ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6531/2023 от 25.09.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 сентября 2023 г. г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей Кучаева Р.Р., Пересыпкиной Т.И.,

с участием прокуроров Поповой Е.А., Христич Т.В.,

при секретарях Кондрашовой Ю.Ю., Хамитовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Андрющенко А.В., Юзефович М.В., Шипиловой Н.Г., Мысик Л.П., Сидорова П.И., Сидоровой Е.А., Болмосовой В.С., Лукьянчук О.П., Сантемирова З.М., Чеховских А.А., Новикова В.Н., Константинова Е.Д., общества с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт», общества с ограниченной ответственностью «Первый Автобусный Парк» к администрации г.Оренбурга, Главе администрации г.Оренбурга Салмину С.А. об оспаривании постановления администрации г.Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга»,

по апелляционной жалобе индивидуальных предпринимателей Андрющенко А.В., Юзефович М.В., Шипиловой Н.Г., Болмосовой В.С., Сантемирова З.М., Чеховских А.А., Новикова В.Н., Константинова Е.Д., общества с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт»

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 июня 2023 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Кучаева Р.Р., пояснения административных истцов Андрющенко А.В., Андрющенко Е.Н., Шипиловой Н.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков Антоновой Н.В., Кириной С.А., прокурора Христич Т.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

постановлением администрации г.Оренбурга №297-п от 10 марта 2023 г. в целях повышения уровня качества транспортного обслуживания населения г.Оренбурга, установлены муниципальные маршруты регулярных перевозок согласно приложениям № 1-31 к настоящему постановлению.

Административные истцы, осуществляющие деятельность в сфере перевозок пассажиров маршрутами регулярных перевозок г.Оренбурга, обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что указанное выше постановление устанавливает для перевозчиков обязательные требования, которые противоречат действующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Ссылаясь на то, что данное постановление принято, опубликовано и введено в действие с нарушением установленного порядка, не отвечает требованиям определенности, исполнимости, влечет неясность и неоднозначное толкование, нарушает их права и законные интересы как хозяйствующих субъектов, имеющих действующие лицензии на осуществление деятельности по перевозке лиц автобусами, препятствует принятию участия в конкурентных процедурах в отношении новых маршрутов на законном основании, административные истцы просили суд признать недействующим полностью, с момента принятия постановление администрации г.Оренбурга № 297-п от 10 марта 2023 г. «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок г.Оренбурга».

Определениями Ленинского районного суда г. Оренбурга от 2 мая 2023 г. к участию в деле в качестве административного соистца допущено ООО «Первый Автобусный Парк», от 12 мая 2023 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен – Глава г. Оренбурга ФИО1

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 июня 2023 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.

С таким решением индивидуальные предприниматели ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Чеховских А.А., ФИО7, ФИО8, ООО «Пассажирский альтернативный транспорт» не согласились. В апелляционной жалобе, а также в дополнении к ней просят решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Указывают, что вывод суда первой инстанции о том, что разделами 11 приложений №№1-28 к оспариваемому постановлению установлены только лишь характеристики используемых на маршрутах транспортных средств, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 220-ФЗ) в реестр маршрутов регулярных перевозок включаются сведения о характеристиках транспортных средств, используемых на маршруте, что подразумевает под собой включение в реестр маршрутов регулярных перевозок актуальных (действующих и непосредственно применяемых на момент внесения в реестр) сведений о характеристиках транспортных средств. При этом за органом местного самоуправления сохраняется право на последующее принятие решения об изменении маршрута (в том числе в отношении характеристик используемых на маршруте транспортных средств) в установленном порядке и соответствующее такому решению внесение изменений в реестр маршрутов. Полагают, что по своему действительному содержанию и смыслу нормы права, установленные разделами 11 приложений №№1-28 к оспариваемому постановлению, являются именно требованиями к перевозчикам, осуществляющим перевозки по соответствующему маршруту, понуждающими к совершению определенных действий (по замене транспортных средств уже после проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и после получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующему маршруту). Так, в конструкции оспариваемых норм используются формулировки «обновить», «производить обновление», «должно быть проведено», имеющие своим смыслом совершение лицом, обслуживающим маршрут, определенных действий в императивном порядке. Кроме того, из конструкции оспариваемых норм следует, что в конечном итоге характеристики транспортных средств определяются именно субъективно конкретным перевозчиком, зависят от его волеизъявления: органом местного самоуправления не определяется точное количество транспортных средств с определенными характеристиками к определенной дате. Указанное дополнительно свидетельствует о том, что оспариваемые нормы направлены не на не установление конкретных характеристик транспортных средств, а на возложение на перевозчика не предусмотренной действующим федеральным законодательством обязанности по замене транспортных средств. Более того, сам суд первой инстанции в оспариваемом решении оперирует именно понятиями «обновление», осознавая действительный смысл оспариваемых норм как норм, направленных на побуждение перевозчиков к замене транспортных средств. Также ссылаются на то, что судом первой инстанции без учета действующих норм материального права, неправомерно сделан вывод о том, что характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, при организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут быть императивно и принудительно установлены органом местного самоуправления при принятии решения об установлении маршрутов, поскольку приложениями №№1-15, №№17-21, №№23-28 к оспариваемому постановлению установлены маршруты регулярных перевозок не по регулируемым тарифам, а маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Указывают, что в отличие от регулярных перевозок по регулируемым тарифам, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам не оплачиваются из бюджета. Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в отличие от регулярных перевозок по регулируемым тарифам, обеспечивается не посредством оплачиваемого из средств бюджета, а посредством выдачи правоподтверждающего документа – свидетельства об осуществлении регулярных перевозок. Вопреки выводам суда первой инстанции, в целях достижения показателей, установленных Социальным стандартом транспортного обслуживания населения, в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам полномочия органа местного самоуправления, с учетом норм Федерального закона № 220-ФЗ, заключаются в создании условий для стимулирования перевозчиков к совершенствованию транспортных средств посредством установления соответствующей шкалы для сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, то есть посредством предоставления на этапе проведения открытого конкурса преимуществ тем перевозчикам, транспортные средства которых наиболее соответствуют показателям Социального стандарта транспортного обслуживания населения и утвержденной шкале сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Считают, что установление оспариваемым постановлением в отношении устанавливаемых маршрутов требований в отношении характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок, противоречит пункту 9 части 1 статьи 26, статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, а также является необоснованным требованием, ограничивающим конкуренцию. Обосновывая данный довод, административные истцы указывают, что в соответствии с действующим федеральным законодательством характеристики транспортных средств, влияющих на качество перевозок (оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, устройства автоматического информирования пассажиров и другие характеристики, указанные в положениях разделов № 11 приложений №№ 1-15, №№ 17-21, №№ 23-28 к оспариваемому постановлению) могут выступать лишь критериями оценки поданных заявок, то есть указанные характеристики не могут быть заведомо предопределены до момента определения победителя конкурса решением об установлении маршрута либо сведениями реестра маршрутов. На этапе установления муниципального маршрута регулярных перевозок орган местного самоуправления не вправе устанавливать соответствующие требования к транспортным средствам, обслуживающим тот или иной муниципальным маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, исходя из указанных характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок (оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, устройства автоматического информирования пассажиров и др.). Указанные характеристики маршрута регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством могут быть определены лишь на этапе выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, только лишь по результатам оценки поданных претендентами заявок на участие в конкурсе и после подтверждения участником конкурса наличия у него заявленных транспортных средств. В отношении маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, определяются заявкой участника открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении регулярных перевозок. Дополнительно указывают, что оценка разделов 11 приложений №№ 1-15, №№ 17-21, №№ 23-28 к оспариваемому постановлению на предмет соответствия части 1 статьи 23, части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, судом первой инстанции не дана. Полагают, что вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не устанавливает обязательные требования, сделан без учёта действующих норм права, противоречит таким нормам, а также не мотивирован никакими обстоятельствами. Также полагают, что выводы суда первой инстанции относительно того, что в силу прямого указания Федерального закона № 220-ФЗ сведения об экологических характеристиках транспортных средств указываются в свидетельстве об осуществлении регулярных перевозок, картах маршрута регулярных перевозок противоречат действующим нормам права.

В письменном возражении на апелляционную жалобу администрация г.Оренбурга просит в её удовлетворении отказать, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, судом при вынесении решения верно применены нормы материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец ФИО2, представляющая также интересы административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Чеховских А.А., ФИО7, ФИО8, ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Административные истцы ФИО4, ФИО9 поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители административных ответчика ФИО10, ФИО11 возражали против доводов апелляционной жалобы, полагали, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу частей 1, 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также прокурор в пределах своей компетенции.

Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Администрацией города Оренбурга 10.03.2023 года принято постановление №297-п, которым установлены муниципальные маршруты регулярных перевозок города Оренбурга согласно приложениям N 1 - 31 к постановлению. Постановление опубликовано в газете «Вечерний Оренбург», № 22, 22.03.2023 года (опубликовано без приложений), и в сетевом издании «Официальный вестник города Оренбурга» http://www.оренбург.рф, 22.03.2023 года.

Полагая, что данный нормативно-правовый акт принят и введен в действие с существенными нарушениями, а также противоречит федеральному законодательству, имеющем у большую юридическую силу, административные истца обратились в суд с иском о признании постановления администрации города Оренбурга от 10.03.2023 года № 297-п недействующим.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в рамках компетенции, с соблюдением необходимой процедуры, в целях решения вопросов местного значения городского округа, облечено в надлежащую форму и вид, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления постановления в силу соблюдены.

В указанной части с выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, либо муниципальными нормативно-правовыми актами.

Частью 1 статьи 11 этого же закона предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В Оренбургской области отношения по организации регулярных перевозок пассажиров регулируются Законом Оренбургской области от 09 марта 2016 года №3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области», статьей 8 которого определены полномочия органов местного самоуправления Оренбургской области, в которые входит:

организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

проведение открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

осуществление оценки соблюдения обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8, пунктом 4 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 5 статьи 35 Устава муниципального образования «город Оренбург», принятого решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года №1015, к вопросам местного значения муниципального образования «город Оренбург» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Глава г.Оренбурга как орган местного самоуправления и как высшее должностное лицо обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе издает постановления администрации г.Оренбурга по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Оренбурга федеральными законами и законами Оренбургской области, а также распоряжения администрации г. Оренбурга по вопросам организации работы администрации г. Оренбурга, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области, настоящим Уставом и решениями Оренбургского городского Совета. В области строительства, транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности администрация г. Оренбурга осуществляет такие полномочия как создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Оренбург», в том числе:

- установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- изменение вида регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;

- ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 14 августа 2018 года №2690-п утвержден порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Оренбурга и межмуниципальных садоводческих маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 названного Порядка решение об установлении, изменении, отмене маршрута регулярных перевозок оформляется постановлением администрации г. Оренбурга.

Маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется или отменяется по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по маршруту регулярных перевозок (далее - Инициатор), по инициативе уполномоченного органа либо в соответствии с документом планирования регулярных перевозок.

В силу пункта 5.1. Порядка решение об установлении, изменении или отмене маршрута регулярных перевозок принимается на основании письменного заключения городской транспортной комиссии.

Решение об установлении, изменении, отмене маршрута регулярных перевозок принимается с учетом письменного заключения городской транспортной комиссии, которое носит рекомендательный характер.

В соответствии с частью 7 статьи 46 Устава муниципального образования «город Оренбург», принятого решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года № 1015, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Оренбург».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Материалами дела подтверждается, что вышеуказанные положения нормативных правовых актов при издании оспариваемого постановления соблюдены: оно принято уполномоченным органом по вопросам своей компетенции с соблюдением порядка принятия, подписано и обнародовано для всеобщего ознакомления. Доводы административных истцов о нарушении порядка опубликования постановления, а именно опубликование в печатном издании «Вечерний Оренбург» без приложений, судебная коллегия отклоняет, поскольку Уставом города Оренбург допускается опубликования объемных приложений к нормативным правовым актам только в сетевом издании, что не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Проверяя оспариваемое постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходил из того, что орган местного самоуправления самостоятельно определяет такой порядок, в том числе совокупность юридических фактов, необходимых для установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, оснований для отмены муниципальных маршрутов; установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Оренбурге по инициативе органа местного самоуправления закону не противоречит. Содержание приложений к постановлению, в том числе в части характеристик транспортных средств, согласуется с положениями части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, и отражает все необходимые сведения, которые должны быть включены в реестры муниципальных регулярных перевозок для установления маршрутов, при этом суд пришел к выводу, что администрация г. Оренбурга имела полномочия на установление таких характеристик, которые направлены на улучшение экологических характеристик транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, и закрепление требования к экологическим характеристикам транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок не ниже 4 экологического класса, что не противоречит действующему федеральному законодательству. Установленные оспариваемым постановлением характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок на территории г.Оренбурга, не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, направлены на реализацию предусмотренных федеральным законом гарантий обеспечения регулярного транспортного сообщения соответствующего качества. Обновление транспортных средств влияет на качество перевозок, предусматривая соответствующие характеристики транспортных средств, что не препятствует включению данного положения в раздел 11 «Экологические характеристики транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок» приложений к постановлению № 297-п и не противоречит пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ. Установленные в постановлении № 297-п по каждому муниципальному маршруту виды, классы, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту, а также категории транспортных средств, их характеристики являются реализацией администрацией г. Оренбурга полномочий, предусмотренных Федеральным законом №220-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, постановлением администрации г.Оренбурга от 14 августа 2018 года № 2690-п.

