ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6502/18 от 26.09.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 33а-6502/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Шукеновой М.А.,

судей областного суда Круглова В.В., Усовой Е.И.

при секретаре Яковлевой А.В.

рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2018 г. дело по апелляционной жалобе Надыкто А. А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 22 июня 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Надыкто А. А. отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

Надыкто А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Омской области об оспаривании ненормативного акта.

В обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> (вид разрешенного использования - для жилой застройки, для размещения и эксплуатации жилого дома) и расположенного на нем жилого дома, который является постройкой 30-х гг. прошлого века, для проживания не пригоден.

Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 22.10.2010 № 43-п строительство на территории указанного земельного участка как подпадающего под резервирование было ограничено на срок 7 лет.

По истечении указанного срока административный истец планировал снести ветхую постройку и возвести на земельном участке новый дом.

07.02.2018 Надыкто А.А. получил выписку из Единого государственного реестра недвижимости, из содержания которой ему стало известно, что Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 № 45-п «О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линии Омского метрополитена» принадлежащий ему земельный участок был повторно зарезервирован на 3 года.

По мнению административного истца, Приказ № 45-п нарушает установленные законодательством сроки наложения обременения на земельные участки в виде их резервирования, нарушает его право на использование земельного участка по назначению, издавая данный Приказ, административный ответчик превысил свои полномочия.

Просил признать незаконным Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 30.11.2017 № 45-п незаконным в части резервирования и ограничения прав собственника земельного участка с кадастровым номером <...>.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Надыкто А.А. просит решение суда отменить полностью, принять новое. Считает, что выводы суда о законности оспариваемого акта не являются доказанными. Судом не проверены основания включения указанного земельного участка в перечень резервируемых земель, а также полномочия Министерства имущественных отношений Омской области на принятие оспариваемого приказа. Отмечает, что в обоснование возражений административным ответчиком не представлены правовые акты, которыми он руководствовался при принятии оспариваемого приказа, не представлены результаты землеустроительных работ, свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> подпадает в зону резервирования, а также не доказано наличие полномочий на вынесение оспариваемого акта.

Судом не проверены основания включения указанного земельного участка в перечень резервируемых земель, а также полномочия Министерства имущественных отношений Омской области на принятие оспариваемого приказа.

Указывает, что суд отклонил его ходатайство об истребовании у заинтересованного лица – Казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» документов, подтверждающих запланированное размещение объектов Омского метрополитена на спорном земельном участке.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Омской области просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на них, заслушав представителя Министерства имущественных отношений Омской области Лукьянову Н.М., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.

В соответствии со ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом не допущено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Надыкто А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м из категории земель населенных пунктов (для размещения жилой застройки (индивидуальной), для размещения и эксплуатации жилого дома), местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> (л.д. 13).

30.11.2017 Министерством имущественных отношений Омской области издан Приказ N 45-п "О резервировании земель для государственных нужд Омской области в границах муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена" (далее - Приказ N 45-п), на основании которого земельный участок с кадастровым номером <...> был повторно зарезервирован на срок 3 года для государственных нужд Омской области в целях размещения 1 и 2 линий Омского метрополитена.

Как следует из преамбулы, Приказ N 45-п принят в целях размещения объектов транспорта регионального значения в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43.

Ссылаясь на незаконность Приказа N 45-п в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером <...>, Надыкто А.А. обратился в суд с настоящим заявлением, мотивировав требования превышением предельно допустимого срока резервирования в связи с тем, что ранее на основании Приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 22.10.2010 № 43-п принадлежащий ему земельный участок зарезервирован для государственных нужд на срок 7 лет.

Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет (часть 3 статьи 70.1 ЗК РФ).

Из положений пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ (в ред. от 19.07.2011) следует, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ) внесены изменения в статью 70.1 ЗК РФ в части срока, на который могут резервироваться земли для государственных или муниципальных нужд - срок изменен с семи до трех лет.

При этом в соответствии с пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ положения пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ вступил в законную силу с 01.04.2015 (статья 27 указанного Закона).

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 названного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Отклоняя доводы административного истца о невозможности неоднократного резервирования земельных участков на срок, который в суммарном выражении превышает предельно допустимый, суд исходил из того, что положения пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ, предусматривающего возможность резервирования земель для государственных или муниципальных нужд и его максимальные сроки, не содержат запрета на повторное резервирование.

Указанный вывод суда основан на правильном применении приведенных норм, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия отмечает, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Обратное толкование градостроительного законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.

Наличие у административного ответчика полномочий на резервирование земель сомнению не подлежит. Приказ N 45-п принят Министерством имущественных отношений Омской области как исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным принимать решения о резервировании земель для государственных нужд Омской области (подпункт 18 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26).

Правовой акт содержит цели и сроки резервирования земель, указания на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель, сведения о возможности ознакомления заинтересованных лиц со схемами резервируемых земель, размещен на официальном интернет-портале правовой информации, а также официальном сайте Министерства имущественных отношений Омской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверены и административным ответчиком не доказаны основания включения указанного земельного участка в перечень резервируемых земель, не могут быть приняты во внимание коллегией в силу следующего.

Установление планируемых к размещению трех линий Омского метрополитена определено Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, являющимся общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.

На основании "СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 264) для обеспечения строительства участков линий метрополитена необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м. Возведение зданий и сооружений в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена допускается по согласованию с дирекцией строящегося метрополитена (п. 4.5.) Прокладку подземных коммуникаций, посадку кустарника и устройство газонов в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен (п. 4.6.). У наземных станций необходимо предусматривать строительные технические зоны шириной 20 м и длиной не менее 60 м в каждую сторону для обеспечения реконструкции, связанной с увеличением их размеров (п. 5.26.3.). Технические зоны для обеспечения эксплуатации объектов метрополитена следует предусматривать: у наземных вестибюлей станций; у венткиосков и камер демонтажных шахт; с наружной стороны ограждений наземных участков линий метрополитена, соединительных веток, электродепо и других сооружений (п. 5.26.4.). Границы технических зон следует устанавливать с целью создания нормальных условий для движения пассажиров и обеспечения ремонтно-профилактических работ исходя из реальной обстановки на прилегающих участках городской территории (п. 5.26.5.).

Из фрагмента прилагаемой к оспариваемому Приказу схемы резервируемых земель усматривается, что под проектируемое размещение 1 линии Омского метрополитена полностью подпадают земельные участки, расположенные вдоль автомобильной дороги общего пользования местного значения улица 11-я Линия, размещенной на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:153267, также подпадающим в зону строительства первой линии метрополитена (л.д. 49).

Земельный участок, находящийся в собственности административного истца, согласно схеме также входит в зону с особыми условиями использования территории.

Из перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель для государственных нужд Омской области в целях размещения первой линии Омского метрополитена, следует, что в границы зоны резервирования помимо спорного земельного участка включены расположенные с ним в одном ряду участки с кадастровыми номерами 55:36:120103:527, 55:36:120103:528 (л.д. 86-87).

Принимая во внимание предусмотренную СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" необходимость отвода технической зоны для строительства метрополитена, в том числе выхода из станции, а также свободного участка территории, используемого для обеспечения нормального функционирования объекта (входа и выхода пассажиров, размещения ремонтных машин, оборудования и материалов в период ремонтных работ), суд апелляционной инстанции считает, что резервирование спорного земельного участка не противоречит положениям статей 49, 70.1 ЗК РФ.

Иные приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной оценкой доказательств.

Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 22 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи