ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6611/2021 от 03.08.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-6611/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Мостовенко Н.Р., Кучеренко Н.В.,

с участием секретаря судебного заседания – Оплачко А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Феодосии Республики Крым Простокишина С.М., поданного в защиту прав и законных интересов ФИО1, к Администрации города Феодосии Республики Крым, заместителю главы Администрации города Феодосии Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, о признании постановления недействительным и его отмене, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного истца ФИО6, представителя заинтересованного лица ФИО7, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым

установила:

Прокурор города Феодосии Республики Крым Простокишин С.М., действуя в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействительным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 16 августа 2019 года № 2613 «Об отказе в удовлетворении заявления гражданки Российской Федерации ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав»; возложить на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление гражданки Российской Федерации ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой города Феодосии проведена проверка на основании заявления ФИО1 по вопросу отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, в ходе которой было установлено, что постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 16 августа 2019 года № 2613 отказано в удовлетворении заявления гражданки Российской Федерации ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 355 кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в порядке завершения прав в собственность бесплатно. Данное постановлением считает незаконным и необоснованным.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Не согласившись с вынесенным решением, ФИО1 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2021 года отменить, принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что истец является гражданской Российской Федерации и в силу закона имеет право на предоставление ей в собственность бесплатно земельного участка в порядке завершения оформления прав. При этом норма права, регулирующая данные правоотношения является полной и не содержит никаких отсылочных условий, связанных с содержанием акта органа местного самоуправления, указанного в статье 13 Закона №38-ЗРК. Полагает, что положенные в основу решение разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 сентября 2019 года №43289/01-08/1 носят рекомендательный характер и не могут быть абсолютным токованием судом установленной законом нормы права. Полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для привлечения в качестве заинтересованного лица ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2021 года.

Представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО7 просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав пояснения представителя административного лица, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, решением 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета народных депутатов города Феодосии Республики Крым от 09 июня 2011 года № 428 «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданке Украины ФИО1» ФИО1 разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0355 га для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>, с последующей передачей его в долгосрочную аренду за счет земель поссовета, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящий в категорию земель жилой и общественной застройки в границах пгт. Коктебель. Обязано ФИО1 в течении одного года после принятия решения согласованный в установленном порядке проект землеустройства представить на рассмотрение сессии поселкового совета.

Решением 61 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета города Феодосии Республики Крым от 05 сентября 2014 года №2410 «О продлении срока действия решений Коктебельского поселкового совета» продлен до 01 января 2017 года срок действия решений Коктебельского поселкового совета, принятых в период с 01 января 2002 года (введение в действие Земельного кодекса Украины) до 21 марта 2014 года, разрешающих физическим и юридическим лицам разработку документации по землеустройству для последующего оформления (переоформления) прав на земельные участки.

Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 января 2019 года, земельному участку по адресу: <адрес>, площадью 355+/-7 кв.м., присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные» с истечением срока действия временного характера 10 февраля 2021 года, сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют.

07 февраля 2019 года ФИО1 обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В поданном заявлении ФИО1 просила предоставить ей на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 355+/-7 кв.м., кадастровый , на основании решения 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета народных депутатов города ФИО4 Республики Крым от 09 июня 2011 года № 428. К заявлению были приложены: копия паспорта ФИО1, уведомление ИНН, копия выписки из ЕГРН на земельный участок, копия решения 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета народных депутатов города Феодосии Республики Крым от 09 июня 2011 года № 428.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 марта 2019 года № 1156 «Об отказе в удовлетворении заявления гражданки Российской Федерации ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав» административному истцу было отказано в предоставлении в собственности испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что решением 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета народных депутатов города Феодосии Республики Крым от 09 июня 2011 года № 428 «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданке Украины ФИО1» разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО1

21 мая 2019 года прокурором города Феодосии Простокишиным С.М. был принесен протест №1221ж-19, с требованием отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 марта 2019 года №1156, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру города Феодосии.

По результатам рассмотрения протеста прокурора города Феодосии от 21 мая 2019 года№1221ж-19, заявления ФИО1 от 07 февраля 2019 года, Администрацией города Феодосии Республики Крым было вынесено постановление от 16 августа 2019 года №2613, которым отказано гражданке Российской Федерации ФИО1 в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 355кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок) на основании пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается. В соответствии с пунктом 1 решения 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 09 июня 2011 года №428 «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. ФИО1» вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен только с последующей передачей в аренду. Рекомендовано ФИО1 обратиться в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка в порядке завершения оформления права.

28 августа 2019 года прокурором города Феодосии Простокишиным С.М. был принесен протест, с требованием отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 16 августа 2019 года №2613 «Об отказе в удовлетворении заявления гражданке Российской Федерации ФИО1 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав», о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в прокуратуру г. Феодосии.

По результатам рассмотрения вышеуказанного протеста Администрацией города Феодосии Республики Крым был дан ответ от 06 сентября 2019 года №2-40/19716/2, в соответствии с которым оснований для его удовлетворения и отмены постановления от 16 августа 2019 года №2613 не установлено.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 16 августа 2019 года №2613.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:

1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;

2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка (часть 2 статьи 13).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

Согласно пункту 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);

3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю;

4) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что предоставление земельного участка в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» осуществляется на соответствующем праве, указанном в решении органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству, конечной целью которых может быть, в том числе передача земельного участка в аренду физическому лицу.

В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 27 февраля 2019 N 770 был утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО8» (далее – Административный регламент).

Пункт 13.2 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 13.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции правильно установлено, что, обращаясь в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права, административным истцом, среди прочего, было предоставлено решение 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 09 июня 2011 года №428 «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка гр. ФИО1».

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного решения, испрашиваемый ФИО1 земельный участок может быть предоставлен только с последующей передачей в долгосрочную аренду.

Принимая во внимание приведённые выше положения норм материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку согласно пункту 1 решения 10 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 09 июня 2011 года №428 испрашиваемый ФИО1 земельный участок мог быть предоставлен только с последующей передачей в долгосрочную аренду, Администрация города Феодосии Республики Крым, будучи собственником данного земельного участка, действуя в пределах представленных полномочий, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, подпунктом 19 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 13.2 Административного регламента, правомерно отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было установлено несоответствие действующим нормам права оспариваемого постановления, в связи с чем, городским судом правомерно отказано в удовлетворении требований административного истца о признании указанного постановления незаконным.

Поскольку в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, требования ФИО1 в части возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка также правомерно оставлены без удовлетворения.

Ссылка суда первой инстанции на разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 сентября 2019 года не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и незаконности судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец, как гражданин Российской Федерации, имеет право с учетом положений частей 1 и 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК на получение земельного участка в собственность основан на неверном толковании положений закона. Предоставление земельного участка в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» осуществляется на соответствующем праве, указанном в решении органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству, в том числе и на праве аренды.

Доводы представителя ФИО1 о том, что решением Коктебельского поселкового совета от 09 июня 2011 года №428 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка с последующей передачей в аренду административному истцу, как гражданину Российской Федерации, то есть иностранному гражданину (на тот момент), опровергаются содержанием указанного решения. Решением Коктебельского поселкового совета от 09 июня 2011 года №428 разрешение было дано ФИО1 как гражданину Украины.

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО3 Право определения круга лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, и обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду. Привлечение указанного лица к участию в деле не привело к принятию неправильного решения.

По сути, доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Н.Р. Мостовенко

Судья: Н.В. Кучеренко