Кроме того, суд на основе проведенного анализа пришел к выводу о том, что устанавливаемые постановлением администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 года № 297-п муниципальные маршруты отличается от существующих на сегодняшний день по протяженности маршрута, схемам их движения, видам, классам транспортных средств, их максимальному количеству каждого класса, которое допускается использовать для перевозки по маршруту.

Принятие оспариваемого постановления в отсутствие действующей комплексной схемы организации дорожного движения муниципального образования «город Оренбург» (КСОДД МО «город Оренбург»), равно как и установление администрацией г.Оренбурга муниципальных маршрутов по нерегулируемым тарифам в постановлении № 297-п не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав административных истцов на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию транспортных услуг.

В постановлении № 297-п в приложениях №№ 9, 12, 13, 15, 16, 22, 23, 24 содержатся сведения о промежуточных остановочных пунктах, наименования которых не определены. При этом, указаны улицы, адреса, где предусматривается размещение остановочных пунктов устанавливаемых муниципальных маршрутов, движение по которым планируется осуществлять с 01 июля 2023 года, что позволяет их индивидуализировать.

Таким образом, в рассматриваемой части постановление № 297-п не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку перевозки по установленным муниципальным маршрутам предполагается осуществлять не раньше, чем 01 июля 2023 года, и поскольку согласно примечанию к каждому из указанных приложений, после установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок будут приняты меры по организации, обустройству и присвоению наименований остановочным пунктам общественного транспорта в соответствии с требованиями законодательства. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования бюджетных денежных средств.

Необходимости согласования устанавливаемых маршрутов с Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области не имелось, поскольку решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2022 года по делу , вступившим в законную силу, решения уполномоченного органа об изменении межмуниципальных маршрутов и , предусматривающих два и более общих остановочных пункта с установленными муниципальными маршрутами регулярных перевозок, признаны незаконными.

Доводы административных истцов о даче преимущества на рынке пассажирских перевозок конкретному хозяйствующему субъекту, суд отклонил, указав, что установление оспариваемым постановлением муниципальных маршрутов регулярных перевозок г.Оренбурга не оказывает негативного влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно принять решение об участии в конкурсе на осуществление перевозок по устанавливаемым муниципальным маршрутам, поскольку все участники рынка осуществления пассажирских перевозок равны между собой, самостоятельные действия каждого из них будут влиять на результаты реализации права на осуществление перевозок, тем самым будет достигнута реализация принципа конкурентоспособности.

Содержание оспоренного правового регулирования не дает оснований для вывода о том, что в нем содержатся перечисленные выше коррупциогенные факторы.

Доводы административных истцов о нецелесообразности установления новых муниципальных маршрутов, поскольку можно внести изменения в уже существующие маршруты, суд также отклонил, поскольку они фактически сводятся к нецелесообразности выбора администрацией г.Оренбурга предложенного способа оптимизации маршрутной сети и нецелесообразности принятия оспариваемого постановления, что в соответствии с действующим законодательством не относится к компетенции суда.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуется следующим.

Как указано выше Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа принадлежат уполномоченному органу местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Реализуя данные полномочия, постановлением от 14.08.2018 года № 2690-п администрацией города Оренбурга утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга и межмуниципальных садоводческих маршрутов регулярных перевозок (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 1.4 Порядка маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется или отменяется по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по маршруту регулярных перевозок, по инициативе уполномоченного органа либо в соответствии с документом планирования регулярных перевозок.

Решение об установлении, изменении, отмене маршрута регулярных перевозок принимается с учетом письменного заключения городской транспортной комиссии, которое носит рекомендательный характер (п. 5.1 Порядка).

Исчерпывающие основания для отказа в установлении или изменении маршрута регулярных перевозок предусмотрены пунктом 5.4 Порядка.

Судом установлено, что инициатором установления новых маршрутов регулярных перевозок выступил уполномоченный орган местного самоуправления, что допускается законодательством.

Положительное заключение городской транспортной комиссии на проект постановления об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Оренбурга дано протоколом № 2 от 21 октября 2022 года.

Предусмотренных пунктом 5.4 Порядка обстоятельств, влекущих отказ в установлении маршрутов, не установлено.

Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что предусмотренные оспариваемым постановлением маршруты регулярных перевозок установлены в отсутствие правового акта об отмене ранее действующих маршрутов и фактически дублируют их, в связи с чем имелись основания лишь для их изменения.

Как верно указал суд первой инстанции, подпунктами 7, 9 пункта 2.1.3 документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга и межмуниципальным садоводческим маршрутам регулярных перевозок граждан до территорий садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ и обратно на 2016 - 2024 годы, утвержденного постановлением администрации г.Оренбурга от 14 октября 2016 года № 3150-п, в рамках мероприятий по развитию регулярных перевозок транспортом общего пользования в первом полугодии 2023 года предусмотрено проведение открытых конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, с 01 июля 2023 года предусмотрена отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, предусмотренных пунктами 1, 3 - 8, 10 - 14, 16 - 28, 30 - 38 таблицы раздела 6 приложения к настоящему постановлению.

Подпунктом 3 пункта 2.1.3 документа планирования также предусмотрена корректировка (установление новых, изменение или отмена существующих муниципальных маршрутов регулярных перевозок) муниципальной маршрутной транспортной сети города Оренбурга, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 25.12.2015 года № 3621-п.

Таким образом, установление новых маршрутов регулярных перевозок произведено в соответствии с документом планирования, ему не противоречит.

Суд обоснованно отметил в решении, что устанавливаемые постановлением № 297-п маршруты регулярных перевозок имеют отличия от существующих маршрутов как по протяженности, так и по схемам движения.

То обстоятельство, что ряд промежуточных остановочных пунктов на установленных маршрутах не имеют наименований, не является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим, поскольку судом установлено, что в описании маршрутов при определении промежуточных остановочных пунктов указаны улицы, адреса, где предусматривается размещение остановочных пунктов, что позволяет их индивидуализировать. При этом администрация города Оренбурга не лишена возможности в дальнейшем присвоить определенное наименование промежуточному остановочному пункту с внесением соответствующих изменений в маршрут.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрацией города Оренбурга произведена корректировка муниципальной маршрутной транспортной сети города Оренбурга, постановлением от 25.07.2023 года № 1292-п исключены муниципальные маршруты, предусмотренные строками 8, 10 - 11, 15, 18 - 20, 22 - 26, 28 - 33, 37 - 43, 45 - 49, 51, 53 - 55 приложений № 1, № 2 к постановлению администрации города Оренбурга от 25.12.2015 года № 3621-п.

В соответствии с пунктом 4 постановления оно вступает в законную силу не ранее 1 февраля 2024 года. В этой части судебная коллегия также не усматривает нарушения, соглашаясь с доводом представителя административных ответчиков о том, что организационные мероприятия, связанные с введением в действие новой маршрутной сети (проведение конкурсов, оформление свидетельств на маршрут, внесение сведений в реестр перевозок и т.д.) требуют определённого времени, в связи с чем фактически сложился переходный период.

Кроме того, судебная коллегия учитывает и тот факт, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 25 мая 2023 года по делу №33а-3219/2023 отменено решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 ноября 2022 года, принято по делу новое решение, которым административные исковые требования прокурора города Оренбурга удовлетворены, на администрацию города Оренбурга возложена обязанность в срок до 1 июля 2023 года установить муниципальные маршруты регулярных перевозок г. Оренбурга и провести открытые конкурсы на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

С учетом содержания данного судебного акта, обязательного для исполнения административным ответчиком, а также положений документа планирования, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении порядка и условий принятия оспариваемого постановления.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административных истцов о нарушении порядка принятия постановления, выразившегося в отсутствии согласования с Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.

