест размещения, административным ответчиком суду каких-либо доказательств, обосновывающих и подтверждающих законность не включения мест размещения нестационарных торговых объектов в оспариваемом постановлении, представлено не было.
Приведенные выводы суда основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, оценены судом по правилам ст. 84 КАС РФ, оснований для их переоценки не имеется.
Относительно нарушения прав и законных интересов административного истца, суд правильно указал, что нормы права, подлежащие применению в настоящем деле, регулируют общественные отношения в равной мере со всеми субъектами, использующими нестационарные торговые объекты в своей деятельности. Каждый из таких субъектов вправе предъявить требование о признании запрета на размещение нестационарных торговых объектов не действующим ввиду несоответствия имеющим большую силу нормативным правовым актам в соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ, предоставляющей право обратиться с административным исковым заявлением в порядке абстрактного нормоконтроля лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда.
Судебная коллегия исходит из того, что обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, федеральным законодателем возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, что следует из положений п.3 ч.8, ч.9 ст. 213 КАС РФ.
Между тем административным ответчиком не представлено бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих невозможность размещения нестационарных торговых объектов на определенных ранее Схемами местах.
Согласно ч. 5 ст.25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 N 694-п (ред. от 20.12.2017) утвержден порядок установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае, порядок установления и использования дорог местного значения на территории г. Перми не принят.
Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 (ред. от 11.03.2011) «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».
Так, согласно п.1 названных Норм для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее - нормы отвода земель): а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, - согласно приложениям N 1 - 7; б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, - согласно приложениям N 8 - 14. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог: а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна; б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров; в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям; г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов; д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункты 1-3).
Таким образом, границы полосы отвода автомобильной дороги устанавливаются с учетом категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения, боковой видимости, а также других условий.
Представленная в материалы дела административным ответчиком документация по планировке территорий, а также сведения из ЕГРН о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с целевым использованием: для размещения линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, для строительства магистральной улицы, бесспорно не свидетельствуют о том, что спорные нестационарные объекты расположены в границах отвода полосы автомобильной дороги с учетом приведенных выше правовых норм, установленных по делу обстоятельств, в отсутствие заключения специалиста, а также исходя из того, что к линейным объектам в силу п.10 ст. 1 ГрК РФ законодателем отнесены не только автомобильные дороги, а также линии электропередач, линии связи, трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Утвержденные документацией по планировке территории красные линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемыми, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов в силу п.11 ст. 1 ГрК РФ, также однозначно не свидетельствует о нахождении нестационарных торговых объектов в границах отвода полосы дороги.
В силу п.п.4 и 6 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, в том числе передвижное сооружение.
С учетом необходимости создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении печатной продукции, исходя из технических характеристик торговых объектов, у административного ответчика имеется возможность в случае объективной необходимости изменить их местонахождение, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес».
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания нормативного правового акта по нестационарным торговым объектам, в отношении которых административный истец не является правообладателем, со ссылкой на принятые судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда определения по делам № 33а-4241 от 07.05.2017, № 33а-2577 от 01.04.2019, являются несостоятельными.
В соответствии с абз. 1 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В данном случае оспариваемый в части нормативный правовой акт, как на момент принятия судом первой инстанции решения, так и в настоящее время, является действующим, следовательно, подлежит применению.
Административный истец, является субъектом спорный правоотношений (осуществляет продажу печатных средств массовой информации),а потому вправе участвовать в аукционе на заключение договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте, инициировать проведение которого может только уполномоченный орган местного самоуправления и в отношении только тех объектов, которые включены в Схему, что следует из анализа Порядка организации и проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 21.03.2018 № 137-п (п.п. 2.1,2.2,2.5,3.1,3.2,3.3), Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п (п.п. 1.11, 1.12). Не включение в Схему нестационарных торговых объектов, исключает размещение на электронной площадке извещения о проведении аукциона, что свидетельствует о нарушении прав административного истца на участие в таком аукционе.
Обстоятельство того, что Постановлением администрации г. Перми от 28.03.2019 № 178, опубликованном 02.04.2019 в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» №22, внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми, утвержденную Постановлением от 02.08.2019 № 521, в Схему включены ряд объектов, в том числе спорных - 22, не влечет отмену решения суда. Поскольку изменения в нормативный правовой акт внесены после принятия судом первой инстанции решения, и фактически свидетельствуют об его исполнении в данной части.
Довод административного ответчика, что оспариваемым нормативным правовым актом предусмотрены альтернативные места для размещения нестационарных торговых объектов на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку из буквального толкования правового акта этого не следует, кроме того, положениями п.4.5 Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 № 966-п предусмотрен специальный порядок - предложение субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, альтернативного места для размещения такого объекта на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом и Схемы.
В целом доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на переоценку обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи