Судья: Сокольников Н.А.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-6543/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 13 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Гусаровой Л.В.
судей Бутиной Е.Г. и Харина Р.И.
при секретаре Гордееве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района к администрации Балаганского муниципального образования в интересах жилищных прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие, об обязании поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сооружение – сети водоснабжения
по апелляционной жалобе главы администрации Балаганского муниципального образования ФИО1
на решение Балаганского районного суда Иркутской области от 16 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в прокуратуру Балаганского района поступили обращения граждан, проживающих по ул. Новая, Юбилейная, Строительная п. Балаганск на действия администрации Балаганского МО по незаконному отключению указанных улиц от сети центрального водоснабжения и осуществления ремонта указанных сетей за счет собственных средств.
В соответствии с положениями пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Иркутской области, закреплены вопросы местного значения, связанные с организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно реестра муниципального имущества Балаганского МО сети водоснабжения (в соответствии со схемой сети водоснабжения и водоотведения р.п. Балаганск), протяженностью 27000 метров относятся к муниципальному имуществу Балаганского МО, Балаганское МО в реестре указано в качестве правообладателя данного сооружения.
Однако, согласно выписки из ЕГРН, право муниципальной собственности на сети водоснабжения, расположенные в п. Балаганск, не зарегистрировано.
Схема водоснабжения и водоотведения Балаганского МО утверждена постановлением администрации Балаганского МО № 218 от 11.11.2013.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», разделом 2, утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения Балаганского МО, к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.
Распоряжением администрации Балаганского МО № 304 от 26.10.2017 «О передаче имущества на праве хозяйственного ведения МУП «Балаганский водоканал» сети водоснабжения Балаганского МО на праве хозяйственного ведения переданы в МУП «Балаганский водоканал»
01.02.2019 в 12 часов 30 минут в п. Балаганск произошел прорыв сети холодного водоснабжения по ул. Ленина, вблизи водонапорной башни, из-за чего произошло отключение водоснабжения. Улицы Юбилейная и Новая были отрезаны от сети центрального водоснабжения.
27.02.2019 произошел прорыв трубы холодного водоснабжения по ул. Строительная п. Балаганск, в связи с чем, администрацией Балаганского МО принято решение об отключении жилых домов расположенных по указанной улице и МКДОУ Балаганский детский сад.
На устранение аварийной ситуации на сети холодного водоснабжения по ул. Ленина, вблизи водонапорной башни администрацией Балаганского МО были использованы бюджетные денежные средства, что подтверждается копиями договоров на выполнение работ по ликвидации аварийной ситуации на сети водоснабжения.
Таким образом, администрация Балаганского МО исполняет полномочия собственника, а именно владеет, пользуется и распоряжается данным имуществом. Администрацией Балаганского МО данные сети используются для решения вопросов местного значения, однако как установлено, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Иными лицами права на сети водоснабжения также не регистрировались.
При государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, принятый на учет в качестве бесхозяйного, запись о вещном праве, содержащая сведения о принятии на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, погашается в порядке, установленном пунктом 16 Порядка, в качестве документов-оснований вносятся реквизиты документов, на основании которых осуществлена государственная регистрация права, дата и номер государственной регистрации права собственности.
Данные документы в администрации Балаганского муниципального образования отсутствуют, в связи с чем, Балаганское муниципальное образование не имеет возможности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации объекта недвижимого имущества.
Установление факта принадлежности недвижимого имущества - сетей водоснабжения, протяженностью 27000 метров - к бесхозяйному, необходимо Балаганскому муниципальному образованию для регистрации права собственности, так как с помощью данного имущества администрация Балаганского муниципального образования осуществляет свои полномочия в соответствии с п. 4 ст. 14 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, установлено, что отсутствует техническая документация на данные сети водоснабжения.
В результате бездействия администрации Балаганского муниципального образования по не подготовке технической документации на сети водоснабжения протяженностью 27000 м, расположенные на территории Балаганского МО, а также по не проведению технического освидетельствования сетей водоснабжения, не регистрации права муниципальной собственности на указанные сети, нарушены права граждан неопределенного круга лиц на качественное обеспечение водоснабжением.
Решением Балаганского районного суда Иркутской области от 16 мая 2019 года удовлетворены административные исковые требования прокурора Балаганского района.
В апелляционной жалобе глава администрации Балаганского муниципального образования ФИО1, выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Указывает, что администрация Балаганского муниципального образования в полной мере проводит работу по проведению технического освидетельствования и принимает меры к регистрации права муниципальной собственности на сети водоснабжения, расположенных на территории Балаганского муниципального образования. Ранее данные работы не проводились в связи с отсутствием финансовых средств на данные цели. Работы по технической инвентаризации продолжаются ежедневно, финансирование работ осуществляется и в 2019 году они будут окончены.
Считает, что отсутствует бездействие со стороны администрации Балаганского муниципального образования.