Действительно, часть 1.1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.9 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга и межмуниципальных садоводческих маршрутов регулярных перевозок.

Полагая указанное условие установление маршрутов не соблюдённым, административные истцы сослались на то, что маршруты , , , , , , , , ,, , , , , , , , , , , , , имеют более двух общих остановочных пункта с ранее установленными межмуниципальными маршрутами ,.

Между тем, как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2022 года по делу , вступившим в законную силу, решения уполномоченного органа об изменении межмуниципальных маршрутов и , предусматривающих два и более общих остановочных пункта с установленными муниципальными маршрутами регулярных перевозок, признаны незаконными.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости согласования маршрутов , , , , , , , , , , ,, , , , , , , , , , , , , с Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области является верным.

Не соглашается судебная коллегия и с доводом апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление противоречит положениям статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку устанавливает муниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Из содержания приложений к оспариваемому постановлению №297-п усматривается, что из числа установленных маршрутов пять – , , , и – являются маршрутами регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Кроме того, 9 маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам предусмотрены постановлением администрации города Оренбурга от 25.12.2015 года № 3621-п, данные маршруты сохраняют свое действие и после 1 февраля 2024 года. Таким образом, учитывая, что законодатель не предусматривает конкретного соотношения муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам в муниципальной транспортной схеме, и принимая во внимание установление достаточного количества муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам у судебной коллегии отсутствуют основания полагать, что администрация города Оренбурга не выполнила возложенную на нее статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по обеспечению доступности транспортных услуг для населения. Кроме того, судебная коллегия полагает, что в данной части оспариваемый нормативный правовой акт права административных истцов не нарушает, поскольку не препятствует им как индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки, принимать участие в конкурентных процедурах на право осуществления перевозок по установленным маршрутам вне зависимости от их вида.

В то же время доводы апелляционной жалобы о необоснованном установлении оспариваемым постановлением характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок, при установлении маршрутов, необоснованном определении классов транспортных средств на различных маршрутах и общего снижения их предельного количества заслуживают внимания.

Так, разделами 11 приложений №№ 1-28 к постановлению 297-п предусмотрено следующее:

«начиная с 01.01.2024 обновить не менее 30 % транспортных средств от максимального количества транспортных средств, которые допускается использовать для перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и далее производить обновление указанных транспортных средств по графику:

- 1 полугодие 2025 года – обновление не менее 30 % транспортных средств;

- 1 полугодие 2026 год – обновление не менее 30 % транспортных средств;

- 1 полугодие 2027 года – обновление не менее 10 % транспортных средств.

Обновление транспортных средств должно быть проведено на транспортные средства, соответствующие следующим критериям: оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, устройств автоматического информирования пассажиров, оборудования для речевого (звукового) объявления остановок, электронных табло, системы спутниковой навигации, оборудования для использования газомоторного топлива, автоматической системы пожаротушения, экологический класс всего подвижного состава не ниже ЕВРО-4, не старше 7 лет.».

Суд первой инстанции, признавая несостоятельным довод административных истов о противоречии данного условия законодательству, сослался на то, что обновление транспортных средств влияет на качество перевозок, предусматривая соответствующие характеристики транспортных средств, что не препятствует включению данного положения в раздел 11 «Экологические характеристики транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок» приложений к постановлению № 297-п и не противоречит пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ.

Между тем, судом не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);

6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.

Иных оснований (в том числе основание отсутствия у претендента транспортных средств с определенными характеристиками, влияющими на качество перевозок) для недопуска претендента к участию в конкурсе законом не установлено.

В соответствии с частями 3, 4 того же закона оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующему критерию (в числе прочих критериев):

влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.

В свою очередь, согласно пункту 28 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, - наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок (оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, устройства автоматического информирования пассажиров и другие характеристики, указанные в положениях разделов № 11 приложений №№ 1-15, №№ 17-21, №№ 23-28 к оспариваемому постановлению) могут выступать лишь критериями оценки поданных заявок, то есть указанные характеристики не могут быть заведомо предопределены до момента определения победителя конкурса решением об установлении маршрута либо сведениями реестра маршрутов.

На этапе установления муниципального маршрута регулярных перевозок орган местного самоуправления не вправе устанавливать соответствующие требования к транспортным средствам, обслуживающим тот или иной муниципальным маршрут регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, исходя из указанных характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок (оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, устройства автоматического информирования пассажиров и др.).

