ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6527 от 24.07.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шабаев В.Н. № 33А- 6527

Докладчик: Потлова О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«24» июля 2013г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Потловой О.М.,

судей: Безденежных Д.А. и Шалагиной О.В.

при секретаре: Сумарокове С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 гражданское дело по апелляционной жалобе Кемеровской таможни на решение Ленинского районного суда г.Кемерово от 24 апреля 2013 года по заявлению ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ему паспорта транспортного средства, на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, незаконным, обязании выдать ему ПТС на данный автомобиль.

Требования заявления мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился на Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль «<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес> для личного пользования и ввезенный на территорию Российской Федерации.

К заявлению им были приложены документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия декларации на автомобиль №, Акт экспертного исследования №, копия паспорта, копия сертификата соответствия на автомобиль.

Письмом начальника Кузбасского таможенного поста N 33-45/124 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче паспорта транспортного средства со ссылкой на отсутствие в представленных документах одобрения типа транспортного средства – ОТТС (или в установленных случаях Свидетельства), на основании которого должна быть заполнена строка 17 ПТС, характер ввозимого транспортного средства, не позволяющего считать транспортное средство, как ввозимое для личного пользования.

Считает решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий автомобиль «<данные изъяты> года выпуска, незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

Порядок выдачи паспортов транспортных средств установлен положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктом 58 Положения предусмотрено, какие документы должны быть поданы заявителю для выдачи ПТС без таможенного оформления в установленных законодательством РФ случаях.

В соответствии с пунктом 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

Согласно пункту 60.9 Положения о паспортах транспортных средств допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования (в том числе являющиеся товарами Таможенного союза).

В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись «отсутствует», а в раздел «Особые отметки» ПТС вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Анализ приведенного выше пункта позволяет сделать вывод о том, что отсутствие сведений о наличии одобрения типа транспортного средства, являющегося товаром Таможенного союза и приобретенного физическим лицом для личного использования не является препятствием для выдачи паспорта транспортного средства таможенным органом.

При таких обстоятельствах, у таможенного органа отсутствовали основания для отказа ему в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль по данному основанию.

ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО5 требования заявления поддержала.

Представитель Кемеровской таможни в судебное заседание не явился.

Решением суда постановлено:

Заявление ФИО1 признать обоснованным.

Признать отказ Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ФИО1 паспорта транспортного средства на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «<данные изъяты> года выпуска, VIN <данные изъяты>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №М24 незаконным.

Обязать Кемеровскую таможню Федеральной Таможенной службы РФ выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль «<данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе начальник Кемеровской таможни ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

На апелляционную жалобу ФИО1 принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица Кемеровской таможни ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Кузбасский таможенный пост Кемеровской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на грузовой автомобиль <данные изъяты> года выпуска, приобретенный в декабре 2012 года в <адрес>, к которому приложил договор купли-продажи спецтехники от ДД.ММ.ГГГГ №№, акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ №, копию декларации на товары №, копию паспорта и копию сертификата соответствия на автомобиль.

Письмом начальника Кузбасского таможенного поста № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10) заявителю было отказано в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.

Разрешая заявление и удовлетворяя требования ФИО1, суд исходил из того, что таможенными органами должны выдаваться ПТС на все транспортные средства, ввозимые на территорию РФ, как из иностранных государств (не являющихся государствами - членами Таможенного Союза), так и из <адрес> и <адрес>, и данная функция не была утрачена при введении ТК ТС.

Учитывая срок рассмотрения заявления о выдаче ПТС и то, что при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную таможенную службу Кемеровская Таможня о выдаче ПТС заявителем были приложены все иные необходимые документы, основания для отказа в выдаче ПТС ФИО1 на приобретенный им автомобиль по основаниям, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №U24, отсутствовали.

Однако суд, указав основания отказа таможенного органа в выдаче ПТС, заключающиеся в том, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС, в нарушение статей 198 и 258 ГПК РФ не привел доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, а также не указал нормы законодательства, нарушенные таможенным органом.

В соответствии с п.57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ №, Министерством промышленности и энергетики РФ №, Министерством экономического развития и торговли РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, паспорта выдаются таможенными органами, в том числе:

после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;

в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), ОТШ или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство), заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Согласно п.58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси, либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

Пунктом 41 Положения предусмотрено, что в строке «17. Одобрение типа ТС» указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельстве включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

В соответствии с п.60.9 Положения (особенности оформления паспортов таможенными органами) строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 Положения. &#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?????????????K???????&#0;??????&#0;?????????_???&#0;??????_???&#0;?????????_???&#0;??????_???&#0;??э???_???&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;???????&#0;?¦?????&#0;???????&#0;???????&#0;?????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;¦&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;¦&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?

