ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-64/2018 от 12.04.2018 Восточно-сибирского окружного военного суда (Забайкальский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а – 64/2018

12 апреля 2018 года г. Чита

Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:

председательствующего – Антонова А.Г.

и судей – Винника С.Ю.,

Даутова М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Дворецкой С.В., рассмотрел в судебном заседании 12 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в пгт Приаргунск Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю майора Фролова Яна Юрьевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии данного управления, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков по доверенности – Хафизова Д.Ф. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 января 2018 года.

Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выступления административного истца Фролова Я.Ю. в поддержание вынесенного судебного решения и представителя начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю по доверенности – Шишканова В.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд

установил:

Фролов Я.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в Службе в пгт Приаргунск Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю. При этом решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю от 9 октября 2017 года, утверждённым начальником данного управления 17 октября того же года, ему с составом семьи три человека (он, его супруга – Ф.О и их дочь – Ф.А..) было отказано в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства – в городе Улан-Удэ Республики Бурятия, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду непредставления предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд указанные действия жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю и начальника этого управления признать незаконными, обязать административных ответчиков отменить оспариваемое им решение жилищной комиссии и принять его с составом семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении в городе Улан-Удэ Республики Бурятия.

Читинский гарнизонный военный суд решением от 18 января 2018 года административное исковое заявление Фролова Я.Ю. удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель начальника и жилищной комиссии указанного управления по доверенности – Хафизов Д.Ф., выражая своё несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Фролова Я.Ю. в полном объёме, в обоснование приводя следующие доводы.

По его утверждению, суд не определил в установленном законом порядке совокупность обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, не установил достоверно юридически значимые факты, чем допустил существенные нарушения норм материального права, что, в свою очередь, повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения, подлежащего отмене. Так, ошибочным, как полагает автор жалобы, является вывод суда о том, что непредставленные Фроловым Я.Ю. сведения о местах его проживания и регистрационного учёта, а также справки из БТИ и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, не относятся к документам, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и могут быть получены жилищной комиссией путём направления запросов в соответствующие органы.

Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение законным и обоснованным.

Как видно из копии заявления Фролова Я.Ю. председателю жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю, в нём административный истец просит принять его с составом семьи три человека (он, его супруга – Ф.О и их дочь – Ф.А..) на учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения в городе Улан-Удэ Республики Бурятия. При этом к данному заявлению Фроловым Я.Ю. приложены документы: справка подразделения кадров органа безопасности, в которой отражены его послужной список, сведения о прохождении им военной службы и об общей продолжительности военной службы, о составе семьи и планируемом сроке увольнения с военной службы; копии его паспорта, паспортов его супруги Ф.О и их дочери Ф.А. с отметками о регистрации по месту жительства; копия свидетельства о заключении брака между ним и Ф.О (по заключении брака – Ф.О.); лицевой счёт квартиросъёмщика; копия договора найма жилого помещения; копия справки о сдаче жилого помещения; копия справки Приаргунского филиала КГУП «Забайкальское БТИ»; копии справок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю; копии уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю; рапорт Фролова Я.Ю. на имя председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю и другие документы.

Из копии решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю (протокол заседания комиссии № 35 от 9 октября 2017 года), утверждённого начальником данного управления 17 октября того же года, усматривается, что в удовлетворении указанного заявления Фролову Я.Ю. отказано (пункт 1.2. раздела III) на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду непредставления предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. При этом причиной для такого отказа послужило отсутствие в заявлении Фролова Я.Ю. сведений о местах проживания и регистрационного учёта его и его супруги в период с 11 июля 1991 года по 31 января 1998 года.

В соответствии с абзацем 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (в ред. от 09 сентября 2017 года), для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства – избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1501;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Порядка реализации в органах федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, утверждённого приказом директора Федеральной службы безопасности от 4 декабря 2013 года № 726, установлено, что заявление военнослужащего о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, составленное по форме согласно приложению к Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, и приложенные к нему документы, предусмотренные пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях, подаются военнослужащим в жилищную комиссию.

Пунктом 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом директора Федеральной службы безопасности от 24 октября 2011 года № 590 (далее – Правила организации), определено, что для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учёт в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подаётся в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение № 1), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) справка подразделения кадров органа безопасности по форме согласно приложению № 2, выдаваемая подразделением кадров органа безопасности по обращению военнослужащего;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности.

В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подаётся рапорт с объяснением причин невозможности их представления.

В соответствии с п. 3.1 Правил организации военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию:

а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет;

б) справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности (со всех мест регистрации по месту жительства, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);

в) иные документы, по мнению военнослужащих и членов их семей, подтверждающие их право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.

Таким образом, как видно из материалов дела, Фролов Я.Ю. приложил к своему заявлению все предусмотренные действующим законодательством документы, вследствие чего решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю об отказе административному истцу в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть ввиду непредставления предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, не основано на законе, о чём суд правильно указал в решении.

В силу вышеприведённого, изложенные Хафизовым Д.Ф. в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными и не могут повлиять на существо законно и обоснованно принятого судебного решения.

Принимая во внимание изложенное, а также руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил:

решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Службы в пгт Приаргунск Пограничного управления ФСБ РФ по Забайкальскому краю майора Фролова Яна Юрьевича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии данного управления, связанных с отказом в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков по доверенности – Хафизова Д.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий А.Г. Антонов

Судьи: С.Ю. Винник

М.Ф. Даутов