ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6598/19 от 22.08.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-6598/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 22 августа 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Хакимовой О.В., Виничук Л.А.,

при секретаре Лобановой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Медногорска Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Медногорск» Оренбургской области о признании нормативного правового акта недействующим,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «город Медногорск» Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 8 мая 2019 г.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Христич Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

пунктом 1 постановления администрации муниципального образования «город Медногорск» Оренбургской области от 3 августа 2017 г. № 1480-па утвержден «Порядок организации обучения детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому» (далее Порядок).

В пункте 5.1 раздела 5 «Организация обучения детей-инвалидов на дому родителями (законными представителями) самостоятельно» предусмотрено: «Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, вправе осуществлять их обучение по образовательной программе дошкольного образования на дому самостоятельно при наличии у них педагогического образования».

Прокурор г. Медногорска обратился в суд с административным иском о признании приведенной нормы постановления недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на то, что она противоречит пункту 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку исключает право родителей, не имеющих педагогического образования, осуществлять обучения детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования самостоятельно.

Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 8 мая 2019 г. административный иск прокурора удовлетворен. Суд признал недействующим п. 5.1 «Порядка организации обучения детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «город Медногорск» № 1480-па от 3 августа 2017 г., в той мере, в какой названная норма не допускает обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования родителями, не имеющими педагогического образования.

В апелляционной жалобе администрация МО г.Медногорск Оренбургской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции установил, что оспариваемая норма постановления администрации муниципального образования «город Медногорск» Оренбургской области противоречит положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации в соответствии с пунктами «ж» и «е» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьями 8, 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общественных организациях.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

Статьей 1 Закона Оренбургской области от 16 марта 2009 г. № 2812/607-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому» муниципальным районам и городским округам Оренбургской области переданы полномочия по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем они наделяются правом на принятие муниципальных правовых актов по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов, на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

В силу п. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.

Организация обучения на дому возможна в отношении детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные организации по состоянию здоровья.

В Российской Федерации образование может быть получено (ст. 17 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ):

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Согласно положениям ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ) обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона № 273-ФЗ; ст. 19 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции от 29.07.2018 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.01.2019).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273 ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона № 273).

На основании приведенных норм суд первой инстанции, сделал правильный вывод, что право родителей на обучение несовершеннолетних в семье является безусловным и не зависит от наличия у них педагогического образования, это семейная форма образования.

Оспариваемая прокурором норма муниципального правового акта не соответствует принципу правовой определенности, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений. Следуя этой норме, невозможно определить в какой форме осуществляют дошкольное образование детей-инвалидов родители, имеющие педагогическое образование: в семейной форме или организуют обучение детей на дому, а это дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина.

Как уже указано ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две формы получения образования:

1.В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2.Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Таким образом, законодатель определил, что семейное образование, в том числе дошкольное, может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (как частных, так и государственных).

В свою очередь, возможность обучения детей-инвалидов на дому предусмотрена частями 5,6 статьи 41, частью 10 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Следовательно, дошкольное семейное образование может быть получено ребенком самостоятельно или с помощью родителей, причем родителям не обязательно иметь педагогическое образование, а обучение на дому является способом получения образования в образовательной организации, когда педагоги приходят на дом.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к повторению утверждений административного ответчика, исследованных и правомерно отклоненных первой инстанцией, они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 8 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: