ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-672/17 от 14.12.2017 Ленинградского окружного военного суда (Город Санкт-Петербург)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-672/2017

14 декабря 2017 года. Санкт – Петербург.

Ленинградский окружной военный суд в составе: в составе:

председательствующего САВЕЛЬЕВА И.Г.

судей: ПОСТНИКОВА В.Н.

КУНЦЕВИЧА Ю.М.

при секретаре Валюке И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе истца на решение 224 гарнизонного военного суда от 21 сентября 2017 года по административному исковому заявлению <звание> Бачурина Александра Александровича об оспаривании действий командира войсковой части <номер>, связанных с установлением размера компенсации за наем жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Савельева И.Г., и объяснения административного истца с изложением доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд,

У С Т А Н О В И Л:

Бачурин А.А. в заявлении в суд просил признать незаконным решение командира войсковой части <номер> от 9 августа 2017 года об установлении ему компенсации за наем жилого помещения в размере 3600 руб. и обязать ответчика выплачивать её в размере 15000 руб. в соответствии с договором найма жилого помещения в Санкт-Петербурге от 18 января 2017 года. В обоснование иска он сослался на пункт 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», предусматривающий для офицеров выплату компенсации в повышенном размере.

Суд отказал в удовлетворении иска полностью на том основании, что Бачурин А.А. проходит военную службу в воинской части, дислоцированной в <адрес> Ленинградской области, а поэтому он имеет право на компенсацию за наем жилого помещения в размере 3600 руб., установленном в пункте 2.1 названного постановления Правительства РФ применительно к населенному пункту, в котором он проходит военную службу. Оснований для ее выплаты истцу в повышенном размере в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ не имеется в связи с отсутствием соответствующего решения уполномоченного органа.

В апелляционной жалобе Бачурин А.А. просит отменить решение в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. По его мнению, суд не учел требования статьи 226 КАС РФ и пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в связи с чем пришел к необоснованному выводу о том, что размер компенсации должен определяться в зависимости от места прохождения военной службы. Ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и постановление Правительства РФ от 27 октября 2012 года № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», а также на приказ Минтруда РФ от 10 августа 2016 года № 545н, истец утверждает, что предельный размер компенсации за наём жилого помещения для его семьи из 3 человек составляет 25646 руб. 92 коп. Следовательно, он имеет законное право на получение компенсации в размере 15000 руб., которые он ежемесячно выплачивает по условиям договора найма. В заключение он просит учесть, что именно в таком размере данная компенсация предоставлялась ему командиром воинской части в период с января по март 2017 года.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, <звание> Бачурин А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части <номер>, дислоцированной в г. <адрес> Ленинградской области, вместе с женой и ребёнком включен в список на получение служебного жилого помещения и по договору найма от 18 января 2017 года проживает в жилом помещении в Санкт-Петербурге. В целях компенсации расходов за наем жилого помещения воинская часть в период с января по март 2017 года выплачивала Бачурину А.А. ежемесячно 15000 руб.

Поскольку с апреля 2017 года указанная компенсация была установлена истцу в размере 3600 руб., он просил суд обязать командира воинской части выплачивать ее в прежнем размере 15000 руб.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на отсутствие разрешения директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ на выплату военнослужащим денежной компенсации в размере, превышающем 3600 руб., установленном в пункте 2.1 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» для солдат, сержантов, матросов или старшин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, расположенных в городах, не являющихся городами федерального значения.

Действительно, в соответствии с пунктом 2 названного постановления Правительства РФ размер возмещения военнослужащим расходов за наем (поднаем) жилого помещения должен определяться в зависимости от места прохождения военной службы. Поскольку Бачурин проходит военную службу в воинской части, дислоцированной в г. <адрес> Ленинградской области, суд обоснованно отказал истцу в выплате компенсации в размере, предусмотренном для найма жилого помещения в Санкт-Петербурге, где истец фактически проживет по договору найма.

Вместе с тем, суд не учел, что Бачурин А.А. относится к категории военнослужащих, в отношении которых фактически имеется разрешение уполномоченного органа о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в размере, превышающем сумму, указанную в пункте 2.1 упомянутого постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909.

К такому выводу окружной военный суд приходит на основании «Инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909», утвержденной приказом главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ от 24 января 2007 года № 21. В пункте 5 Инструкции указано, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим и членам их семей за счет средств внутренних войск МВД России в размерах, оговоренных договором найма жилого помещения, но не более размеров, определенных данным постановлением Правительства РФ.

На день издания указанного приказа постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 в первоначальной редакции предусматривался единый размер денежной компенсации для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Применительно к г. <ГОРОД> он составлял 1200 руб.