Утверждает, что протяженность водопроводных сетей, в размере 27000 м., была взята со старых документов и не соответствует действительности. На данный момент протяженность водопроводных сетей Балаганского муниципального образования составляет приблизительно 16000 м., точную цифру может показать только техническая инвентаризация, которая в данный момент и проводится. Отмечает, что суд в своем решении данное обстоятельство не учел.
В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Балаганского района Чиркова М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Альбрехт О.А. возражала по доводам апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Аналогичные положения закреплены в схеме водоснабжения и водоотведения Балаганского муниципального образования на период 2013-2017 году, утвержденной постановлением администрации Балаганского МО от 11.11.2013 № 218.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, в том числе предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно реестра муниципального имущества Балаганского МО, схемы водоснабжения и водоотведения Балаганского МО на период с 2013 - 2017 годы, сети водоснабжения (в соответствии со схемой сети водоснабжения и водоотведения р.п. Балаганск), протяженностью 27000 метров относятся к муниципальному имуществу Балаганского МО, данное обстоятельство не оспаривается представителями административного ответчика.
Кроме того, согласно распоряжения администрации Балаганского МО от 26.10.2017 № 304 сети водоснабжения Балаганского МО переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Балаганский водоканал».
Более того, администрация Балаганского МО в феврале 2019 года за счет бюджетных средств осуществляла ремонт сетей водоснабжения, что следует из договоров на выполнение работ по ликвидации аварийной ситуации.
Вместе с тем, согласно выписки из ЕГРН, право муниципальной собственности на сети водоснабжения, расположенные в п. Балаганск, не зарегистрировано.
Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, администрация Балаганского МО исполняет полномочия собственника, а именно владеет, пользуется и распоряжается сетями водоснабжения для решения вопросов местного значения, однако как установлено, право муниципальной собственности на эти объекты не зарегистрировано.
Следовательно, право собственности администрации Балаганского МО на сети водоснабжения не возникло.
Согласно ответов министерства имущественных отношений Иркутской области от 23.04.2019 и от 06.05.2019, сети водоснабжения, расположенные по адресу: Иркутская область, Балаганский район, р.п. Балаганск, на настоящий момент не учтены в Реестре государственной собственности Иркутской области.
Поскольку иными лицами право собственности на сети водоснабжения также не регистрировалось, то юридически сети водоснабжения Балаганского МО являются бесхозяйной недвижимой вещью.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки бесхозной вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. При принятии на учет, необходимо представить документы, предусмотренные Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.
Данные документы, а также техническая документация на сети водоснабжения в администрации Балаганского МО отсутствуют, в связи с чем, административный ответчик не имеет возможности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации объекта недвижимого имущества.
Как было верно отмечено судом первой инстанции, в результате незаконного бездействия администрации Балаганского МО по не подготовке технической документации на сети водоснабжения протяженностью 27000 м., расположенные на территории Балаганского МО, а также по не проведению технического освидетельствования сетей водоснабжения, не регистрации права муниципальной собственности на указанные сети, нарушены права граждан неопределенного круга лиц на качественное обеспечение водоснабжением.
Судебная коллегия также приходит к выводу, что доводы о том, что администрация Балаганского МО предусмотрела в бюджете на 2019 год соответствующее финансирование, что поставлены на кадастровый учет 2700 м. сетей водоснабжения, также проводится ревизия действующих сетей водоснабжения, не влияют на выводы о незаконном бездействии администрации, поскольку факт постановки на кадастровый учет только части сетей водоснабжения протяженностью 2700 м. не свидетельствует, что на все сети водоснабжения изготовлена соответствующая техническая документация, необходимая для принятия их на учет как бесхозяйной недвижимой вещи.
Судом первой инстанции также было верно установленно, что административным ответчиком не представлено соответствующих доказательств об исполнении договора № 01/154 от 30.07.2018 на оказание услуг по технической инвентаризации объекта недвижимого имущества - сооружение водопровода, протяженностью 4,2 км., согласно которого срок оказания услуг по технической инвентаризации и предъявления результата оказанных услуг к сдаче составляет 30 рабочих дней.
В связи с этим, позиция административного ответчика по оспариванию незаконного бездействия администрации, поскольку они принимают определенные меры по проведению ревизии действующих сетей водоснабжения, не подтверждена относимыми и допустимыми доказательствами.
Кроме того, следует отметить, что администрация Балаганского МО до настоящего времени не обладает точными данными о протяженности сути водоснабжения, расположенной на территории Балаганского МО, и администрацией Балаганского МО не принимается мер к внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения Балаганского МО, утвержденную постановлением от 11.11.2013 г. № 218.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаганского районного суда Иркутской области от 16 мая 2019 года, по административному исковому заявлению прокурора Балаганского района к администрации Балаганского муниципального образования в интересах жилищных прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие, об обязании поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сооружение – сети водоснабжения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Гусарова
Судьи: Р.И. Харин
Е.Г. Бутина