Однако при разрешении заявленных требований судом не определено и не исследовано главное обстоятельство, имеющее значение для дела, а именно - предназначен ли ввезенный заявителем автомобиль для использования в личных целях.

Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное совместным приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит определения термину «для личного пользования».

Общее понятие «транспортное средство» определено п.п. 39 п. 1 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, в соответствии с которым транспортные средства - это категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

В то же время, статьей 351 ТК ТС установлено понятие «транспортное средство для личного пользования», которое подлежит применению при совершении таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

В соответствии с подпунктом 4 данной статьи под транспортным средством для личного пользования понимается авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

В то же время частью 3 статьи 317 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.

Согласно п.1 ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.

П. 3 ст. 352 ТК ТС закреплено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

В целях реализации главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (членами таможенного союза) ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение).

Понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В соответствии с данной статьей к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:

автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;

квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.

На основании п.1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Таким образом, Соглашением установлено, что физическими лицами для личного пользования могут ввозиться моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС, в связи с чем ссылки заявителя на статью 3 и приложение 1 к Соглашению являются несостоятельными.

Из акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ввезенный заявителем автомобиль является грузовым бортовым с манипулятором с массой без нагрузки - 8150 кг, разрешенной максимальной массой -18150 кг.

Следовательно, полная масса ввезенного заявителем транспортного средства (18150 кг) превышает полную массу транспортных средств (5 тонн), предусмотренную Соглашением при определении транспортных средств, ввозимых для личного пользования.

В графе 33 представленной заявителем декларации на товары №, в соответствии с которой спорный автомобиль выпущен для внутреннего потребления в <адрес>, указан код товара по ТН ВЭД ТС - №. Следовательно, код ввезенного автомобиля по ТН ВЭД ТС (№) не соответствует товарным позициям 8704 21 и 8704 31, предусмотренным Соглашением в отношении транспортных средств для личного пользования.

Таким образом, характер ввозимого транспортного средства, его основное предназначение и потребительские свойства, традиционная практика применения и использования не позволяет считать данное транспортное средство, как ввозимое для личного пользования, и ФИО1 ни при таможенном оформлении, ни в ходе судебного разбирательства не было предоставлено доказательств, достоверно подтверждающих, что ввозимое им транспортное средство предназначено для личного пользования.

Ссылка заявителя о том, что приобретенное ФИО1 транспортное средство не входит в Перечень товаров, не относящихся к товарам личного пользования, утвержденный Приложением 1 к Соглашению, не может быть признана состоятельной, поскольку в соответствии с Соглашением государств - членов таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» критерием отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования является также характер товара.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенным органом принято оспариваемое решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства в связи с тем, что ввезенный заявителем автомобиль не предназначен для использования в личных целях, при этом последним не представлены таможенному органу сведения о наличии ОТТС или Свидетельства, на основании которых заполняется строка 17 ПТС.

В связи с чем решение суда подлежит отмене, а при вынесении нового решения, в удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче ПТС незаконным следует отказать.

При этом доводы жалобы о ненадлежащем извещении представителя заинтересованного лица о времени и месте слушания дела не служат основанием к отмене решения суда, поскольку материалами дела подтверждается факт получения извещения о слушании дела на ДД.ММ.ГГГГ представителем Кемеровской таможни Гильметдиновой ДД.ММ.ГГГГ (уведомление о вручении л.д.23). Ссылка на входящий штамп с указанием количества листов, подтверждающий, по мнению таможенного органа, не получение заинтересованным лицом судебной повестки, не является основанием для отмены решения суда. Заинтересованное лицо было вправе ознакомиться с движением дела на Интернет-сайте Ленинского районного суда г.Кемерово, ссылки на который имеются в апелляционной жалобе. Непроведение досудебной подготовки не относится к существенным нарушениям норм ГПК РФ, влекущим безусловную отмену решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Кемерово Кемеровской области от 24 апреля 2013 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании отказа Кемеровской таможни Федеральной Таможенной службы РФ в выдаче паспорта транспортного средства незаконным отказать.

Председательствующий: О. М. Потлова

Судьи: Д. А. Безденежных

О. В. Шалагина