С 1 января 2009 года на основании постановления Правительства РФ от 3 сентября 2008 года №653 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 852 и от 31 декабря 2004 года №909» размер компенсации за наём жилых помещений в населенных пунктах данной категории был увеличен до 3600 руб. В связи с этим указанная компенсация военнослужащим войсковой части <номер>, проживающим по договорам найма (поднайма) в г. <ГОРОД> производилась в увеличенном размере в соответствии с пунктом 5 «Инструкции о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909».

Затем постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015года №989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004года №909» для офицеров, прапорщиков и мичманов вместо фиксированного размера компенсации был установлен порядок ее расчета в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе обусловленных договором найма жилого помещения. В соответствии с пунктом 2 данного постановления денежная компенсация военнослужащим, к категории которой относится истец, с 29 сентября 2015 года выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012года №1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы.

Согласно абзацу третьему данного пункта норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2016 года № 418н «Об утверждении предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2017 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации» предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Ленинградской области составляет 401 руб. 69 коп.

Таким образом, исходя из состава семьи истца в количестве трех человек, включенных жилищной комиссией воинской части в список на предоставление служебного жилого помещения, максимальный размер положенной ему денежной компенсации за наем жилого помещения по месту дислокации воинской части составляет 17272 руб. 67 коп. (43*401,69). Поскольку по условиям договора Бачурин А.А. ежемесячно выплачивает за наем жилого помещения 15000 руб., он вправе рассчитывать на денежную компенсацию в указанном размере.

При этом, вопреки выводу суда первой инстанции, никакого дополнительного разрешения на выплату истцу компенсации в указанном размере не требуется, так как установленным «Инструкцией о мерах по реализации во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909» порядком предусматривается тот размер компенсации, который определен названным постановлением Правительства РФ на период фактического найма (поднайма) военнослужащими жилого помещения. Учитывая, что применение иных условий, в том числе указанных в абзаце пятом пункта 2 этого постановления Правительства РФ, в Инструкции не оговаривается, это обстоятельство следует расценивать как разрешение уполномоченного органа на выплату компенсации в размере фактических расходов по найму жилого помещения, но в переделах установленного норматива его общей площади.

Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации» внутренние войска МВД РФ преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Как указано в подпункте «б» пункта 14 данного Указа, до вступления в силу нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность войск национальной гвардии РФ, действуют нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск МВД РФ.

Кроме того, определяя основные задачи Росгвардии, Президент РФ в подпункте 10 пункта 2 «Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденного Указом от 30 сентября 2016 года № 510, отнес к их числу обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей.

Принимая во внимание, что после преобразования внутренних войск МВД РФ и включения их в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ директор Службы не издавал нормативных правовых актов, регулирующих порядок выплаты военнослужащим денежной компенсации за наём (поднаем) жилых помещений, следует полагать действующими тот порядок и условия, на которых она производилась военнослужащим внутренних войск в соответствии с приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 24 января 2007 года, изданного в соответствии с подпунктом 19 пункта 8 «Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента от 3 марта 1999 года № 281, в целях осуществления мер по обеспечению конституционных прав, гарантий и социальной защиты военнослужащих внутренних войск.

При данных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований ссылаться на положения абзаца пятого пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, как на основание для отказа в удовлетворении иска под предлогом отсутствия разрешения уполномоченного органа на выплату денежной компенсации в размере, установленном по правилам абзаца первого и третьего указанного пункта.

В связи с этим окружной военный полагает отменить решение вследствие неправильного толкования гарнизонным военным судом норм материального права и принять по делу новое решение о признании незаконными действий командира войсковой части <номер>, выразившихся в установлении Бачурину А.А. денежной компенсации в размере 3600 руб.

Поскольку в материалах дела отсутствуют документально подтвержденные сведения о фактических ежемесячных выплатах Бачурину А.А. компенсации за период с 1 апреля 2017 года, окружной военный суд лишен возможности определить конкретную сумму денежной задолженности и удовлетворить иск полностью в размере ежемесячных выплат 15000 руб., как просит истец, без учета уже произведенных выплат. При таких условиях восстановление нарушенного права Бачурина А.А. должно осуществляться путем возложения на ответчика обязанности по выплате истцу указанной компенсации исходя из ее размера, равного 15000 руб., с зачетом ранее выплаченных ему денежных средств в счет возмещения расходов за наём жилого помещения за период с 1 апреля 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, окружной военный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение 224 гарнизонного военного суда от 21 сентября 2017 года по административному исковому заявлению <звание> Бачурина Александра Александровича об оспаривании действий командира войсковой части <номер>, связанных с установлением размера компенсации за наем жилого помещения, отменить.

Принять новое решение. Административный иск удовлетворить частично. Обязать командира войсковой части <номер> выплатить Бачурину А. А. компенсацию за наем жилого помещения в размере 15000 руб. за вычетом ранее выплаченных сумм за период с 1 апреля 2017 года.