Указанные характеристики маршрута регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством могут быть определены лишь на этапе выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, только лишь по результатам оценки поданных претендентами заявок на участие в конкурсе и после подтверждения участником конкурса наличия у него заявленных транспортных средств.

Данный вывод подтверждается постановлением администрации г. Оренбурга от 27 декабря 2016 г. № 4091-п «Об утверждении шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам города Оренбурга», согласно которому соответствующие характеристики транспортных средств (оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями, использование газомоторного топлива, устройство для автоматического информирования пассажиров и др.) установлены администрацией г.Оренбурга как критерии оценки и сопоставления заявок участников конкурса.

Аналогичной правовой позиции о том, что характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, определяются на основании сведений, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, придерживается Министерство транспорта РФ в письме исх. от 16.06.2023 года.

Этот вывод не противоречит и согласуется и с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам от 17.04.2017 года № 83-АПГ17-4.

Кроме того, обоснованным является довод административных истцов о том, что нормами действующего федерального законодательства не предусмотрена возможность выдачи перевозчику свидетельства об осуществлении регулярных перевозок до того момента, пока перевозчик не подтвердит фактическое наличие у него транспортных средств, необходимых для обслуживания соответствующего маршрута на протяжении срока действия выдаваемого по результатам открытого конкурса свидетельства. На этапе получения свидетельства по результатам открытого конкурса перевозчик уже признается подтвердившим наличие у него транспортных средств для обслуживания маршрута на протяжении срока действия выдаваемого свидетельства. Возможность дальнейшего (после получения свидетельства) возложения на перевозчика обязанности по обновлению транспортных средств законом не предусмотрена, за исключением случая принятия решения об изменении маршрута в установленном порядке.

В связи с чем, положения оспариваемого постановления об обновлении транспортных средств в будущем, то есть уже после получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, противоречат положениям части 5 статьи 19, пункта 2 части 1 статьи 23, части 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ.

Не соглашается судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о соответствии законодательству разделов 9, 10 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п.

Отклоняя доводы административных истцов в этой части, суд в решении указал, что установленные в постановлении по каждому муниципальному маршруту виды, классы, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту, а также категории транспортных средств, их характеристики являются реализацией администрацией г.Оренбурга полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, постановлением администрации г. Оренбурга от 14 августа 2018 года №2690-п.

Вместе с тем, согласно статье 3 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 года № 3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основе принципов:

1) приоритета сохранения жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности;

2) доступности для населения услуг автомобильного транспорта по маршрутам регулярных перевозок;

3) обеспечения безопасности перевозок пассажиров на основе применения единых норм и стандартов;

4) равенства прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности;

5) осуществления транспортной деятельности по перевозке пассажиров с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции;

6) обеспечения на территории области единой транспортной политики за счет применения единых требований и норм транспортной деятельности, не нарушающей единой транспортной политики Российской Федерации;

7) соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Из приведенных правовых норм следует, что реализация органами местного самоуправления права на организацию транспортного обслуживания обусловлена целью защиты жизни и здоровья граждан, целью доступности для населения услуг перевозки и не может быть произвольной. При этом, при принятии решений в соответствующей сфере, орган местного самоуправления должен руководствоваться также и необходимостью достижения цели соблюдения равенства прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности, цели осуществления транспортной деятельности по перевозке пассажиров с соблюдением условий развития предпринимательства и конкуренции.

Вопреки выводу суда первой инстанции, само по себе наличие у администрации г. Оренбурга полномочий по установлению муниципальных маршрутов регулярных перевозок, не означает, что реализация таких полномочий может осуществляться произвольно, без учета норм законодательства о защите конкуренции, а также законодательства в сфере организации регулярных перевозок и законодательства в области организации дорожного движения.

Положения действующих норм права не предполагают возможности для органа местного самоуправления вводить произвольно и исключительно на свое собственное усмотрение (не обоснованное какими-либо объективными обстоятельствами) ограничения и запреты на осуществление предпринимательской деятельности.

В обоснование определенных по каждому маршруту показателей администрация города Оренбурга сослалась на отчет о научно-исследовательской работе «Исследование технологических показателей для организации и установления новых муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Оренбурге по нерегулируемым тарифам», выполненный 27 января 2022 года научными сотрудниками ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет».

Судебная коллегия отклоняет довод административных истцов о признании данного отчета ненадлежащим доказательством, поскольку он имеет подписи научного руководителя, утвержден руководителем образовательного учреждения, прошит, пронумерован и скреплен печатью. Оснований сомневаться в соответствии представленной копии оригиналу не имеется.

Таблицей данного отчета (том л.д.) определены значения показателей оптимальной номинальной вместимости транспортных средств.

Так, для предполагаемого по отчету маршрута (маршрут по оспариваемому постановлению) определена оптимальная вместимость 22,07 пассажира; постановлением от 10 марта 2023 г. № 279-п в приложениях 9,10 для этого маршрута установлены автобусы малого класса 12 единиц и среднего класса 5 единиц.

Для маршрута (маршрут по оспариваемому постановлению) определена оптимальная вместимость 39,33 пассажира; постановлением от 10 марта 2023 г. № 279-п в приложениях 9,10 для этого маршрута установлены автобусы среднего класса 18 единиц.

В то же время для ряда маршрутов имеющих значительно большую оптимальная вместимость (например, маршрут () - 48,29 пасс., маршрут 15А(58Н) – 50,12 пасс., маршрут 18А(61Н) – 51,54 пасс. и др.) для осуществления перевозок определены автобусы малого класса.

В самом отчете выводов о необходимости использования автобусов того или иного класса не содержится.

В представленном письменном пояснении административного ответчика также не содержится убедительного обоснования определения классов автобусов по различным маршрутам в зависимости от пассажиропотока и оптимальной номинальной вместимости транспортных средств, поскольку содержится расчет лишь по одному маршруту.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить то обстоятельство, что предложенная отчетом о научно-исследовательской работе схема организации транспортной сети, включающая в себя 47 маршрутов, администрацией города Оренбурга реализована частично, а именно введен лишь 31 маршрут, в связи с чем представляется сомнительной возможность обоснования решения об определении классов автобусов представленной научной работой, поскольку в ней расчет пассажиропотока произведен, и, следовательно, выводы об оптимальной номинальной вместимости сделаны на основе анализа работы всей транспортной схемы.

Этот вывод подтверждается представленными административными истцами сведениями о том, что фактические показатели объема перевозок за период с 2021 года по август 2023 года не соответствуют показателям пассажиропотока, определенным в представленном отчете (том л.д. - ).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в разделах 9, 10 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п по каждому муниципальному маршруту виды, классы, максимальное количество транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту, а также категории транспортных средств, определены произвольно, без надлежащего обоснования и без учета принципов транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, установленных статьей 3 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 года № 3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области».

При этом, судебная коллегия находит обоснованным утверждение административных истцов о том, что затраты на приобретение транспортных средств и данные о пассажирообороте должны учитываться при расчете экономически обоснованной стоимости перевозки, следовательно, влияют на ценообразование стоимости проезда и затрагивают интересы перевозчиков.

Довод представителей административных ответчиков о том, что перевозчиками не соблюдаются даже установленные предельные показатели количества транспортных средств на маршруте, судебной коллегией отклоняется, поскольку предметом судебного разбирательства является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Вопросы соблюдения условий контрактов на перевозку пассажиров в рамках настоящего дела оценке не подлежат.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части отказа в признании недействующими разделов 9, 10, 11 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга», и вынесению нового решения об удовлетворении в данной части исковых требований административных истцов.

В связи с тем, что разделы 9, 10, 11 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. признаны недействующими, доводы административных истцов о несоблюдении администрацией города Оренбурга правил оценки регулирующего воздействия в данной части, и специальных правил введения в действие нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, судебная коллегия отклоняет.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 39 постановления от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что по общему правилу, акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 июня 2023 г. отменить в части отказа в признании недействующими разделов 9, 10, 11 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга».

Принять в данной части новое решение, которым административные исковые требования индивидуальных предпринимателей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО5, ФИО15, ФИО6, Чеховских А.А., ФИО7, ФИО8, общества с ограниченной ответственностью «Пассажирский альтернативный транспорт», общества с ограниченной ответственностью «Первый Автобусный Парк» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия разделы 9, 10, 11 приложений №1-28 к постановлению администрации г. Оренбурга от 10 марта 2023 г. № 279-п «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Оренбурга».

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 6 июня 2023 г. оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: